Новости – Общество
Общество
Парус вернули
Перед кругосветным путешествием. Фото из архива Сергея Щербакова
Как омич Сергей Щербаков и его команда возродили парусный спорт в городе, совершив кругосветное путешествие
22 ноября, 2015 18:00
10 мин
В Омске находится старейшая парусная школа Сибири. Первая регата прошла на Иртыше в 1911 году. После революции и гражданской войны яхты продолжали ходить по российской реке. Но в перестройку погибли все яхт-клубы, существовавшие почти при каждом заводе. Не возродилось бы парусное движение, если бы не офицер и мастер спорта Сергей Щербаков и его соратники, решившиеся обогнуть земной шар на яхте «Сибирь».
– В родном Саратове я серьезно занимался плаванием, — рассказывает Сергей Щербаков. — В 1964 году мы с родителями переехали в Омск, и разрушилась первая мечта: бассейна в городе не было, в Иртыше можно плавать только летом. Помогла случайность. На реке меня увидел тренер ДЮСШ № 3 Виктор Дмитриевич Тюшев, предложил стать яхтсменом. Правда, сначала ничего стоящего не поручали: в первый день дали в руки метлу, на следующий — швабру. И что-то мне этот парусный спорт не понравился! Бросил, записался на байдарку. Но несколько тренировок не состоялось, и Виктор Дмитриевич за руку отвел меня в класс парусников. Я прямо остолбенел: модели кораблей, компас судовой, настоящий. Ну, и все — заболел!
Занимался Сергей в той же спортивной школе — единственной в Омске, имеющей водную специализацию, что и Александр Музыченко, один из семи олимпийских чемпионов по парусу за всю яхтенную историю России.
– Мы с ним и в молодости плавали, и сейчас отношения поддерживаем. Он давно живет в Латвии, но корни сохранил, приезжает. Саша после школы ушел в армию, попал на Балтику в спецроту под начало легенды парусного спорта Валентина Манкина, трехкратного олимпийского чемпиона. А я парус-то не бросал, но еще не понимал, что это — моя судьба. Закончил институт железнодорожного транспорта, после армии занялся разработкой радиоаппаратуры в Омском НИИ средств связи. В 1979 году мне сделали предложение стать чекистом. Принял, не раздумывая — Родине готов служить всегда. Как раз перед этим стал первым в области мастером парусного спорта СССР, выучившимся на родине. В отпуске ездил на соревнования в другие города, в Омске участвовал во всех гонках. Но чем дальше, тем больше возникала тяга к путешествиям, заложенная в детстве тренером. Первое мы совершили еще с ребятами из спортшколы. Прошли километров 300 по Иртышу. Причем, большую часть именно шли — тащили яхту на бечеве, как те бурлаки на Волге: моторов-то еще не было. А в 1987-м, уже взрослыми, отправились с товарищами до Тобольска на «Веге». Это старейшая омская яхта, пришлось ее сначала реконструировать. Тогда наш старейший яхтсмен Том Михайлович Барабанов и предложил: «Давай, Серега, яхту построим и дойдем до Ленинграда!»
Чтобы построить яхту «Сибирь», пришлось спасать весь парусный флот области. Щербаков рассчитал проект, яхтсмены сколотили фанерные щиты, начертили корпус в полную величину: все шпангоуты, сечения. Собирались в выходные — команда подобралась из шести человек. Сначала Сергей Щербаков завел тетрадочку — скидывались по десятке каждый месяц, но когда начался перестроечный развал, понял, что так они далеко не уйдут. Создали добровольное общество любителей паруса «Фарос», при нем — кооператив, который отчислял средства не только на будущую «Сибирь», но и на то, чтобы выкупить и отремонтировать парусные суда у заводских спортклубов. Строили 10 лет.
– Упертость, пожалуй, мой главный талант, — улыбается Щербаков. — Начали при социализме, закончили при капитализме. Уже города Ленинграда не стало, СССР распался, из шести человек, с которыми начинали, остался один, остальные приходили-уходили. Когда спустили «Сибирь» на воду, мне исполнилось 45 лет — это возраст, когда можно уйти в запас. Я бы и сейчас служил, но ведь мечту бросать нельзя — 10 лет жизни на нее положил. Пришлось идти на пенсию — не могли боевого офицера отпустить на несколько месяцев со службы.
В 1998 году яхтсмены вернулись из Санкт-Петербурга героями — капитан Сергей Щербаков, боцман Владимир Шельменков, старпом Сергей Кикоть. Вроде радоваться надо, а вместо этого появилась пустота — цель достигнута. Вскоре Щербаков выдал новую идею — кругосветное путешествие:
– Тут главное — пройти Северный морской путь, но как его проскочить без зимовки? А зимовка — проблема: где яхту оставлять, как ремонтировать, куда команде деваться? Я и придумал из Обской губы не на запад двинуть, как обычно, а на восток. Тогда полярную дорогу, которая открывается всего недели на две, проскочим в первое лето и вывалимся через Берингов пролив в незамерзающие воды. Зато, когда тут все замерзнет, пойдем по югу — по Тихому океану через Панамский канал в Атлантический. И во второе лето, когда на Севере таять начнет, как раз домой вернемся.
Решили, что нужна поддержка. На листке бумаги написали:
«Попечительский совет: губернатор, мэр, митрополит, президент Российской федерации парусного спорта, вице-президент, он же представитель Президента России в Госдуме». Идею поддержали все, денег не мог дать никто — шел 1998 год. Бюджет области был сформирован на 10%, но губернатор все же дал распоряжение, и Щербаков почти год ходил по инстанциям, согласовывал. Просил 2 млн рублей, но в августе грянул дефолт, и получили, в конце концов, 400 тыс. рублей.
– Но тоже для нас большие деньги! Да коммерсанты помогли — с миру по нитке. Яхту мы увеличили с 10 до 12,5 метров. Продумали каюты, гальюн с душем 60 на 80 см — самое то, не улетишь в качку. Желающих набралось восемь человек. Поделили кругосветку на всех в зависимости от вложения сил в яхту: четверо прошли весь путь, пятый менялся — в Сиэтле, Сан-Франциско, Майами.
Щербаков, в отличие от других мореплавателей, 13-го числа не боится. А вот сентября с тех пор опасается:
– В сентябре 2000 года мы ушли из Бухты Провидения в Берингово море. По метеосводке — все спокойно. Но когда пролив Шелехова пересекали, поймали шторм более 60 узлов — это ураганный ветер 30 м/сек. Волна — до 10 метров, нас просто понесло в океан. Очередной вал перевернул яхту, подветренные ванты от удара лопнули, обе мачты сложились. Но «Сибирь» наша, совершив через нос полный оборот на 360 градусов, встала на ровный киль! Сергей Кикоть стоял за штурвалом, к счастью, пристегнутый на лямке, крутануло его вместе с яхтой. Потом всю ночь обломки мачт и такелаж доставали из воды. Сигнал «SOS» не подавали — спасали яхту: американцы бы нас забрали, а ее-то оставили посреди океана. День шли до укрытия за островом Кадьяк, 30 часов расчленяли обломки мачт, троса, веревочки, а потом еще двое суток на моторе добирались до гавани Святого Павла. Тут я уже по всему миру разослал: помогите, чем можете. Американцы мачты сварили хорошо, но по 60 долларов за час взяли. Благо, помощь пришла и из Омской области, и из регионов, которые мы прошли — Ханты-Мансийск, Салехард, Тикси. И наши эмигранты поддержали. Только за счет всеобщей помощи и сумели совершить кругосветку.
Чтобы построить яхту «Сибирь», пришлось спасать весь парусный флот области. Щербаков рассчитал проект, яхтсмены сколотили фанерные щиты, начертили корпус в полную величину: все шпангоуты, сечения. Собирались в выходные — команда подобралась из шести человек. Сначала Сергей Щербаков завел тетрадочку — скидывались по десятке каждый месяц, но когда начался перестроечный развал, понял, что так они далеко не уйдут. Создали добровольное общество любителей паруса «Фарос», при нем — кооператив, который отчислял средства не только на будущую «Сибирь», но и на то, чтобы выкупить и отремонтировать парусные суда у заводских спортклубов. Строили 10 лет.
– Упертость, пожалуй, мой главный талант, — улыбается Щербаков. — Начали при социализме, закончили при капитализме. Уже города Ленинграда не стало, СССР распался, из шести человек, с которыми начинали, остался один, остальные приходили-уходили. Когда спустили «Сибирь» на воду, мне исполнилось 45 лет — это возраст, когда можно уйти в запас. Я бы и сейчас служил, но ведь мечту бросать нельзя — 10 лет жизни на нее положил. Пришлось идти на пенсию — не могли боевого офицера отпустить на несколько месяцев со службы.
В 1998 году яхтсмены вернулись из Санкт-Петербурга героями — капитан Сергей Щербаков, боцман Владимир Шельменков, старпом Сергей Кикоть. Вроде радоваться надо, а вместо этого появилась пустота — цель достигнута. Вскоре Щербаков выдал новую идею — кругосветное путешествие:
– Тут главное — пройти Северный морской путь, но как его проскочить без зимовки? А зимовка — проблема: где яхту оставлять, как ремонтировать, куда команде деваться? Я и придумал из Обской губы не на запад двинуть, как обычно, а на восток. Тогда полярную дорогу, которая открывается всего недели на две, проскочим в первое лето и вывалимся через Берингов пролив в незамерзающие воды. Зато, когда тут все замерзнет, пойдем по югу — по Тихому океану через Панамский канал в Атлантический. И во второе лето, когда на Севере таять начнет, как раз домой вернемся.
Решили, что нужна поддержка. На листке бумаги написали:
«Попечительский совет: губернатор, мэр, митрополит, президент Российской федерации парусного спорта, вице-президент, он же представитель Президента России в Госдуме». Идею поддержали все, денег не мог дать никто — шел 1998 год. Бюджет области был сформирован на 10%, но губернатор все же дал распоряжение, и Щербаков почти год ходил по инстанциям, согласовывал. Просил 2 млн рублей, но в августе грянул дефолт, и получили, в конце концов, 400 тыс. рублей.
– Но тоже для нас большие деньги! Да коммерсанты помогли — с миру по нитке. Яхту мы увеличили с 10 до 12,5 метров. Продумали каюты, гальюн с душем 60 на 80 см — самое то, не улетишь в качку. Желающих набралось восемь человек. Поделили кругосветку на всех в зависимости от вложения сил в яхту: четверо прошли весь путь, пятый менялся — в Сиэтле, Сан-Франциско, Майами.
Щербаков, в отличие от других мореплавателей, 13-го числа не боится. А вот сентября с тех пор опасается:
– В сентябре 2000 года мы ушли из Бухты Провидения в Берингово море. По метеосводке — все спокойно. Но когда пролив Шелехова пересекали, поймали шторм более 60 узлов — это ураганный ветер 30 м/сек. Волна — до 10 метров, нас просто понесло в океан. Очередной вал перевернул яхту, подветренные ванты от удара лопнули, обе мачты сложились. Но «Сибирь» наша, совершив через нос полный оборот на 360 градусов, встала на ровный киль! Сергей Кикоть стоял за штурвалом, к счастью, пристегнутый на лямке, крутануло его вместе с яхтой. Потом всю ночь обломки мачт и такелаж доставали из воды. Сигнал «SOS» не подавали — спасали яхту: американцы бы нас забрали, а ее-то оставили посреди океана. День шли до укрытия за островом Кадьяк, 30 часов расчленяли обломки мачт, троса, веревочки, а потом еще двое суток на моторе добирались до гавани Святого Павла. Тут я уже по всему миру разослал: помогите, чем можете. Американцы мачты сварили хорошо, но по 60 долларов за час взяли. Благо, помощь пришла и из Омской области, и из регионов, которые мы прошли — Ханты-Мансийск, Салехард, Тикси. И наши эмигранты поддержали. Только за счет всеобщей помощи и сумели совершить кругосветку.
Сергей Щербаков. Фото: Наталья Яковлева / «Русская планета»
Когда герои вернулись из кругосветки, губернатор Омской области принял решение организовать Центр парусного спорта, назначив директором Щербакова. Каждый год Центр набирает по 200 мальчишек и девчонок, обучая их азам яхтенного дела. А «Сибирь» во главе с неутомимым капитаном продолжает ходить по рекам, морям и океанам — флаги российских городов она пронесла уже через воды 44 государств.
– Индию обогнуть не смогли из-за сомалийских пиратов, — говорит бессменный капитан «Сибири». — Федор Конюхов мне рассказывал, как перегонял яхту из Индийского океана — его сопровождал крейсер с морпехами, и то пираты на катерах наскочили. Из 13 морей, омывающих Россию, осталось пока два неохваченных — Охотское и Японское. В Австралии мы тоже еще не были. Да ничего, какие наши годы! Мне сейчас 63 года, в Антарктиду собираюсь — в 2020 году исполняется 200 лет с момента ее открытия. Разработал проект экспедиционного судна для Русского географического общества. Вице-президент РГО Артур Чилигаров был в Омске не так давно, обещал помочь. Губернатор идею поддержал. Надеемся не один корабль построить, а небольшую серию — это ведь и диверсификация производства, и новые рабочие места.
Этой осенью, 14 октября, они вернулись с Диксона. Идея поздравить со 100-летним юбилеем самый северный населенный пункт страны родилась в прошлом году у Сергея Щербакова и Николая Литау, тоже кругосветчика, капитана яхты «Апостол Андрей». Он на Диксон пришел из Москвы, «Сибирь» с командой — еще две яхты «Жемчужина» и «Дружба» — из Омска. Из Новосибирска присоединился «Персей». Собралась целая эскадра.
– И опять сентябрь! — Сергей Борисович разводит руками. — В день юбилея, 7 сентября, прошли парадом и тут же отчалили — ожидался сильный шторм, хотели скорее укрыться в Обской губе. У мыса Каменный зацепились за баржу, а в ночь буксир сорвало. У «Сибири» буксирный конец на винт намотало, двигатель заклинило. Чуть на берег не выбросило, но смогли поставить паруса и уйти из опасной зоны. Повреждения получили все яхты, и если бы не держались вместе, не сделали бы ничего.
– А зачем вам такие опасные приключения, Сергей Борисович?
– А как иначе? Спать больше и не мечтать ни о чем? Для меня важно движение, развитие, обогащение духовного мира — и своего, и окружающих. Почти каждую неделю выступаю и перед взрослыми, и перед детьми. Рассказываю о приключениях, показываю фильмы про наши путешествия. Один из них, кстати, снял Юрий Сенкевич, великий путешественник. После кругосветки нас удостоили медали ордена «За заслуги перед Отчеством» II степени. А в 2012 году меня пригласили обойти Арктику в качестве ледового лоцмана и штурмана на большом парусном судне «Скорпиус» — как раз такое надеемся построить у нас в регионе. Проверяли работу системы ГЛОНАСС в высоких широтах, вели исследования по заданиюАрктического и Антарктического НИИ, преодолевая ледовые ловушки. За это на членов экипажа направили представления на Орден Мужества. Впрочем, что орден? Главное — не одно поколение патриотов мы уже вырастили.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости