Общество
Сегодня
Политика
Происшествия
Люди
Экономика
Следствие
Бизнес
Культура
Наука и медицина
Недвижимость
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Поддержать проект
Вопрос-Ответ
Financial Assets
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
В России признаны экстремистскими и запрещены организации «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля». Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», Общественное движение «Штабы Навального», интернет-издание «Спутник и погром», компания Meta Platforms. Inc.
НКО, выполняющие функции иностранного агента: Некоммерческая организация «Фонд по борьбе с коррупцией», Межрегиональный профессиональный союз работников здравоохранения "Альянс врачей", Автономная некоммерческая организация «Центр по работе с проблемой насилия «НАСИЛИЮ.НЕТ», Программно-целевой Благотворительный Фонд "СВЕЧА", Красноярская региональная общественная организация "Мы против СПИДа", Некоммерческая организация "Фонд защиты прав граждан", Автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг "Акцент", Межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов "Открытый Петербург", Санкт-Петербургский благотворительный фонд "Гуманитарное действие", Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан "Феникс ПЛЮС", Фонд содействия правовому просвещению населения "Лига Избирателей", Некоммерческая Организация Фонд "Правовая инициатива", Некоммерческая организация Фонд "Общественный фонд социального развития "Генезис", Автономная некоммерческая организация информационных и правовых услуг "Гражданская инициатива против экологической преступности", Некоммерческая организация "Фонд борьбы с коррупцией", Пензенский региональный общественный благотворительный фонд "Гражданский Союз", Ингушское республиканское отделение общероссийской общественной организации "Российский Красный Крест", Общественная организация "Саратовский областной еврейский благотворительный Центр "Хасдей Ерушалаим" (Милосердие), Частное учреждение "Центр поддержки и содействия развитию средств массовой информации", Региональная общественная организация содействия соблюдению прав человека "Горячая Линия", Фонд "В защиту прав заключенных", Автономная некоммерческая организация "Институт глобализации и социальных движений", Автономная некоммерческая организация противодействия эпидемии вич/спида и охраны здоровья социально-уязвимых групп населения "Центр социально-информационных инициатив Действие", Челябинское региональное диабетическое общественное движение "ВМЕСТЕ", Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан, Благотворительный фонд помощи осужденным и их семьям, Городской благотворительный фонд "Фонд Тольятти", Свердловский региональный общественный фонд социальных проектов "Новое время", Фонд содействия устойчивому развитию "Серебряная тайга", Фонд содействия развитию массовых коммуникаций и правовому просвещению "Так-Так-Так", Региональная общественная организация содействия просвещению граждан "Информационно-аналитический центр "Сова", Региональная общественная организация помощи женщинам и детям, находящимся в кризисной ситуации "Информационно-методический центр" Анна", Автономная некоммерческая организация социальной поддержки населения "Проект Апрель", Региональный благотворительный фонд "Самарская губерния", Свердловский областной общественный фонд "Эра здоровья", Международная общественная организация "Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество "Мемориал", Автономная Некоммерческая Организация "Аналитический Центр Юрия Левады", Автономная некоммерческая организация "Издательство "Парк Гагарина", Фонд содействия защите здоровья и социальной справедливости имени Андрея Рылькова, Благотворительный фонд социально-правовой помощи "Сфера", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности "Уральская правозащитная группа", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности - женское общественное объединение "Женщины Евразии", Омская региональная общественная организация "Центр охраны здоровья и социальной защиты "СИБАЛЬТ", Городская общественная организация "Рязанское историко-просветительское и правозащитное общество "Мемориал" (Рязанский Мемориал), Городская общественная организация "Екатеринбургское общество "МЕМОРИАЛ", Автономная некоммерческая организация "Институт прав человека", Некоммерческая организация "Фонд защиты гласности", Региональное общественное учреждение научно-информационный центр "МЕМОРИАЛ", Союз общественных объединений "Российский исследовательский центр по правам человека", Автономная некоммерческая организация "Дальневосточный центр развития гражданских инициатив и социального партнерства", Общественная организация "Пермский региональный правозащитный центр", Фонд "Гражданское действие", Межрегиональный общественный фонд содействия развитию гражданского общества "ГОЛОС-Урал", Автономная некоммерческая организация "Центр независимых социологических исследований", Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) специалистов "АКАДЕМИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА", Свердловская региональная общественная организация "Сутяжник", Межрегиональная благотворительная общественная организация "Центр развития некоммерческих организаций", "Частное учреждение в Калининграде по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров северных стран", Региональная общественная благотворительная организация помощи беженцам и мигрантам "Гражданское содействие", Автономная некоммерческая организация "Центр антикоррупционных исследований и инициатив "Трансперенси Интернешнл-Р", Региональный Фонд "Центр Защиты Прав Средств Массовой Информации", Некоммерческое партнерство "Институт развития прессы - Сибирь", "Частное учреждение в Санкт-Петербурге по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров Северных Стран", Межрегиональная общественная организация Информационно-просветительский центр "Мемориал", Межрегиональная общественная правозащитная организация "Человек и Закон", Фонд поддержки свободы прессы, Санкт-Петербургская общественная правозащитная организация "Гражданский контроль", Калининградская региональная общественная организация "Правозащитный центр", Региональная общественная организация "Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова", Некоммерческое партнерство "Институт региональной прессы", Частное учреждение "Информационное агентство МЕМО. РУ", Фонд "Институт Развития Свободы Информации", Калининградская региональная общественная организация "Экозащита!-Женсовет", Фонд содействия защите прав и свобод граждан "Общественный вердикт", Межрегиональная общественная организация Правозащитный Центр "Мемориал", Евразийская антимонопольная ассоциация.
Иностранные СМИ, выполняющие функции иностранного агента: "Голос Америки", "Idel.Реалии", Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Телеканал Настоящее Время, Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi), Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC), "Сибирь.Реалии", "Фактограф", "Север.Реалии", Общество с ограниченной ответственностью "Радио Свободная Европа/Радио Свобода", Чешское информационное агентство "MEDIUM-ORIENT", Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна, Юридическое лицо, зарегистрированное в Латвийской Республике, SIA «Medusa Project» (регистрационный номер 40103797863, дата регистрации 10.06.2014), Общество с ограниченной ответственностью «Первое антикоррупционное СМИ», Юридическое лицо, зарегистрированное в Королевстве Нидерландов, Stichting 2 Oktober (регистрационный номер № 69126968), являющееся администратором доменного имени интернет-ресурса «VTimes.io», Баданин Роман Сергеевич, Гликин Максим Александрович, Маняхин Петр Борисович, Ярош Юлия Петровна, Чуракова Ольга Владимировна, Железнова Мария Михайловна, Лукьянова Юлия Сергеевна, Маетная Елизавета Витальевна, Юридическое лицо «The Insider SIA», зарегистрированное в Риге, Латвийская Республика (дата регистрации 26.06.2015), являющееся администратором доменного имени интернет-издания «The Insider», https://theins.ru, Рубин Михаил Аркадьевич, Гройсман Софья Романовна, Рождественский Илья Дмитриевич, Апухтина Юлия Владимировна, Постернак Алексей Евгеньевич, Общество с ограниченной ответственностью Телеканал Дождь, Петров Степан Юрьевич, Юридическое лицо Istories fonds, зарегистрированное в Латвийской Республике (регистрационный номер 50008295751, дата регистрации 24.02.2020), Шмагун Олеся Валентиновна, Мароховская Алеся Алексеевна, Долинина Ирина Николаевна, Шлейнов Роман Юрьевич, Анин Роман Александрович, Великовский Дмитрий Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «Альтаир 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Ромашки монолит», Общество с ограниченной ответственностью «Главный редактор 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Вега 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Важные иноагенты», Каткова Вероника Вячеславовна, Карезина Инна Павловна, Кузьмина Людмила Гавриловна, Костылева Полина Владимировна, Лютов Александр Иванович, Жилкин Владимир Владимирович, Жилинский Владимир Александрович, Тихонов Михаил Сергеевич, Пискунов Сергей Евгеньевич, Ковин Виталий Сергеевич, Кильтау Екатерина Викторовна, Любарев Аркадий Ефимович, Гурман Юрий Альбертович, Грезев Александр Викторович, Важенков Артем Валерьевич, Иванова София Юрьевна, Пигалкин Илья Валерьевич, Петров Алексей Викторович, Егоров Владимир Владимирович, Гусев Андрей Юрьевич, Смирнов Сергей Сергеевич, Верзилов Петр Юрьевич, Общество с ограниченной ответственностью «ЗП», Общество с ограниченной ответственностью «Зона права», Общество с ограниченной ответственностью «ЖУРНАЛИСТ-ИНОСТРАННЫЙ АГЕНТ», Вольтская Татьяна Анатольевна, Клепиковская Екатерина Дмитриевна, Сотников Даниил Владимирович, Захаров Андрей Вячеславович, Симонов Евгений Алексеевич, Сурначева Елизавета Дмитриевна, Соловьева Елена Анатольевна, Арапова Галина Юрьевна, Перл Роман Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «МЕМО», Американская компания «Mason G.E.S. Anonymous Foundation» (США), являющаяся владельцем интернет-издания https://mnews.world/, Компания «Stichting Bellingcat», зарегистрированная в Нидерландах (дата регистрации 11.07.2018), Автономная некоммерческая организация по защите прав человека и информированию населения «Якутия – Наше Мнение», Общество с ограниченной ответственностью «Москоу диджитал медиа», Акционерное общество «РС-Балт», Заговора Максим Александрович, Ветошкина Валерия Валерьевна, Павлов Иван Юрьевич, Скворцова Елена Сергеевна, Оленичев Максим Владимирович, Общество с ограниченной ответственностью «Как бы инагент», Кочетков Игорь Викторович, Фонд развития книжной культуры «Иркутский союз библиофилов», Общество с ограниченной ответственностью «Честные выборы», Общество с ограниченной ответственностью «Нобелевский призыв», Еланчик Олег Александрович, Григорьева Алина Александровна, Григорьев Андрей Валерьевич, Гималова Регина Эмилевна, Хисамова Регина Фаритовна.
Лента новостей
Лента новостей
Новости – Общество
Русская планета

«Палехские шкатулки не могут стоить дешево»

Палехские шкатулки. Фото: Анна Яблокова/«Русская планета»
«Русская планета» побывала в известном на весь мир центре лаковой миниатюры и увидела, как расписывают сувениры
Анна Яблокова
12 июля, 2015 07:39
10 мин
По статистике в поселке Палех Ивановской области каждый пятый житель — художник. Здесь гордятся тем, что до сих пор помнят и чтят традиции творчества отцов и дедов. Корреспондент РП побывала в одной из художественных мастерских поселка и увидела, как создаются настоящие лаковые шедевры.
Мастерская располагается в небольшом двухэтажном доме старинной постройки на одной из главных улиц поселка. Раньше здесь тоже были мастерские, но со временем художникам, работавшим тут, стало тяжело содержать разрушающееся здание. И они продали дом частной фирме, которая, капитально его отремонтировав, открыла здесь офис и несколько цехов по изготовлению лаковых шкатулок.
— Начинали мы с росписи храмов и иконописи. Сейчас она гораздо популярнее, чем лаковые шкатулки. Сказывается интерес к православию, активно поддерживающийся в обществе. Но лаковая шкатулка все равно востребована, а уж по сравнению с девяностыми годами сейчас в лаковой росписи, можно сказать, расцвет. Мы стараемся популяризировать это искусство, да и среди туристов, которых в Палехе достаточно много, причем даже из-за рубежа, шкатулки вызывают очень большой интерес. Поэтому мы устраиваем презентации, где каждый гость может посидеть за столом настоящего художника и разрисовать настоящую шкатулку, — рассказывает главный художник мастерской «Возрождение» Наталия Гусаковская.
Заготовка из папье-маше (а именно из бумаги и создают знаменитые шкатулки) имеет специфическое название — «белье». На вид она достаточно неприглядна и совершенно не похожа на будущее —  сияющее золотом — изделие. По старинной технологии его пропитывают льняным маслом, потом грунтуют, накладывают краску (черную на внешние стороны, красную — на внутренние), несколько раз покрывают лаком.
— Сами «белье» мы пока не изготавливаем, для этого пришлось бы открыть дополнительные цеха, так как это трудоемкий и сложный процесс, — поясняет технический директор предприятия Александр Колыгин. — Полуфабрикаты бывают разные по качеству, поэтому поставщиков приходится тщательно выбирать, иначе все их ошибки будут видны после росписи. Сейчас заказываем «белье» у наших коллег в Палехе, Холуе и Мстере. Каждая такая коробочка среднего размера стоит около 800 рублей. Представляете, сколько должна стоить готовая шкатулка?
На стол художника попадает покрашенная и покрытая лаком заготовка. В шкатулке уже есть маленькие навесочки для крышки, но расписывать изделие удобнее по частям. Крышку прикрепят в самом конце, это один из последних шагов при изготовлении шкатулки.
— Чтобы краски хорошо легли, лакированную поверхность нужно немного ошкурить, она должна быть матовой, а не блестящей, — говорит художник Евгения Киселева, смахивая мелкий песок с крышечки шкатулки птичьим пером.
Птичье перышко — дань традиции, можно работать и мягкой кистью, но мастер делает по старинке.
Евгения кладет крышечку под специальную подставку для руки (подручник), которая ставится на стол. Рисунок на ошкуренную поверхность наносится цировкой (еще одно название — графья) — это специальный инструмент, представляющий собой ручку с затупленной иглой на конце. Ею, как карандашом на бумаге, удобно наносить контуры фигур. Они видны лишь при определенном угле наклона к свету.
Некоторые художники пишут от руки, некоторые с кальки
Некоторые художники пишут от руки, некоторые с кальки. Фото: Анна Яблокова/«Русская планета»
— Некоторые художники пишут от руки, некоторые с кальки, — рассказывает Евгения, не поднимая головы от стола. — Но кальку тоже надо подготавливать. Сначала рисунок создается на бумаге, потом накладывается калька, и он обводится по ней белилами. Когда белила высыхают, кальку можно накладывать на шкатулку и обводить белые контуры. Этот способ росписи, конечно, быстрее. Он используется в больших работах и там, где очень тонкий рисунок, много деталей.
Как и в старину, краски для росписи в мастерской готовят самостоятельно. Правда, современные художники не перетирают камни, как их предшественники, а покупают специальный порошок (пигмент), который разводят яичным желтком и уксусом (чтобы яйцо не портилось). Такими красками можно писать около двух недель, потом они становятся непригодными, и художник разводит новую порцию. Самые дешевые порошки — землистых оттенков, самые дорогие — синие.
Первым делом художник прописывает рисунок бледными белыми красками. Тонкой кистью он повторяет контуры фигур и белые предметы. Затем рисунок «заплавляется» белилами: мастер еще раз закрашивает белые фигуры, на этот раз плотным, непрозрачным слоем краски. Когда белила подсохнут, можно будет раскрывать рисунок в цвете, то есть наносить основные краски, пока не заботясь о мелочах.
— Тонкий белильный слой позволяет мягко перейти от ярких деталей росписи к черному фону, а там, где белая краска положена плотно, цвет становится сочным и насыщенным, — объясняет Евгения.
Под ее рукой на черной крышечке шкатулки появляется кудрявая зеленая крона и белый ствол. Кажется, что это береза, но на самом деле мастер рисует сосну.
— Ствол не белый, он белильный, — Евгения легкими точными движениями тонкой кисточки кладет на ствол несколько коричневых мазков, и дерево, как по волшебству, превращается в сосну.
После раскрытия в цвете начинается кропотливое прописывание мельчайших деталей. Их, как правило, очень много: это и копыта лошадей, и складки на рукавах одежды героев, и рисунки на тканях их одеяний. На этом этапе все, что находится в тени, «приплескивается» (оттеняется), а на то, что на свету, ставятся «пробела». Таким образом рисунок приобретает объем.
Следующий шаг — роспись золотом. Пожалуй, основным цветом, отличающим палехскую роспись, является золотой. Трудно представить себе лаковую шкатулку без золотого орнамента.
– Да, художники пишут настоящим золотом — сусальным, — говорит Наталия Гусаковская, показывая мне тщательно завернутые в бумагу небольшие — размером с ладонь — листы золота не толще волоса.
