Новости – Общество
Общество
Особые неэкономичные зоны
Посетитель около стенда «Особая экономическая зона» на Петербургском международном инновационном форуме. Фото: Интерпресс/Петр Ковалев/ТАСС
Каждое рабочее место в особых экономических зонах обошлось российскому бюджету в 10 млн рублей
9 июня, 2016 10:30
5 мин
В СМИ просочилась майская переписка администрации президента и Минэкономразвития о будущем особых экономических зон (ОЭЗ). Кремлевские аудиторы привели столь вопиющие цифры, что не отреагировать на них было невозможно.
Особые экономические зоны, предусматривающие льготное налогообложение и другие преференции для бизнеса, существуют с 2006 года. Сейчас в РФ 33 таких кластера. На их создание израсходовано в общей сложности 186 млрд рублей (24 млрд из них не потрачены и зависли на счетах операторов ОЭЗ, генерируя депозитную прибыль), налоговая и таможенная отдача — 40 млрд рублей. За это время создано 18 тысяч рабочих мест (планировалось 25 тысяч), то есть на каждое потрачено около 10 млн рублей. Дороговат товар.
Основываясь на приведенных цифрах, президент поручил Минэкономразвития уже к 1 июля закрыть 10 самых неэффективных ОЭЗ и прекратить работу над созданием новых районов льготного налогообложения: стало очевидно, что в нынешнем виде эта система в нашей стране просто не работает.
Туристы не приехали
Российские ОЭЗ подразделяются на промышленные, технологические и туристические; есть также три так называемые логистические зоны, «порто-франко», проще говоря, морские порты и ульяновский авиационный хаб. Самый популярный вид зон — туристические: природное разнообразие России предполагает привлечение большого числа гостей как из числа россиян, так и из-за рубежа. Впрочем, именно эти зоны являются самыми неэффективными: местные власти совсем не рвутся выпускать из своих рук монополию на «доение» туристов, при этом в инфраструктуру не вкладываются, ссылаясь на отсутствие средств в региональных бюджетах.
Первой ласточкой кризиса туристических ОЭЗ стало закрытие зоны на острове Русский, куда были вложены огромные деньги с полным отсутствием отдачи. Однако за прошедшее время никаких существенных выводов из ситуации сделано не было: судя по всему, в ближайшее время подобная судьба постигнет и западносибирские туристические кластеры. Ущерб от этого, впрочем, будет минимальным: реальных резидентов там практически нет.
Минэкономразвития, однако, все еще делает хорошую мину при очень плохой игре: «Можно сказать, что наши ОЭЗ вполне конкурентоспособны, а сравнение с другими странами подтверждает значимость выбранных льгот и их достойный масштаб». С какими именно странами и по какому принципу сравнивают наши ОЭЗ чиновники, не уточняется. Хотя нельзя спорить с тем, что мировая практика создания подобных зон противоречива, а их репутация сомнительна.
Офшоры в головах
Самый известный вариант ОЭЗ за рубежом — это так называемые страны-офшоры. Малые, символические налоги компенсируются там огромным количеством зарегистрированных предприятий. Правда, в типичном офшоре не предполагается ведение настоящего бизнеса — только создание юридических «крыш» за долю малую, тогда как российские ОЭЗ (помимо туристических) создавались главным образом для развития реального сектора и наукоемких производств.
Возможно, открой мы классические спекулятивные офшоры, толку было бы больше, по крайней мере многие капиталы оставались бы в стране. Но здесь есть простейшее альтернативное решение: снизить налоги на бизнес по всей России, одновременно обрубив руки казнокрадам, в этом случае бюджет и социальные обязательства не пострадали бы. Но вариант «Идите в этот регион, и мы освободим вас от большинства налогов» не работает. Грядущее развитие ОЭЗ, кстати, лишь доказывает этот тезис: люди открывали производства в расчете на десятилетия льгот, а тут указом сверху проект просто закрывается; будем надеяться, что для конкретных предприятий обещанные льготы сохранятся до конца расчетного срока.
Ведь беда наших ОЭЗ — в образе мышления.
Мы пропустили момент, когда в нашем обществе грянул кризис доверия, закончившийся смертью больного. Идея обмануть ближнего — в большом ли, малом ли — внезапно стала национальной; может быть, именно благодарностью за это преображение негосподне объясняется веселое решение России платить пенсии израильским гражданам, к самой России никогда отношения не имевшим. Недоплатить налоги, не отработать полученный аванс, не сдержать слово, обмануть даже там, где выгоднее быть честным, — стало нормой. Каждый считает, что «имеет право» обмануть общество, потому что оно обманывает его. Примерьте это на семью и поймете, что долгосрочные отношения при подобном подходе построить невозможно. А открытие нового производства — это именно закладывание долгосрочных отношений, основанных на взаимном доверии: бизнес должен быть уверен, что правила игры не изменятся, власть — что полученные кредиты и льготы будут направлены на хорошее дело, а не на подготовку очередного бегства креативных менеджеров из не оценившей их отчизны.
***
Доверие легко разрушается, но очень сложно восстанавливается. Закрытие ОЭЗ не выглядит верным шагом на этом пути: в конце концов, уже созданные «офшоры» есть не просят (достаточно сократить персонал управляющей ими госкомпании), и странно думать, что бизнес хлынет туда после отмены налоговых льгот.
Каждая отмена предыдущего решения, не говоря уже о долгосрочной стратегии, элементом которой были ОЭЗ, — шаг в никуда. Доказывающий лишь то, что никакого ясного представления о пути и способах развития страны у российской власти нет.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости