Новости – Общество
Общество
«Палехские шкатулки не могут стоить дешево»
Палехские шкатулки. Фото: Анна Яблокова/«Русская планета»
«Русская планета» побывала в известном на весь мир центре лаковой миниатюры и увидела, как расписывают сувениры
12 июля, 2015 07:39
10 мин
По статистике в поселке Палех Ивановской области каждый пятый житель — художник. Здесь гордятся тем, что до сих пор помнят и чтят традиции творчества отцов и дедов. Корреспондент РП побывала в одной из художественных мастерских поселка и увидела, как создаются настоящие лаковые шедевры.
Мастерская располагается в небольшом двухэтажном доме старинной постройки на одной из главных улиц поселка. Раньше здесь тоже были мастерские, но со временем художникам, работавшим тут, стало тяжело содержать разрушающееся здание. И они продали дом частной фирме, которая, капитально его отремонтировав, открыла здесь офис и несколько цехов по изготовлению лаковых шкатулок.
— Начинали мы с росписи храмов и иконописи. Сейчас она гораздо популярнее, чем лаковые шкатулки. Сказывается интерес к православию, активно поддерживающийся в обществе. Но лаковая шкатулка все равно востребована, а уж по сравнению с девяностыми годами сейчас в лаковой росписи, можно сказать, расцвет. Мы стараемся популяризировать это искусство, да и среди туристов, которых в Палехе достаточно много, причем даже из-за рубежа, шкатулки вызывают очень большой интерес. Поэтому мы устраиваем презентации, где каждый гость может посидеть за столом настоящего художника и разрисовать настоящую шкатулку, — рассказывает главный художник мастерской «Возрождение» Наталия Гусаковская.
Заготовка из папье-маше (а именно из бумаги и создают знаменитые шкатулки) имеет специфическое название — «белье». На вид она достаточно неприглядна и совершенно не похожа на будущее — сияющее золотом — изделие. По старинной технологии его пропитывают льняным маслом, потом грунтуют, накладывают краску (черную на внешние стороны, красную — на внутренние), несколько раз покрывают лаком.
— Сами «белье» мы пока не изготавливаем, для этого пришлось бы открыть дополнительные цеха, так как это трудоемкий и сложный процесс, — поясняет технический директор предприятия Александр Колыгин. — Полуфабрикаты бывают разные по качеству, поэтому поставщиков приходится тщательно выбирать, иначе все их ошибки будут видны после росписи. Сейчас заказываем «белье» у наших коллег в Палехе, Холуе и Мстере. Каждая такая коробочка среднего размера стоит около 800 рублей. Представляете, сколько должна стоить готовая шкатулка?
На стол художника попадает покрашенная и покрытая лаком заготовка. В шкатулке уже есть маленькие навесочки для крышки, но расписывать изделие удобнее по частям. Крышку прикрепят в самом конце, это один из последних шагов при изготовлении шкатулки.
— Чтобы краски хорошо легли, лакированную поверхность нужно немного ошкурить, она должна быть матовой, а не блестящей, — говорит художник Евгения Киселева, смахивая мелкий песок с крышечки шкатулки птичьим пером.
Птичье перышко — дань традиции, можно работать и мягкой кистью, но мастер делает по старинке.
Евгения кладет крышечку под специальную подставку для руки (подручник), которая ставится на стол. Рисунок на ошкуренную поверхность наносится цировкой (еще одно название — графья) — это специальный инструмент, представляющий собой ручку с затупленной иглой на конце. Ею, как карандашом на бумаге, удобно наносить контуры фигур. Они видны лишь при определенном угле наклона к свету.
Некоторые художники пишут от руки, некоторые с кальки
Некоторые художники пишут от руки, некоторые с кальки. Фото: Анна Яблокова/«Русская планета»
— Некоторые художники пишут от руки, некоторые с кальки, — рассказывает Евгения, не поднимая головы от стола. — Но кальку тоже надо подготавливать. Сначала рисунок создается на бумаге, потом накладывается калька, и он обводится по ней белилами. Когда белила высыхают, кальку можно накладывать на шкатулку и обводить белые контуры. Этот способ росписи, конечно, быстрее. Он используется в больших работах и там, где очень тонкий рисунок, много деталей.
Как и в старину, краски для росписи в мастерской готовят самостоятельно. Правда, современные художники не перетирают камни, как их предшественники, а покупают специальный порошок (пигмент), который разводят яичным желтком и уксусом (чтобы яйцо не портилось). Такими красками можно писать около двух недель, потом они становятся непригодными, и художник разводит новую порцию. Самые дешевые порошки — землистых оттенков, самые дорогие — синие.
Первым делом художник прописывает рисунок бледными белыми красками. Тонкой кистью он повторяет контуры фигур и белые предметы. Затем рисунок «заплавляется» белилами: мастер еще раз закрашивает белые фигуры, на этот раз плотным, непрозрачным слоем краски. Когда белила подсохнут, можно будет раскрывать рисунок в цвете, то есть наносить основные краски, пока не заботясь о мелочах.
— Тонкий белильный слой позволяет мягко перейти от ярких деталей росписи к черному фону, а там, где белая краска положена плотно, цвет становится сочным и насыщенным, — объясняет Евгения.
Под ее рукой на черной крышечке шкатулки появляется кудрявая зеленая крона и белый ствол. Кажется, что это береза, но на самом деле мастер рисует сосну.
— Ствол не белый, он белильный, — Евгения легкими точными движениями тонкой кисточки кладет на ствол несколько коричневых мазков, и дерево, как по волшебству, превращается в сосну.
После раскрытия в цвете начинается кропотливое прописывание мельчайших деталей. Их, как правило, очень много: это и копыта лошадей, и складки на рукавах одежды героев, и рисунки на тканях их одеяний. На этом этапе все, что находится в тени, «приплескивается» (оттеняется), а на то, что на свету, ставятся «пробела». Таким образом рисунок приобретает объем.
Следующий шаг — роспись золотом. Пожалуй, основным цветом, отличающим палехскую роспись, является золотой. Трудно представить себе лаковую шкатулку без золотого орнамента.
– Да, художники пишут настоящим золотом — сусальным, — говорит Наталия Гусаковская, показывая мне тщательно завернутые в бумагу небольшие — размером с ладонь — листы золота не толще волоса.
На них нельзя даже дышать — от малейшего дуновения они поднимаются в воздух. Золотая краска готовится просто: листок золота разминается в блюдечке пальцем (процесс этот очень длительный — занимает более часа), а затем разводится гуммиарабиком (прозрачной смолой деревьев, например, вишен или слив). Гуммиарабик собирают сухим, а затем замачивают в воде, и он превращается в густую жидкость. А уже этой жидкостью размачивают перетертое в пыль сусальное золото. Золотые мазки высыхают почти мгновенно. Чтобы они блестели на свету под несколькими слоями лака, все золотые элементы полируют зубом животного.
— Как правило, раньше использовались зубы животных: волков, коров, лис, — отмечает Наталия. — Золото начинает блестеть от воздействия на него эмали. Сейчас, конечно, есть специальные инструменты на ручке. Но наконечник у них все равно сделан в форме зуба.
Для росписи боков (в Палехе их называют «кузовок») шкатулки используется специальная «гребенка»: большая доска с прорезями, напоминающая расческу. Она закрепляется в прорези стола, на «зубья» надевается и плотно там фиксируется донышко шкатулки. Как правило, бока шкатулки расписываются орнаментом. У каждого художника есть не только свой стиль, но и свой рисунок орнамента. Но в целом в Палехе очень распространены орнаменты с древнерусскими мотивами.
После того как орнаменты нанесены и обработаны зубом, шкатулку можно считать расписанной, но еще далеко не готовой. Ее отдают в «лачку»: цех, где изделие покрывают лаком, сушат, полируют и снова покрывают лаком.
В лаковом цеху стоит большая окрасочная кабина, очищающая воздух от вредных паров водой. Брызги лака попадают туда и тут же оседают, слипаясь в комки, которые потом утилизируются. После первых слоев лака со шкатулки аккуратно острым стеклом убираются все песчинки и пылинки, случайно попавшие под лак. Еще несколько слоев лака, каждый из которых требует тщательной просушки в печах и обработки, а потом снова полировка — до зеркального блеска.
Покрытие шкатулки лаком
Покрытие шкатулки лаком. Фото: Анна Яблокова/«Русская планета»
В среднем на изготовление одной шкатулки уходит около трех месяцев. Причем работа художника занимает не самый большой отрезок времени, гораздо дольше приходится подготавливать полуфабрикат, сушить краску, ждать, пока высохнут слои лака.
— Поэтому-то палехские шкатулки и не могут стоить дешево, — рассуждает Наталья Гусаковская. — Если один полуфабрикат мы покупаем за 800 рублей, то готовое изделие, сами понимаете, не будем продавать за пятьсот или за тысячу. Те, кто говорят, что палехские шкатулки очень дорогие, просто не понимают, сколько труда требуется, чтобы ее изготовить. Мы стараемся сохранить традиции и до сих пор используем очень много ручного труда.
Ручки сушатся в печи. Их тоже распишут палехскими мотивами
Ручки сушатся в печи. Их тоже распишут палехскими мотивами. Фото: Анна Яблокова/«Русская планета»
По словам Наталии, сейчас палехские художники в основном пишут дома, а в советские времена существовали большие мастерские, где работали все вместе. Молодежи это было полезно: они учились у старших, трудясь рука об руку. Сейчас каждый мастер пишет, когда ему удобно, выполняя заказы, взятые непосредственно у желающих купить шкатулку или через мастерские, с которыми сотрудничает. С распространением Интернета палехские шкатулки стали продаваться и там. Теперь заказать понравившееся изделие можно из любой точки мира.
— Конечно, встречаются и подделки, — резюмирует Наталья. — Но человек, хотя бы немного интересующийся лаковой миниатюрой, всегда отличит настоящий палех от имитации. Достаточно даже просто почитать о палехской росписи в интернете.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости