Общество
Сегодня
Политика
Происшествия
Люди
Экономика
Следствие
Бизнес
Культура
Наука и медицина
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Поддержать проект
Вопрос-Ответ
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
В России признаны экстремистскими и запрещены организации «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля». Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», Общественное движение «Штабы Навального».
НКО, выполняющие функции иностранного агента: Некоммерческая организация «Фонд по борьбе с коррупцией», Межрегиональный профессиональный союз работников здравоохранения "Альянс врачей", Автономная некоммерческая организация «Центр по работе с проблемой насилия «НАСИЛИЮ.НЕТ», Программно-целевой Благотворительный Фонд "СВЕЧА", Красноярская региональная общественная организация "Мы против СПИДа", Некоммерческая организация "Фонд защиты прав граждан", Автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг "Акцент", Межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов "Открытый Петербург", Санкт-Петербургский благотворительный фонд "Гуманитарное действие", Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан "Феникс ПЛЮС", Фонд содействия правовому просвещению населения "Лига Избирателей", Некоммерческая Организация Фонд "Правовая инициатива", Некоммерческая организация Фонд "Общественный фонд социального развития "Генезис", Автономная некоммерческая организация информационных и правовых услуг "Гражданская инициатива против экологической преступности", Некоммерческая организация "Фонд борьбы с коррупцией", Пензенский региональный общественный благотворительный фонд "Гражданский Союз", Ингушское республиканское отделение общероссийской общественной организации "Российский Красный Крест", Общественная организация "Саратовский областной еврейский благотворительный Центр "Хасдей Ерушалаим" (Милосердие), Частное учреждение "Центр поддержки и содействия развитию средств массовой информации", Региональная общественная организация содействия соблюдению прав человека "Горячая Линия", Фонд "В защиту прав заключенных", Автономная некоммерческая организация "Институт глобализации и социальных движений", Автономная некоммерческая организация противодействия эпидемии вич/спида и охраны здоровья социально-уязвимых групп населения "Центр социально-информационных инициатив Действие", Челябинское региональное диабетическое общественное движение "ВМЕСТЕ", Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан, Благотворительный фонд помощи осужденным и их семьям, Городской благотворительный фонд "Фонд Тольятти", Свердловский региональный общественный фонд социальных проектов "Новое время", Фонд содействия устойчивому развитию "Серебряная тайга", Фонд содействия развитию массовых коммуникаций и правовому просвещению "Так-Так-Так", Региональная общественная организация содействия просвещению граждан "Информационно-аналитический центр "Сова", Региональная общественная организация помощи женщинам и детям, находящимся в кризисной ситуации "Информационно-методический центр" Анна", Автономная некоммерческая организация социальной поддержки населения "Проект Апрель", Региональный благотворительный фонд "Самарская губерния", Свердловский областной общественный фонд "Эра здоровья", Международная общественная организация "Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество "Мемориал", Автономная Некоммерческая Организация "Аналитический Центр Юрия Левады", Автономная некоммерческая организация "Издательство "Парк Гагарина", Фонд содействия защите здоровья и социальной справедливости имени Андрея Рылькова, Благотворительный фонд социально-правовой помощи "Сфера", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности "Уральская правозащитная группа", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности - женское общественное объединение "Женщины Евразии", Омская региональная общественная организация "Центр охраны здоровья и социальной защиты "СИБАЛЬТ", Городская общественная организация "Рязанское историко-просветительское и правозащитное общество "Мемориал" (Рязанский Мемориал), Городская общественная организация "Екатеринбургское общество "МЕМОРИАЛ", Автономная некоммерческая организация "Институт прав человека", Некоммерческая организация "Фонд защиты гласности", Региональное общественное учреждение научно-информационный центр "МЕМОРИАЛ", Союз общественных объединений "Российский исследовательский центр по правам человека", Автономная некоммерческая организация "Дальневосточный центр развития гражданских инициатив и социального партнерства", Общественная организация "Пермский региональный правозащитный центр", Фонд "Гражданское действие", Межрегиональный общественный фонд содействия развитию гражданского общества "ГОЛОС-Урал", Автономная некоммерческая организация "Центр независимых социологических исследований", Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) специалистов "АКАДЕМИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА", Свердловская региональная общественная организация "Сутяжник", Межрегиональная благотворительная общественная организация "Центр развития некоммерческих организаций", "Частное учреждение в Калининграде по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров северных стран", Региональная общественная благотворительная организация помощи беженцам и мигрантам "Гражданское содействие", Автономная некоммерческая организация "Центр антикоррупционных исследований и инициатив "Трансперенси Интернешнл-Р", Региональный Фонд "Центр Защиты Прав Средств Массовой Информации", Некоммерческое партнерство "Институт развития прессы - Сибирь", "Частное учреждение в Санкт-Петербурге по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров Северных Стран", Межрегиональная общественная организация Информационно-просветительский центр "Мемориал", Межрегиональная общественная правозащитная организация "Человек и Закон", Фонд поддержки свободы прессы, Санкт-Петербургская общественная правозащитная организация "Гражданский контроль", Калининградская региональная общественная организация "Правозащитный центр", Региональная общественная организация "Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова", Некоммерческое партнерство "Институт региональной прессы", Частное учреждение "Информационное агентство МЕМО. РУ", Фонд "Институт Развития Свободы Информации", Калининградская региональная общественная организация "Экозащита!-Женсовет", Фонд содействия защите прав и свобод граждан "Общественный вердикт", Межрегиональная общественная организация Правозащитный Центр "Мемориал", Евразийская антимонопольная ассоциация.
Иностранные СМИ, выполняющие функции иностранного агента: "Голос Америки", "Idel.Реалии", Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Телеканал Настоящее Время, Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi), Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC), "Сибирь.Реалии", "Фактограф", "Север.Реалии", Общество с ограниченной ответственностью "Радио Свободная Европа/Радио Свобода", Чешское информационное агентство "MEDIUM-ORIENT", Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна, Юридическое лицо, зарегистрированное в Латвийской Республике, SIA «Medusa Project» (регистрационный номер 40103797863, дата регистрации 10.06.2014), Общество с ограниченной ответственностью «Первое антикоррупционное СМИ», Юридическое лицо, зарегистрированное в Королевстве Нидерландов, Stichting 2 Oktober (регистрационный номер № 69126968), являющееся администратором доменного имени интернет-ресурса «VTimes.io».
Лента новостей
Лента новостей
Новости – Общество
Русская планета

«Ликуют ангелы с небес»

Пасхальная открытка 1907 года. Фото: geofotoput.ru

Какими были русские пасхальные открытки до Октябрьской революции

Полина Виноградова
1 мая, 2016 10:00
8 мин
Монахини из Ново-Тихвинского монастыря в Екатеринбурге готовят подарки к приближающейся Пасхе для прихожан. В этом году нарядные куличницы и маленькие сумочки для крашеных яиц они решили украсить сюжетами, взятыми с дореволюционных пасхальных открыток. «Русская Планета» выяснила, когда пасхальные открытки появились в России и как отправились в эмиграцию.
Символы Пасхи — кулич, колокола, верба
Первые почтовые открытки или открытые письма, как их тогда называли, Министерство внутренних дел России разрешило выпускать частным лицам 19 октября 1894 года. До этого их издавало только почтовое ведомство.
Никаких рисунков на открытых письмах не было. На одной стороне официального однотонного бланка было напечатано: «На этой стороне кроме адреса не дозволяется ничего другого писать», на другой — «Почтовое управление за содержание письма не отвечает».
— Через четыре года после официального разрешения выпускать открытые письма, в продаже появились первые открытки, поздравляющие с праздником Пасхи. Их напечатал в 1898 году «Комитет попечения о сестрах милосердия русско-турецкой войны», более известный как «Община святой Евгении», — рассказывает корреспонденту РП коллекционер-филокартист София Оксенкруг. — На первых четырех открытках были изображены акварели, созданные художником Николаем Каразиным. И этот тираж имел такой успех, что «Община святой Евгении», созданная для помощи оставшимся без средств к существованию медицинским сестрам, решила специализироваться на их выпуске. За последующие 20 лет ею было напечатано почти 6,5 тыс. видов поздравительных открыток различной тематики. При тиражах в десятки тысяч экземпляров они расходились моментально, а все доходы от их продажи направлялись на благотворительность. Открытки этого издательства специалисты считали лучшими среди российских, каждая из них была маленьким шедевром полиграфии.
Конкуренты быстро оценили выгодное начинание. Тиражировать открытки к Пасхе начали и другие издательства, привлекая для гарантии успеха лучших художников того времени.
— Пасхальные открытки рисовали такие признанные мастера как Илья Репин, Борис Кустодиев, Аполлинарий Васнецов, Леон Бакст, Альберт Бенуа, Иван Билибин или Мстислав Добужинский. Каждый из них в своем неповторимом стиле создавал изысканные произведения, рассказывающие о празднике опосредованно, через связанные с ним традиции. Так, на одних открытках люди бережно несут из храма четверговый огонь, на других — звонят в колокола. Их усилиями признанными символами Пасхи стали куличи, расписные яйца «писанки» и веточки вербы, — рассказывает корреспонденту РП коллекционер-филокартист Леонид Гробовский. — Святейший Синод в 1900 году принял решение «о воспрещении печатания священных изображений на бланках для пасхальных открытых писем». Поясняя такую позицию церкви, архиепископ Никон (Рождественский) в 1911 году написал: «Место ли изображению лика Христова или Богоматери на бланке для открытого письма? Всякому понятно, что если бы даже не лик Господень, а просто ваш портрет был испачкан штемпелями, то вам было бы обидно».
Черненькие лучше многих беленьких
Вскоре издатели поняли, что лучше прочих расходятся рисунки, рассчитанные на массовый вкус. И тогда в продаже появились открытки для обывателей, с изображениями целующихся парочек и фривольными надписями вроде: «Придет милый разговляться, будем мы с ним целоваться», «Целуй в уста, теперь нет поста!» или «Долго было дожидаться, чтоб при всех поцеловаться».
— Большим спросом пользовались и сентиментальные открытки, которые рисовала художница Елизавета Бем, ученица Ивана Крамского. В народе их ласково называли «поздравишками», — говорит София Оксенкруг. — Умилительные сюжеты, героями которых обычно были деревенские дети, она сопровождала соответствующими им по духу незатейливыми рифмованными строчками, например: «Христос воскрес, Христос воскрес! Ликуют ангелы с небес!», «Кого люблю, тому дарю», «Курица Федорка, да петух Егорка с праздником поздравляют, счастья желают!», «Где кулич и тесто тут и наше место» или «За горами, за лесами, далеко живем. Вас же помним, поздравляем и поклоны шлем!». Среди интеллигенции особенно популярна была созданная Елизаветой Бем серия открыток, на которых дети были изображены в виде черных силуэтов, как в театре теней. Иван Крамской отозвался о них так: «И что за совершенство были эти силуэты! В них угадывалось даже выражение на лицах маленьких чернышей». А Илья Репин заявил: «Ее черненьких я люблю больше многих-многих беленьких». Одной только «Общиной святой Евгении» было выпущено 88 открыток по эскизам этой художницы.
Сейчас по нарядам красавиц, принимающих поздравления с Пасхой, можно изучать моду тех лет — все изобретения портных тут же перекочевывали на бумагу. Как только распространились велосипеды, стали печатать открытки и с ними. А на одной из них изображен даже дирижабль — он рассыпает с неба цветы к празднику.
Пасхальная открытка
Фото: geofotoput.ru
«Через горы и поляны я христосуюсь с тобой…»
Спрос на пасхальные открытки в России оказался настолько высок, что отечественные типографии не успевали справляться с заказами. В продаже появились иностранные открытки.
Чаще всего их печатали по готовым клише, на которых было оставлено место, чтобы можно было добавить поздравительную надпись на русском языке. Но импортные открытки особенным спросом в России не пользовались. Причина была в том, что на них часто изображали праздничную символику, чуждую православным — например, пасхальных зайцев или барашков. Покупатели также не желали видеть на открытках островерхие шпили католических костелов и протестантских кирх, им были ближе родные купола церквей. Поэтому издатели пошли по другому пути: начали печатать открытки в зарубежных типографиях, но по эскизам российских художников.
В годы Первой мировой войны сюжеты пасхальных открыток изменились. На них появились сестры милосердия, в том числе и императрица Александра Федоровна с дочерями, раненые в госпиталях и прочие приметы военного времени.
— На одной из наиболее известных открыток тех лет изображен бравый солдат, который вспоминает об оставленной возлюбленной. Рисунок сопровождается четверостишием: «Где ты, где, мой друг желанный, Друг любимый, дорогой? Через горы и поляны я христосуюсь с тобой!» — говорит Леонид Грабовский. — А самый популярной была открытка, на которой император Николай II в военной форме собственноручно вручает пасхальное лицо простому солдату.
%FOTO%
«Оставленная, но не забытая»
С приходом к власти большевиков традиция пасхальных открыток оборвалась. Пасха была признана поповским праздником и объявлена вне закона. А значит, и поздравлять с нею было незачем.
— Интересная пасхальная открытка была напечатана в 1917 году, после отречения от престола государя и февральской революции. Выглядит она парадоксально: на фоне огромного красного яйца, на котором напечатан лозунг «Да здравствует республика!», — рабочий протягивает руку солдату. А над всей этой композицией напечатано традиционное поздравление «Христос воскресе», — рассказывает Леонид Грабовский. — Больше таких попыток поженить идеологические противоположности не предпринимали. В 1918 и 1919 годах пасхальные открытки еще издавали иногда небольшими тиражами в Петрограде, но вскоре богоборческая власть запретила это.
В советские времена верующим приходилось искать способы обойти запрет. Они находили в продаже открытки с традиционными символами праздника — вербой, детьми, и писали поздравление на обороте.
В годы Великой Отечественной войны отношение к верующим ненадолго стало либеральнее, и в 1943–1946 годах небольшими тиражами даже выпускали пасхальные открытки, разрешив продавать их исключительно в церковных лавках. Следующие тиражи пасхальных открыток были напечатаны в России уже после перестройки, в конце 80-х годов прошлого века.
— Все эти годы традицию пасхальных открыток бережно сохраняли в эмигрантской среде. Для людей, потерявших Родину, они оставались способом почувствовать связь с ней, оставленной, но не забытой, — говорит София Оксенкруг. — В 20-е годы прошлого века в Берлине пасхальные открытки выпускало издательство Ольги Дьяковой, в США их выпускал бывший гусар Николай Подушкин. А в старейшем в США православном Свято-Троицком монастыре в Джорданвилле, расположенном в штате Нью-Йорк, в 50-е годы их печатали по эскизам, созданными архимандритом Киприаном (Пыжовым). В своих ностальгических рисунках он бережно воссоздавал потерянную православную Русь такой, какой ее запомнил.
Поделиться
ТЕГИ
поддержать проект
Для поднятия хорошего настроения, вы можете угостить наших редакторов чашечкой кофе
Маленькая чашка кофе
cup
200 ₽
Средняя чашка кофе
cup
300 ₽
Большая чашка кофе
cup
500 ₽
Большая чашка кофе и что-то вкусное
cup
900 ₽
Нажимая на кнопку «Поддержать», я принимаю пользовательское соглашение, политику конфиденциальности и подтверждаю свое гражданство РФ
Кто может поддержать проект?
Поддержать проект могут только граждане России. Поддержка осуществляется только в рублях. В соответствии с требованием закона.
8 мин
Лень сёрфить новости? Подпишись и БУДЬ В КУРСЕ