На них нельзя даже дышать — от малейшего дуновения они поднимаются в воздух. Золотая краска готовится просто: листок золота разминается в блюдечке пальцем (процесс этот очень длительный — занимает более часа), а затем разводится гуммиарабиком (прозрачной смолой деревьев, например, вишен или слив). Гуммиарабик собирают сухим, а затем замачивают в воде, и он превращается в густую жидкость. А уже этой жидкостью размачивают перетертое в пыль сусальное золото. Золотые мазки высыхают почти мгновенно. Чтобы они блестели на свету под несколькими слоями лака, все золотые элементы полируют зубом животного.
— Как правило, раньше использовались зубы животных: волков, коров, лис, — отмечает Наталия. — Золото начинает блестеть от воздействия на него эмали. Сейчас, конечно, есть специальные инструменты на ручке. Но наконечник у них все равно сделан в форме зуба.
Для росписи боков (в Палехе их называют «кузовок») шкатулки используется специальная «гребенка»: большая доска с прорезями, напоминающая расческу. Она закрепляется в прорези стола, на «зубья» надевается и плотно там фиксируется донышко шкатулки. Как правило, бока шкатулки расписываются орнаментом. У каждого художника есть не только свой стиль, но и свой рисунок орнамента. Но в целом в Палехе очень распространены орнаменты с древнерусскими мотивами.
После того как орнаменты нанесены и обработаны зубом, шкатулку можно считать расписанной, но еще далеко не готовой. Ее отдают в «лачку»: цех, где изделие покрывают лаком, сушат, полируют и снова покрывают лаком.
В лаковом цеху стоит большая окрасочная кабина, очищающая воздух от вредных паров водой. Брызги лака попадают туда и тут же оседают, слипаясь в комки, которые потом утилизируются. После первых слоев лака со шкатулки аккуратно острым стеклом убираются все песчинки и пылинки, случайно попавшие под лак. Еще несколько слоев лака, каждый из которых требует тщательной просушки в печах и обработки, а потом снова полировка — до зеркального блеска.
Покрытие шкатулки лаком
Покрытие шкатулки лаком. Фото: Анна Яблокова/«Русская планета»
В среднем на изготовление одной шкатулки уходит около трех месяцев. Причем работа художника занимает не самый большой отрезок времени, гораздо дольше приходится подготавливать полуфабрикат, сушить краску, ждать, пока высохнут слои лака.
— Поэтому-то палехские шкатулки и не могут стоить дешево, — рассуждает Наталья Гусаковская. — Если один полуфабрикат мы покупаем за 800 рублей, то готовое изделие, сами понимаете, не будем продавать за пятьсот или за тысячу. Те, кто говорят, что палехские шкатулки очень дорогие, просто не понимают, сколько труда требуется, чтобы ее изготовить. Мы стараемся сохранить традиции и до сих пор используем очень много ручного труда.
Ручки сушатся в печи. Их тоже распишут палехскими мотивами
Ручки сушатся в печи. Их тоже распишут палехскими мотивами. Фото: Анна Яблокова/«Русская планета»
По словам Наталии, сейчас палехские художники в основном пишут дома, а в советские времена существовали большие мастерские, где работали все вместе. Молодежи это было полезно: они учились у старших, трудясь рука об руку. Сейчас каждый мастер пишет, когда ему удобно, выполняя заказы, взятые непосредственно у желающих купить шкатулку или через мастерские, с которыми сотрудничает. С распространением Интернета палехские шкатулки стали продаваться и там. Теперь заказать понравившееся изделие можно из любой точки мира.
— Конечно, встречаются и подделки, — резюмирует Наталья. — Но человек, хотя бы немного интересующийся лаковой миниатюрой, всегда отличит настоящий палех от имитации. Достаточно даже просто почитать о палехской росписи в интернете.
Поделиться
ТЕГИ
поддержать проект
Для поднятия хорошего настроения, вы можете угостить наших редакторов чашечкой кофе
Маленькая чашка кофе
cup
200 ₽
Средняя чашка кофе
cup
300 ₽
Большая чашка кофе
cup
500 ₽
Большая чашка кофе и что-то вкусное
cup
900 ₽
Нажимая на кнопку «Поддержать», я принимаю пользовательское соглашение, политику конфиденциальности и подтверждаю свое гражданство РФ
Кто может поддержать проект?
Поддержать проект могут только граждане России. Поддержка осуществляется только в рублях. В соответствии с требованием закона.
Лень сёрфить новости? Подпишись и БУДЬ В КУРСЕ