Новости – Люди












Люди
«Песни Цоя хорошо звучат на гуслях»

За 13 лет увлечения Плотников приобрел известность в кругах любителей этнической музыки. Фото: Александр Нечаев / «Русская планета»
Мастер старинных музыкальных инструментов рассказал, как восстанавливает музыку предков
24 октября, 2015 05:00
8 мин
За свою жизнь воронежец Сергей Плотников сменил множество мест работы: был слесарем, риелтором, организатором праздников, педагогом. Но если бы ему сказали, что в 40 лет он увлечется изготовлением старинных музыкальных инструментов и это станет его основным занятием, не поверил бы. Между тем за 13 лет увлечения новым хобби Плотников открыл музей и приобрел известность в кругах любителей этнической музыки. А заодно выучил ноты: раньше будущий мастер не отличал фа от ля, а диез от бемоля.
Волынка вместо дудочки
— Все началось с книги, которую мне жена подарила на новогодние праздники в 2002 году, — рассказывает Сергей Плотников. — В книге описывались различные старинные музыкальные инструменты, имелись чертежи. Подарок, как говорится, был со смыслом: супруга хотела, чтобы я сделал какую-нибудь дудочку или трещотку. Мы в то время организовывали детские лагеря «Индейцы» и «Славяне» с определенной этнической спецификой. У нас были вечерние посиделки у костра, и, конечно, мы пели песни под гитару. Жена возмутилась: ну какая гитара у славян, неаутентично!
Однако в книге, помимо простых инструментов, были чертежные схемы волынки. Плотников решил, что если уж делать, то ее.

Все инструменты в музее в рабочем состоянии, на них могут играть посетители. Фото: Александр Нечаев / «Русская планета»
— Сейчас сложился стереотип, что волынка — шотландский национальный инструмент, — рассказывает мастер, — но на самом деле в древние времена он был широко распространен во многих странах, в том числе и на Руси. Просто шотландцы до сих пор его используют в военных оркестрах, а у нас этот инструмент подзабыли. Кстати, волынка — это более современное название, раньше инструмент чаще называли словом «дуда».
Волынка — не самый простой в изготовлении музыкальный инструмент. С деревом Плотников всегда был на ты, но музыкального образования и слуха у него не было: «Я с музыкой никак не был связан, даже в детстве, когда родители пытались научить играть на балалайке, постоянно убегал и очень не любил музыку. Но в 40 лет пришлось осваивать ноты».
Волынка состоит из нескольких частей. Сначала нужно сделать игровую трубку, которая почти не отличается от традиционного русского инструмента под названием жилейка, или рожок. Если ее вставить в мешок, звук станет непрерывным, а если добавить еще одну трубочку, играющую непрерывно одну ноту, то получится фон, которым и славится волынка. Плотников столкнулся с трудностями уже на стадии игровой трубы, ведь она должна быть настроена и играть точно по нотам.
Фото: Александр Нечаев /«Русская планета»
— Мне тогда очень помог мой приятель Константин Харитонов, руководивший ансамблем балалаечников в интернате, где я работал, — вспоминает мастер. — Он брал баян, приходил ко мне, и мы подбирали высоту звука. Я постепенно узнал про тона, полутона и прочие музыкальные премудрости. Волынку мы методом проб и ошибок делали год, хорошо, что хватило терпения не бросить. Однако, когда инструмент получился, пришло какое-то воодушевление. Мы с друзьями создали ансамбль фольклорной музыки, в котором я играл на волынке. Музыкант из меня еще тот, но партии были очень простые, а колорит от волынки создавался непередаваемый.
«Все делаю из подручного материала»
Аппетит пришел во время еды, и после первого успеха Плотникову захотелось сделать колесную лиру. Это тоже некогда очень популярный, но забытый в нашей стране инструмент. Нашел в интернете чертежи и начал мастерить. Ноты он к тому времени выучил, так что работа продвигалась быстрее. Потом были арфа, гусли, гудок и другие инструменты. У Плотникова было несколько экспериментов с европейскими инструментами, но в основном он работает с русской музыкальной традицией.

Фото: Александр Нечаев / «Русская планета»
— Летописи и старые книги оцифрованы, не нужно даже по библиотекам ездить. Если знать, где искать, то можно найти и описания, и чертежи — бери и делай. Меня часто спрашивают, из чего я делаю инструменты. Как и старинные мастера: из подручных материалов. В древности мужики не искали ничего особенного, брали, что было вокруг. Да, для простых духовых инструментов очень хорошо подходит бамбук, но где взять бамбук у нас? Поэтому в ход идут камыш, дудник и другие пустотелые растения. Нашел подходящий стебель, очистил, высушил, настроил — примитивная дудочка готова. Если мы говорим о дереве, то ситуация аналогичная. В русских деревнях о палисандре, который сегодня очень популярен на заводах по производству музыкальных инструментов, и не слышали, а пользовались тем, что росло рядом — дубом, сосной, елью.
Иногда он, конечно, использует современные технологии. В качестве мешка для волынки взял не бычий пузырь, как это делали предки, а кусок ткани, а струны изготавливает из лески, а не из жил животных. Но принцип тот же самый: все инструменты Плотникова выполнены из подручных материалов, которые можно либо найти в природе, либо купить в простом хозяйственном магазине.
Дудук воронежский
К идее создания музея Сергей Плотников пришел не сразу.

Сергей Плотников. Фото: Александр Нечаев / «Русская планета»
— В какой-то момент просто делать музыкальные инструменты мне стало неинтересно, я начал больше выступать, играть в коллективах, — рассказывает он. — Мы посещали различные фестивали, в том числе и бардовские, куда я всегда брал с собой что-то из инструментов, делал небольшой шатер и всем желающим рассказывал и показывал, как они звучат. Отбоя от посетителей не было. Так я понял, что нужно сделать место, где люди могли бы посмотреть на инструменты и послушать их. В итоге появился «Музей забытой музыки», работающий уже восемь лет. Большую часть коллекции сделал я сам, но есть и подаренные экземпляры.
Все инструменты в музее в рабочем состоянии, на них могут играть посетители. А некоторые экспонаты Плотников модифицирует. Один из таких экспериментов получил название «дудук воронежский». Он сделан на основе дудука кавказского, но из других материалов.
— Оригинальный инструмент имеет деревянный корпус и двойной язычок из тростника. Но где взять тростник в Воронеже? — рассказывает мастер. — Не беда: язычок можно сделать из других материалов, например из пластиковых бутылок. Так что сам принцип от дудука кавказского, но материалы и звук другой, так что я назвал инструмент «дудук воронежский».
Еще одно ноу-хау Плотникова — 18-струнные гусли. Девять парных струн, настроенных в разных октавах. Инструмент преобразился, звук стал мощнее и интереснее. Сегодня для Плотникова это основной концертный вариант.
— У меня не хватило терпения освоить гитару, пальцы болят, аккорды запоминать нужно, но я гитару полностью заменил гуслями, — поясняет он. — У этого инструмента большой диапазон, он позволяет играть композиции разных жанров: баллады, былины, духовную музыку, рок. Отлично на гуслях звучат песни Цоя. Также люблю колесную лиру — за духовность. Репертуар для нее довольно узкий, преимущественно это песни православной тематики, но есть в них какая-то особая энергетика. Не случайно в древности выступления лирников были очень популярны.
Инструменты Плотникова известны не только в России, они даже попали в Голливуд. Мастер изготовил калюку и жилейку, они звучат в фильме «Орел девятого легиона». Звукорежиссером фильма был Владимир Соколов, который окончил Московскую консерваторию, но потом переехал работать в Лос-Анджелес. Когда ему потребовалось записать для фильма этническую музыку, он вспомнил о Плотникове, с инструментами которого успел познакомиться еще в России.
Воронежский мастер признается: ему немного обидно, что про старинные инструменты сегодня мало кто знает. Основной своей задачей он считает не изготовление инструментов и не концерты на них, а популяризацию музыки предков, ведь старинные музыкальные инструменты — это не только звуки и техника игры, но и репертуар, и свой взгляд на мир.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости