Новости – Люди
Люди
Отчислить без накоплений
Фото: Юрий Смитюк/ТАСС
Минфин и Центробанк написали новую концепцию пенсионных накоплений, фактически предложив очередную реформу отчислений на старость
27 апреля, 2016 15:35
9 мин
В российскую прессу просочился проект пенсионной реформы, совместно подготовленный специалистами Минфина и Центробанка. Проект не то чтобы аннулировал нынешнюю систему, но и косметическим ремонтом его назвать сложно. В завуалированном виде нам предлагается резко увеличить выплаты в пенсионные фонды.
Внебрачное дитя Сысуева
Нынешняя пенсионная система впервые была сформулирована в 1997 году — еще в виде концепции — специалистами свежесозданного Министерства труда и социального развития (это такая мутирующая структура, которая то появляется, то исчезает в российском правительстве). Главой министерства был тогда Олег Сысуев, вскоре перешедший из правительства в Альфа-банк, в Совете директоров которого он трудится до сих пор, несмотря на достижение пенсионного возраста. И едва ли министр-однодневка времен семипремьерщины твердо помнит, что заложил первый камень в основу нынешнего пенсионного устройства России. Тогда обсуждались две возможные пенсионные системы — солидарная (отчисления всех работающих сразу идут на выплату пенсий) и накопительная (индивидуальные пенсионные счета, близкие по сути к банковскому депозиту). В конце концов выбор был сделан в пользу постепенного перехода к накопительной системе.
В целом схема реформы была готова уже в 1998 году, когда вступил в силу закон «О негосударственных пенсионных фондах», но тут грянул дефолт, и всем наверху резко стало не до пенсий. Вновь занялся реформой уже кабинет Михаила Касьянова. В виде, похожем на современный, пенсионная система сложилась в 2002 году, а в полную силу заработала год спустя — правда, каждый год в нее вносились какие-нибудь «улучшения», приведшие в итоге к современному положению вещей — огромной сумме «замороженных» взносов, которых реально давно уже нет в природе.
Охота на добровольцев
Новый программный документ, который, возможно, будет иметь то же значение, что и Концепция 1997 года, — это в первую очередь набор цифр, где-то иллюстрирующих, а где-то и затеняющих идеи авторов. Не утомляя читателя набором экономических параметров, изложим суть проекта.
Пенсионные взносы в России, как известно, бывают обязательными (отчисления от дохода по умолчанию) и добровольными (дополнительные выплаты гражданина). Интерес к добровольной части пенсии у нас практически отсутствует — лишь 0,3% граждан имеют такие накопления. И это несмотря на то, что до конца 2014 года работала программа государственного софинансирования пенсий — за счет бюджета удваивались добровольные пенсионные накопления. Пусть удвоение было ограничено 12 тысячами рублей в год — за пару десятилетий устойчивого роста и это стало бы ощутимым активом. Однако новый документ выводит добровольную схему на первый план.
В случае проведения реформы в виде, рекомендованном презентацией Минфина и Центробанка, обязательные отчисления в пенсионные фонды останутся прежними — 22%, но пойдут они уже целиком в Пенсионный фонд России. А вот накопительная часть — та самая, которая составляет 0–6% от заработка и «заморожена» уже несколько лет, — будет теперь исчисляться из взносов, превышающих эти 22%. В этом месте составители документа не поленились расписать всевозможные блага для тех, кто не поскупится на взносы. Накопленную часть можно будет изъять до наступления пенсионного возраста как частично («в случае возникновения чрезвычайных обстоятельств»), так и полностью (при серьезной болезни, угрожающей жизни). Схемы выплаты накопительной части пенсии тоже обещают сделать гибкими — в зависимости от пожеланий пенсионера. И отдельная радость — добровольные пенсионные накопления сделают собственностью граждан, а не Центробанка. Более того, государство согласно даже возобновить программу софинансирования этой накопительной части, при этом храниться она будет в эффективных негосударственных фондах, заботящихся о нашей прибыли. НДФЛ с этих сумм тоже браться не будет. Настоящий пир духа!
Стокгольмское поле чудес
Собственно, именно перечисление указанных в предыдущем абзаце бонусов ввело в заблуждение некоторые СМИ, поспешившие порадоваться внезапной демократичности самых замшелых ведомств. На самом же деле ситуация весьма печальна: по сути, нас лишили накопительной части. Здесь надо отметить обычно сдержанные «Ведомости», которые не постеснялись дать материалу на эту тему резкий, но справедливый заголовок «ЦБ и Минфин придумали, как лишить граждан пенсионных накоплений».
В одном из отделений Пенсионного фонда России. пенсии в 2016 году последние новости
В отделение Пенсионного фонда России. Фото: Артем Геодакян/ТАСС
Именно в этом и состоит проект реформы. Подходят к вам в темном переулке кот Силуанов и лиса Набиуллина, изымают 22% ваших денег без всяких разговоров, после чего сладко расписывают блага, которые у вас наступят в неопределенно далеком будущем, если вы отдадите им еще какую-нибудь часть оставшихся средств — чем больше, тем лучше. И ты уже чувствуешь сладкий запах стокгольмского синдрома — о вас подумали, позаботились, пожалели. Дымовая завеса, отвод глаз, шулерская обходительность.
Вот что в реальности говорят нам Минфин и Центробанк: «Мы всегда отбирали у вас 22%, но часть из них сохраняла связь с вами, накапливалась на отдельных счетах, вы даже могли переводить их в другие фонды. Мы заморозили все ваши возможности, но в законах они почему-то остались, и вы о них постоянно напоминаете. Надоело! Теперь мы будем изымать все 22% безо всяких условий, а миндальничать начнем, только если вы к ним добавите еще долю малую».
Добровольно-принудительно
Человек, который зарабатывает сколько-нибудь достойные деньги (авторы документа считают, что их вариант выгоден для людей с зарплатой от 60 тыс. руб. в месяц), вероятно, не дурак. Он может быть мерзавцем и бездельником, но какие-то мозги у него, скорее всего, сохраняются. Это относится и к авторам обсуждаемого документа. Если бы они всерьез думали, что после группового изнасилования нашей пенсионной системы мы понесем свои излишки на хранение именно им, в ответ громовым хором прозвучало бы словосочетание из трех слов. В самом деле, зачем вверять средства откровенным жуликам, если их можно хотя бы распределить по депозитам, где они защищены законом и страховкой?
Поэтому авторы документа заложили в свой проект счастье замедленного действия: все впервые устраивающиеся на работу люди автоматически становятся частью их замечательной программы. В первый год они не платят в «добровольную часть» ничего, во второй — 1%, и так далее вплоть до 6%, начиная с седьмого года работы. Таким образом, пенсионные взносы для «молчунов» вырастают с 22% практически до 28% (немного меньше за счет уменьшения облагаемой НДФЛ суммы).
И вот это уже — чистой воды жульничество, игра на низком интересе молодежи к пенсионным вопросам, на слабой информированности людей о хитрых пенсионных формулах.
Что же касается привычных 22% от наших зарплат, то все они станут «страховой» частью: фактически это означает возвращение к советскому солидарному принципу, когда и речи не шло о каких-то индивидуальных пенсионных счетах.
Что ж, в наших условиях данный принцип вполне справедлив. В 2016 году на пенсию по возрасту выходят россияне 1961г.р. (женщины) и 1956г.р. (мужчины) года рождения, последние колонны поработавших при Советском Союзе. Основной период их рабочей активности пришелся на годы «независимости» России, многие могли сделать какие-то накопления. Но у большинства нынешних пенсионеров никогда не было возможности что-то скопить на старость: все сбережения были убиты галопирующей инфляцией начала 1990-х. Поэтому платить своим старикам должны мы, больше некому. А к варианту «каждый за себя» (тоже, в общем-то, справедливому, хотя менее близкому России) можно было бы перейти через 25–30 лет… если бы министры то и дело не отбирали отложенные нами деньги, называя это реформами.
Само по себе предложение Минфина и Центробанка не хорошее и не плохое — это попытка хоть как-то решить пенсионный вопрос за счет работающих граждан. У страны действительно есть серьезные проблемы, стариков действительно надо поддерживать, а в масштабах России стоит это недешево.
Но об этом никто не говорит прямо. Нам предъявляют запутанный документ с перечислением будущих благ, за которыми тщательно скрыты сегодняшние издержки. Понастроивший себе дворцы Пенсионный фонд России — моральный банкрот, а управляющий им ВЭБ — банкрот фактический. Вранье и воровство — вот что происходит все последние годы вокруг пенсионных денег.
***
Хорош закон или плох, но это закон. Положенную часть доходов необходимо перечислять в Пенсионный фонд России. Но добровольно доверять этой структуре какие-то дополнительные средства — очень плохая идея. Отбросьте жалость к падшим — поверьте, Набиуллина и Силуанов прокормятся и без нашей помощи. Думайте о своей старости сами.
Да, пенсионной системе нужно реформирование, но первой его частью должно стать реформирование самого Пенсионного фонда, полная смена его федерального и регионального руководства, громкие дела против растратчиков. После этого наше отношение к Фонду может измениться.
Но в документе Минфина и Центробанка об этом ни слова. А значит, вранье и воровство будут продолжаться.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости