Новости – Общество
Общество
«Пензенские затворники всегда возможны»
Петр Кузнецов у молельного дома в селе Никольское Пензенской области, 31 марта 2008 года. Фото: Максим Богодвид / РИА Новости
Основатель движения «пензенских затворников», чей добровольный уход под землю в 2007 году взбудоражил всю страну, продолжает принудительное лечение в психбольнице
20 ноября, 2014 16:26
5 мин
Первомайский районный суд Пензы на днях вынес решение о продлении принудительного психиатрического лечения лидеру «пензенских затворников» Петру Кузнецову, передает РИА «Новости».
«Русская планета» вспоминает, что именно произошло в Бековском районе Пензенской области с 35 людьми, поверившими в прогноз Кузнецова о скором наступлении Армагеддона.
Началось все с проповеди: в середине нулевых православный мирянин Кузнецов, строитель по образованию, отправился в путешествие по России и Белоруссии. Проповедовал он о Страшном суде, который, по его сведениям, должен был состояться в мае 2008 года. Постепенно его проповеди стали находить отклик, и в конце 2005 года Кузнецов поселился в селе Никольском Пензенской области, приведя с собой несколько десятков последователей, семеро из которых были белорусами.
Уже тогда Кузнецов и его ближний круг стали втайне от местных жителей готовить землянку, которая и должна была спасти их от апокалипсиса. В пещеру принесли газовые баллоны, емкости с керосином и где-то 500 кг меда и варенья.
Когда в октябре 2007 года последователи Кузнецова ушли с несколькими детьми под землю в добровольное заточение, новость об этом стала распространяться. Затворники ни за что не соглашались покинуть свое убежище: их не пугали ни паводки, ни пожары. Они игнорировали уговоры местных священников, белорусских депутатов, бывшего олигарха Стерлигова и тогдашнего министра юстиции Устинова. На них не подействовал даже спецназ, применявший спецсредства.
Кончилась история трагически — две затворницы умерли 9 апреля 2008 года, одна от онкологического заболевания, а другая — от голода. Оставшийся костяк самых убежденных затворников сдался из-за запаха разлагающихся тел. Однако они продержались до месяца предполагаемого апокалипсиса, и многие связывают их выход из затвора с разочарованием в пророчестве Кузнецова. Сам Кузнецов изначально не пошел под землю, был арестован по 282 статье и помещен в психиатрическую больницу с диагнозом «бредовое состояние» еще в ноябре 2007 года.
В своих записях Кузнецов называл себя «схимонахом Максимом» и «убогим Петром», обличал учение церкви и говорил о том, что божье слово идет непосредственно из его уст.
Петр Кузнецов (справа) у молельного дома в селе Никольское Пензенской области, 31 марта 2008 года. Фото: Максим Богодвид / РИА Новости
«Таких людей очень много, их тысячи, но они не всегда находят себе вожаков, и именно благодаря этому затворы, подобные пензенскому, не возникают повсеместно. Основной признак, объединяющий их, — жизненное ощущение, что все катится в тартарары и что наступают последние времена этого мира», — рассказал РП епископ Григорий Лурье. Лурье отметил, что это могут быть и люди вполне жизнерадостные: «Одна такая вечно ждущая Армагеддона паломница, например, спокойно ездила по всему православному миру, радовалась жизни и ни в чем себе не отказывала, но никогда не выпускала из рук чемодан со всем необходимым для выживания на Страшном суде».
Лурье рассказал, что в православном мире существуют целые «центры», распространяющие идеи скорого апокалипсиса: «Один из таких — Почаевская лавра на западе Украины. Там еще с советских времен собирались настроенные на скорый конец света люди, да и сейчас они там собираются. И это совершенно официальный монастырь Московского патриархата. Оттуда идет определенное "накачивание" населения определенного толка разговорами, листовками и литературой». Лурье не знает, сколько таких центров существует в восточнославянском православном мире. Почаевская лавра, по его словам, старейший и наиболее заслуженный из них, — действует уже несколько десятилетий.
Лурье рассказал, что в православном мире существуют целые «центры», распространяющие идеи скорого апокалипсиса: «Один из таких — Почаевская лавра на западе Украины. Там еще с советских времен собирались настроенные на скорый конец света люди, да и сейчас они там собираются. И это совершенно официальный монастырь Московского патриархата. Оттуда идет определенное "накачивание" населения определенного толка разговорами, листовками и литературой». Лурье не знает, сколько таких центров существует в восточнославянском православном мире. Почаевская лавра, по его словам, старейший и наиболее заслуженный из них, — действует уже несколько десятилетий.
«Ушедшие тогда в землянку люди никак не были связаны ни с Истинно православной церковью, ни с Катакомбной церковью, несмотря на общие апокалиптические моменты их мировосприятия. Все они совершенно точно были прихожанами Московского патриархата», — рассказывает епископ.
Лурье считает, что те, кто оставался под землей дольше всех, — однозначно люди с нестабильной психикой, а их лидер — «по-настоящему буйный», и отец Григорий абсолютно уверен, что его необходимо лечить, но никакой «карательной психиатрии», направленной на ухудшение его состояния, пензенские власти не проводят. Другое дело, что и об улучшении его состояния тоже пока говорить рано, говорит епископ.
«"Пензенские затворники" всегда возможны. Если говорить не о лидерах, а о рядовых членах таких сообществ, то они вполне могут полноценно социализироваться, попади они в благоприятные для психики условия, а не под влияние человека с лидерскими качествами и одновременно ворохом самых разных психопатологических расстройств. Они не необратимые сумасшедшие, а вполне обратимые и вовсе не сумасшедшие», — уверяет Лурье.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости