Общество
Лента новостей
Лента новостей
Сегодня
Политика
Общество
Бизнес
Культура
Сделано Русскими
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
Новости
Общество
Общество

Искусство, (не) близкое народу

Патриотические граффити, создаваемые при поддержке государства, зачастую становятся объектами обоснованной критики

Владимир Лактанов
5 мин

Фото: проектсеть.рф

Сегодня у российских художников, которые занимаются уличным искусством, появилась возможность работать с государством. Речь идет о существующем запросе «сверху» на патриотические граффити в городской среде. Начиная с 2014 года, они уже стали привычной реальностью не только в столице, но и других крупных городах России. Однако, несмотря на то, что талантливых ребят с правильными взглядами достаточно, есть государственные средства на нужную визуальную пропаганду и организации, которым делегированы соответствующие функции, результат с художественной и смысловой точки зрения, мягко говоря, оставляет желать лучшего. При этом идеал не является недосягаемым — сами создатели апеллируют к советскому культурному наследию, когда монументальное искусство вдохновляло массы и создавало реальность.
«Русская Планета» разбиралась, почему, несмотря на чистоту замысла и наличие всех возможностей для его воплощения, граффити на патриотические сюжеты чаще становятся объектами критики и даже насмешек — не только над авторами и идеей, но и над государственной пропагандой и общенациональными ценностями.
Что приносит «Сеть»
Большая часть самых известных граффити патриотического содержания — дело рук молодежного проекта «Сеть», имеющего славу прокремлевского, что подразумевает государственное финансирование и определенную бюрократическую составляющую. Это лишь одно из многих направлений работы организации, на счету которой многочисленные мастер-классы, художественные выставки, модные показы, видеообращения и другие акции. В целом «Сеть» активно ведет полезную для общества деятельность, благодаря которой можно не беспокоиться, что молодое поколение станет «потерянным». И все же работа с уличным искусством явно не самая сильная ее сторона, хотя у «Сети» есть возможность привлекать на выгодных условиях художников для этой работы и «зеленый свет» от городских властей, которые предоставляют лучшие фасады. Все это значительно упрощает работу: обычно стрит-артисты рискуют столкнуться с правоохранительными органами, их произведения оперативно закрашивают коммунальные службы, и очень немногие из них успешно капитализируют свое творчество.
Читатели «РП» наверняка видели масштабные росписи с логотипом «Сети» — если не воочию, то хотя бы на фотографиях в интернете, и могли их оценить. Среди самых известных работ — пятнадцатиметровая картина с Юрием Гагариным в Москве на фасаде здания на Нахимовском проспекте с лозунгом: «Юра, мы исправились!».
Другое резонансное граффити-аллегория от художников проекта «Сеть» находится в Москве на пересечении проспекта Сахарова и Садовой-Спасской. На нем изображен блендер, в котором плавают пираньи, и человек в костюме, который в любой момент может нажать красную кнопку на крышке прибора.
«"Кухонный прибор" — это метафорическое изображение мира, а пираньи — мировые правила, которые созданы англосаксами. Человек, который контролирует кнопку — это аллегорическое прочтение роли Путина, который бросил вызов мировым правилам и однополярному миру», — говорится в аннотации на сайте проекта.
Десятиметровое граффити «Смена приоритетов» на Садовом кольце стало репродукцией картины «Смена приоритетов» молодого художника из Брянска Павла Чувина. Та, в свою очередь, интерпретирует известную картину «Банка супа Кэмпбелл» Энди Уорхола. Под содранной этикеткой банки с супом обнаруживается российская сгущенка. Этим жестом автор хочет сказать, «что сейчас пришло время, когда символы нашей страны приобретают популярность среди людей во всем мире». Работа «Есть вещи поважнее фондового рынка» также посвящена истинным ценностям.
Воссоединение Крыма с Россией логично стало источником вдохновения для художников «Сети». На фасаде одного из домов на Новослободской улице в Москве появилось граффити «Вернули свое» с изображением «вежливого человека» в защитной хоккейной форме на фоне флага России и карты Крыма. Работа сопровождается надписями: «С Днем России», «Вернули Свое», «Сеть».
Появились граффити не только в Москве, но и во Владимире — «От Владимира до Владимира» (от Крестителя Руси до Путина) и в Севастополе, где также создана пятнадцатиметровая настенная роспись «С возвращением в родную гавань», посвященная крымским событиям.
Наконец, самый масштабный граффити проект Сети — «Спасибо» от Калининграда до Владивостока. На фасадах домов в Калининграде, Санкт-Петербурге, Севастополе, Москве, Новосибирске, Иркутске и Владивостоке появились огромные граффити со словами: Сила, Память, Арктика, Суверенитет, История, Безопасность и Олимпиада, первые буквы которых складываются в одно слово «Спасибо», адресованное Владимиру Путину.
граффити молодежного проекта «Сеть»
Фото: проектсеть.рф
Как рассказывает один из активистов проекта «Сеть» художник Константин Степанов, автор работ «Юра, мы исправились!» и «Вернули свое», граффити в России появились в начале девяностых, на фоне влияния американской культуры, так называли бессмысленные надписи и рисунки на заборах и фасадах домов. По словам Степанова, уличное искусство — это еще и простой способ донесения мысли автора до горожан с помощью эстетически выразительных образов. «За последние 20 лет в России выросли настоящие уличные художники, сегодня мы объединены проектом «Сеть». В стрит-арт-тусовке принято разделять оппозиционные России взгляды и вкладывать этот контекст в свое творчество, наверное, так проще стать известным, но к нам это не относится. Мы называем свое творчество не модным словом «стрит-арт», а именно «уличным искусством» и вкладываем в свои произведения консервативную русскую идеологию, пропагандируя традиционные русские ценности. Это своего рода эволюция советских стенгазет и идеологических плакатов, но в разы больше, ярче и информативней», — поясняет он.
В самой «Сети» «Русской Планете» рассказали, что сюжеты для граффити разрабатываются в процессе коллективных мозговых штурмов, но что конкретно будет изображено на стене, решают в итоге сами художники. «К критике в наш адрес относимся спокойно. В “Сети” результатами работы наших графитчиков довольны», — заверили в пресс-службе молодежного проекта.
Участники молодежного проекта «Сеть»
Участники молодежного проекта «Сеть». Фото: проектсеть.рф
Задача государственной важности
В то же время среди уличных художников, да и простых горожан граффити-произведения «Сети» далеко не всегда вызывают одобрение и уж тем более восхищение. Даже если не обращать внимания на идею или лозунги, это просто некрасиво.
Так, художник и граффити-райтер Миша Most в беседе с «РП» отметил, что к патриотическим граффити относится спокойно, но зачастую они сделаны очень некачественно, явно не от чистого сердца. Складывается ощущение, поделился он, что у заказчиков есть бюджеты, которые необходимо потратить, при этом не важно на что, по принципу: «как попроще и побыстрее».
«Мне кажется, что заказчики впервые сталкиваются так близко с изобразительным искусством, а эскизы делают дизайнеры не самого высокого уровня, которые никогда не работали с уличным пространством. Сами граффити-артисты не являются авторами ни идеи, ни изображения, они рисуют по уже готовому эскизу, который заказали неразбирающиеся люди, а изготовили плохие дизайнеры. Нас часто спрашивают: как вы, уличные художники, к этому относитесь? Я никак к этому не отношусь. К уличному искусству, граффити это никакого отношения не имеет», — рассуждает Миша Most.
В результате страдает художественная составляющая, а многие уличные художники начинают испытывать негативные эмоции к жанру патриотических граффити и чуть ли не патриотизму как таковому, констатирует Most.
В свою очередь художник и граффити-артист Дима Шмель опроверг утверждение, что большинство его коллег оппозиционно настроены. Сам он был бы рад возможности сотрудничать с государством, но пока диалог не складывается.
«По работам «Сети» заметно, что их рисуют при помощи проектора, как раскраску, это вызвано нехваткой опыта или времени. Формы плохо прорисованы, тема недостаточно раскрыта. Получается так, что идейные заинтересованные люди с художественным образованием оказываются не у дел, а на улицах мы видим некачественные патриотические раскраски, а не продуманные работы с хорошей композицией», — говорит он.
Художник считает, что результат мог бы быть лучше, если бы в России действовал госзаказ на создание произведений уличного искусства, с открытым конкурсом, в котором могли бы участвовать не только граффити-артисты, но и художники-монументалисты. «Нам нужно развивать свое уличное искусство на основе своей культуры. Отличная сюжетная база — это фольклор регионов и народов России. Это идеальная тема для всех городов нашей страны», — добавляет Шмель.
Хорошо известна практика, существовавшая во времена СССР, когда государство выделяло средства на оформление общественного пространства росписями, мозаиками и другими произведениями монументальной пропаганды. Этим занимались специальные художественные фонды, а сами художники осознавали важность стоящей перед ними задачи. Нет ничего зазорного в том, чтобы сегодня делать заказную коммерческую работу для государства, но нужно делать ее хорошо. К граффити на патриотические сюжеты приковано более пристальное внимание критиков и общественности, нежели к другим, более привычным, настенным рисункам. Дело в том, что речь здесь не только о политическом или идеологическом послании, а об образе Родины, который может остаться в истории. Работа «Сети» — это, по сути, появление государственного художественного заказа в новой форме, но заниматься этим должны профессионалы, а система выбора сюжетов и конкурс должны быть более прозрачными.
В заключение стоит сказать, что патриотические граффити может постигнуть судьба многих прогосударственных проектов, связанных с распространением информации, агитацией и пропагандой в хорошем смысле этого слова. Уже не первый раз на радость оппонентам России искренний патриотический замысел оборачивается банальным распилом бюджета, идейные, талантливые и активные граждане оказываются за бортом, а очередной низкокачественный одноразовый продукт делается исключительно для галочки в отчете.
темы
Новости партнеров
Реклама
Реклама
5 мин