Общество
Лента новостей
Лента новостей
Сегодня
Политика
Общество
Бизнес
Культура
Сделано Русскими
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
Новости
Общество
Общество

Жизнь после фондов

Финансовые закрома РФ тают с пугающей быстротой. Есть ли у страны шанс выправить ситуацию и вместо выживания перейти к развитию?
Владимир Лактанов
3 мин
Фото: Елена Пальм/Интерпресс/ТАСС
Россия продолжает жить не по средствам: по данным Федерального казначейства, по итогам пяти месяцев 2016 года дефицит бюджета РФ составил 1,393 трлн рублей, превысив 4% от ВВП. Доходы госказны при этом упали на 12%, до 4,635 трлн рублей, тогда как расходы составили 6,039 трлн. В сравнении с аналогичными прошлогодними показателями разница между притоком и оттоком денег из бюджета выросла почти на треть. Не в пользу притока.
В Минфине уже признали, что ситуация значительно сложнее, чем ожидалось: ранее министерство Антона Силуанова прогнозировало на текущий год бюджетный дефицит на уровне 3,3% ВВП. На борьбу с недостатком средств в госказне монетарные власти решили бросить все ресурсы: первым «под нож» пойдет Резервный фонд, а затем настанет очередь Фонда национального благосостояния. Чистые внутренние займы правительства, которые в текущем году составят около 300 млрд рублей, в следующем планируется нарастить до 1,29 трлн.
Как проесть национальные запасы за три года
И все бы ничего, если бы средства в финансовых закромах родины не иссякали так быстро. Специалисты уже подсчитали, что в случае реализации планов Минфина Резервный фонд исчерпается в 2017 году — об этом, в частности, предупредил замглавы ведомства Сергей Сторчак, — а в Фонде национального благосостояния к 2020-му останутся крохи.
Что произойдет дальше, когда финансовая «подушка безопасности» сдуется, а дыра в бюджете останется? Ничего хорошего: государство не сможет обеспечивать часть своих обязательств, и ему придется либо урезать расходы, либо включать печатный станок.
Оба пути сопряжены с большими издержками. Первый означает секвестрирование бюджета, второй — раскручивание инфляции. От последствий пострадают все сферы экономики без исключения, а значит, удар придется по широким слоям населения.
Чужие не дают — пойдем к своим
Вообще, идея занимать деньги ради снижения бюджетного дефицита для российских монетарных властей не нова. Правда, в последнее время Минфин в этом плане больше демонстрировал нацеленность на внешний рынок: в феврале и марте, например, министерство активно продвигало инициативу о продаже зарубежным банкам российских долговых облигаций — евробондов. С их помощью Силуанов и его коллеги надеялись получить для госказны дополнительно 3 млрд долларов, что составило бы ровно десятую часть от дефицита бюджета.
Однако американские чиновники не поленились позвонить в крупнейшие банки в своей стране и в Европе и напомнить финансистам о санкциях и прочих радостях «транснационального гуманизма», полагающихся в качестве кары за сотрудничество с РФ. В результате Западу ничего не осталось, кроме как указать Минфину на дверь.
Российское ведомство в ответ сделало выводы и… нет, занимать не передумало. Просто вместо внешних заимствований решило прибегнуть к внутренним.
Долговая западня
В 2017 году размер чистых внутрироссийских займов должен составить 1,29 трлн рублей. В 2018-м он увеличится до 1,47 трлн, а в 2019-м составит 1,44 трлн. Однако долги на то и долги, что их нужно, во-первых, обслуживать, а во-вторых — отдавать. Если заимствования действительно удастся нарастить до упомянутых объемов, расходы на обслуживание долга в ближайшие три года подскочат с нынешних 646 до 891 млрд рублей.
По сути, страна снова лезет в долговую петлю. Совершенно ясно, что такая политика не принесет России ничего, кроме проблем. Государство наберет дополнительных обязательств, экономика останется такой же неэффективной, как сейчас, расходы — столь же раздутыми, а население вконец обнищает. В условиях кризиса займы окажутся быстро съедены, а долги и проценты повиснут жерновом на шее госбюджета.
И вместо того, чтобы принять не очень приятные меры, имея запас прочности, еще работающую промышленность и солидные сбережения, Россия вынуждена будет преодолевать очередной экономический коллапс, таща на плечах долги плюс уйму проблем вроде растущей безработицы.
Реструктуризация: чем скорее, тем лучше
Возможен ли в сложившихся условиях путь к развитию? Как ни странно, да. И начинать его нужно с принципиального изменения кредитно-денежной политики. Прежде всего, с многократного уменьшения ключевой ставки.
Что это даст? Да буквально самую малость: кредиты на развитие в стране станут доступны не только спекулянтам и разного рода аферистам, но и реальному производству. Пока с нынешними реальными 17–18% годовых в России почти нет предприятий, рентабельности которых хватает на выплату подобных займов. А уж малый и средний бизнес и вовсе давно барахтается за бортом кредитной системы, сконструированной Центробанком.
Далее: срочно нужно браться за модернизацию экономики. Срочно — значит, уже в текущем году. Спасение России не в иностранной рабочей силе и не в иностранных же инвесторах. Нужны целевые кредиты на развитие самых важных и перспективных отраслей (успешный пример у РФ уже есть — «Фарма-2020», программа по созданию отечественной фармацевтической индустрии.
Не менее важны и меры по стимулированию внутреннего рынка, ведь именно высокая покупательная способность населения — залог развития и процветания бизнеса и производства. Конкурентоспособность российских товаров следует обеспечивать не девальвацией нацвалюты, а продуманной системой преференций, протекционистских мер. А для этого хорошо бы взять пример с США и европейских стран и научиться грамотно обходить самые разорительные и вредные для нас условия ВТО.
Пришло время сделать ставку на российский бизнес и выдать наконец кредит доверия собственным гражданам. Беспроцентный.
темы
Новости партнеров
Реклама
Реклама
3 мин