Люди
Сегодня
Политика
Происшествия
Люди
Экономика
Следствие
Бизнес
Культура
Наука и медицина
Недвижимость
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Поддержать проект
Вопрос-Ответ
Financial Assets
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
В России признаны экстремистскими и запрещены организации «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля». Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», Общественное движение «Штабы Навального», интернет-издание «Спутник и погром», компания Meta Platforms. Inc.
НКО, выполняющие функции иностранного агента: Некоммерческая организация «Фонд по борьбе с коррупцией», Межрегиональный профессиональный союз работников здравоохранения "Альянс врачей", Автономная некоммерческая организация «Центр по работе с проблемой насилия «НАСИЛИЮ.НЕТ», Программно-целевой Благотворительный Фонд "СВЕЧА", Красноярская региональная общественная организация "Мы против СПИДа", Некоммерческая организация "Фонд защиты прав граждан", Автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг "Акцент", Межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов "Открытый Петербург", Санкт-Петербургский благотворительный фонд "Гуманитарное действие", Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан "Феникс ПЛЮС", Фонд содействия правовому просвещению населения "Лига Избирателей", Некоммерческая Организация Фонд "Правовая инициатива", Некоммерческая организация Фонд "Общественный фонд социального развития "Генезис", Автономная некоммерческая организация информационных и правовых услуг "Гражданская инициатива против экологической преступности", Некоммерческая организация "Фонд борьбы с коррупцией", Пензенский региональный общественный благотворительный фонд "Гражданский Союз", Ингушское республиканское отделение общероссийской общественной организации "Российский Красный Крест", Общественная организация "Саратовский областной еврейский благотворительный Центр "Хасдей Ерушалаим" (Милосердие), Частное учреждение "Центр поддержки и содействия развитию средств массовой информации", Региональная общественная организация содействия соблюдению прав человека "Горячая Линия", Фонд "В защиту прав заключенных", Автономная некоммерческая организация "Институт глобализации и социальных движений", Автономная некоммерческая организация противодействия эпидемии вич/спида и охраны здоровья социально-уязвимых групп населения "Центр социально-информационных инициатив Действие", Челябинское региональное диабетическое общественное движение "ВМЕСТЕ", Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан, Благотворительный фонд помощи осужденным и их семьям, Городской благотворительный фонд "Фонд Тольятти", Свердловский региональный общественный фонд социальных проектов "Новое время", Фонд содействия устойчивому развитию "Серебряная тайга", Фонд содействия развитию массовых коммуникаций и правовому просвещению "Так-Так-Так", Региональная общественная организация содействия просвещению граждан "Информационно-аналитический центр "Сова", Региональная общественная организация помощи женщинам и детям, находящимся в кризисной ситуации "Информационно-методический центр" Анна", Автономная некоммерческая организация социальной поддержки населения "Проект Апрель", Региональный благотворительный фонд "Самарская губерния", Свердловский областной общественный фонд "Эра здоровья", Международная общественная организация "Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество "Мемориал", Автономная Некоммерческая Организация "Аналитический Центр Юрия Левады", Автономная некоммерческая организация "Издательство "Парк Гагарина", Фонд содействия защите здоровья и социальной справедливости имени Андрея Рылькова, Благотворительный фонд социально-правовой помощи "Сфера", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности "Уральская правозащитная группа", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности - женское общественное объединение "Женщины Евразии", Омская региональная общественная организация "Центр охраны здоровья и социальной защиты "СИБАЛЬТ", Городская общественная организация "Рязанское историко-просветительское и правозащитное общество "Мемориал" (Рязанский Мемориал), Городская общественная организация "Екатеринбургское общество "МЕМОРИАЛ", Автономная некоммерческая организация "Институт прав человека", Некоммерческая организация "Фонд защиты гласности", Региональное общественное учреждение научно-информационный центр "МЕМОРИАЛ", Союз общественных объединений "Российский исследовательский центр по правам человека", Автономная некоммерческая организация "Дальневосточный центр развития гражданских инициатив и социального партнерства", Общественная организация "Пермский региональный правозащитный центр", Фонд "Гражданское действие", Межрегиональный общественный фонд содействия развитию гражданского общества "ГОЛОС-Урал", Автономная некоммерческая организация "Центр независимых социологических исследований", Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) специалистов "АКАДЕМИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА", Свердловская региональная общественная организация "Сутяжник", Межрегиональная благотворительная общественная организация "Центр развития некоммерческих организаций", "Частное учреждение в Калининграде по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров северных стран", Региональная общественная благотворительная организация помощи беженцам и мигрантам "Гражданское содействие", Автономная некоммерческая организация "Центр антикоррупционных исследований и инициатив "Трансперенси Интернешнл-Р", Региональный Фонд "Центр Защиты Прав Средств Массовой Информации", Некоммерческое партнерство "Институт развития прессы - Сибирь", "Частное учреждение в Санкт-Петербурге по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров Северных Стран", Межрегиональная общественная организация Информационно-просветительский центр "Мемориал", Межрегиональная общественная правозащитная организация "Человек и Закон", Фонд поддержки свободы прессы, Санкт-Петербургская общественная правозащитная организация "Гражданский контроль", Калининградская региональная общественная организация "Правозащитный центр", Региональная общественная организация "Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова", Некоммерческое партнерство "Институт региональной прессы", Частное учреждение "Информационное агентство МЕМО. РУ", Фонд "Институт Развития Свободы Информации", Калининградская региональная общественная организация "Экозащита!-Женсовет", Фонд содействия защите прав и свобод граждан "Общественный вердикт", Межрегиональная общественная организация Правозащитный Центр "Мемориал", Евразийская антимонопольная ассоциация.
Иностранные СМИ, выполняющие функции иностранного агента: "Голос Америки", "Idel.Реалии", Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Телеканал Настоящее Время, Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi), Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC), "Сибирь.Реалии", "Фактограф", "Север.Реалии", Общество с ограниченной ответственностью "Радио Свободная Европа/Радио Свобода", Чешское информационное агентство "MEDIUM-ORIENT", Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна, Юридическое лицо, зарегистрированное в Латвийской Республике, SIA «Medusa Project» (регистрационный номер 40103797863, дата регистрации 10.06.2014), Общество с ограниченной ответственностью «Первое антикоррупционное СМИ», Юридическое лицо, зарегистрированное в Королевстве Нидерландов, Stichting 2 Oktober (регистрационный номер № 69126968), являющееся администратором доменного имени интернет-ресурса «VTimes.io», Баданин Роман Сергеевич, Гликин Максим Александрович, Маняхин Петр Борисович, Ярош Юлия Петровна, Чуракова Ольга Владимировна, Железнова Мария Михайловна, Лукьянова Юлия Сергеевна, Маетная Елизавета Витальевна, Юридическое лицо «The Insider SIA», зарегистрированное в Риге, Латвийская Республика (дата регистрации 26.06.2015), являющееся администратором доменного имени интернет-издания «The Insider», https://theins.ru, Рубин Михаил Аркадьевич, Гройсман Софья Романовна, Рождественский Илья Дмитриевич, Апухтина Юлия Владимировна, Постернак Алексей Евгеньевич, Общество с ограниченной ответственностью Телеканал Дождь, Петров Степан Юрьевич, Юридическое лицо Istories fonds, зарегистрированное в Латвийской Республике (регистрационный номер 50008295751, дата регистрации 24.02.2020), Шмагун Олеся Валентиновна, Мароховская Алеся Алексеевна, Долинина Ирина Николаевна, Шлейнов Роман Юрьевич, Анин Роман Александрович, Великовский Дмитрий Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «Альтаир 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Ромашки монолит», Общество с ограниченной ответственностью «Главный редактор 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Вега 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Важные иноагенты», Каткова Вероника Вячеславовна, Карезина Инна Павловна, Кузьмина Людмила Гавриловна, Костылева Полина Владимировна, Лютов Александр Иванович, Жилкин Владимир Владимирович, Жилинский Владимир Александрович, Тихонов Михаил Сергеевич, Пискунов Сергей Евгеньевич, Ковин Виталий Сергеевич, Кильтау Екатерина Викторовна, Любарев Аркадий Ефимович, Гурман Юрий Альбертович, Грезев Александр Викторович, Важенков Артем Валерьевич, Иванова София Юрьевна, Пигалкин Илья Валерьевич, Петров Алексей Викторович, Егоров Владимир Владимирович, Гусев Андрей Юрьевич, Смирнов Сергей Сергеевич, Верзилов Петр Юрьевич, Общество с ограниченной ответственностью «ЗП», Общество с ограниченной ответственностью «Зона права», Общество с ограниченной ответственностью «ЖУРНАЛИСТ-ИНОСТРАННЫЙ АГЕНТ», Вольтская Татьяна Анатольевна, Клепиковская Екатерина Дмитриевна, Сотников Даниил Владимирович, Захаров Андрей Вячеславович, Симонов Евгений Алексеевич, Сурначева Елизавета Дмитриевна, Соловьева Елена Анатольевна, Арапова Галина Юрьевна, Перл Роман Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «МЕМО», Американская компания «Mason G.E.S. Anonymous Foundation» (США), являющаяся владельцем интернет-издания https://mnews.world/, Компания «Stichting Bellingcat», зарегистрированная в Нидерландах (дата регистрации 11.07.2018), Автономная некоммерческая организация по защите прав человека и информированию населения «Якутия – Наше Мнение», Общество с ограниченной ответственностью «Москоу диджитал медиа», Акционерное общество «РС-Балт», Заговора Максим Александрович, Ветошкина Валерия Валерьевна, Павлов Иван Юрьевич, Скворцова Елена Сергеевна, Оленичев Максим Владимирович, Общество с ограниченной ответственностью «Как бы инагент», Кочетков Игорь Викторович, Фонд развития книжной культуры «Иркутский союз библиофилов», Общество с ограниченной ответственностью «Честные выборы», Общество с ограниченной ответственностью «Нобелевский призыв», Еланчик Олег Александрович, Григорьева Алина Александровна, Григорьев Андрей Валерьевич, Гималова Регина Эмилевна, Хисамова Регина Фаритовна.
Лента новостей
Лента новостей
Новости – Люди
Русская планета

«Октябрь 1993: Насилие осуществлялось с громадным превышением необходимости»

Штурм Белого дома, 1993 год. Фото: Игорь Зотин / ИТАР-ТАСС

В обществе «Мемориал» юристы обсудили правомочность разгона Ельциным Верховного Совета

24 сентября, 2013 13:43
6 мин
В центре общества «Мемориал» в понедельник состоялся публичный круглый стол «Москва-1993. Правовые аспекты и последствия политического кризиса».
Спикерам было предложено проанализировать произошедшее осенью 1993 года с правовой точки зрения. Первым выступил Владимир Исаков, правовед, юрист, в 1993 году — депутат Верховного Совета России, председатель Комитета по конституционному законодательству, член Конституционной комиссии РФ. Он сходу отказался от заявленной темы.
«Хотя я по специальности юрист, я не собираюсь занимать формальную юридическую позицию», — начал он.
«Но с моей точки зрения, правовые детали — оценить произошедшее с точки зрения закона — не самое важное. Меня в прошедших событиях больше интересует не столько формальная юридическая оценка, сколько причины конфликта и, главное, ответ на следующий вопрос: зачем нужно было устраивать все это в Москве? Зачем?» — вопрошал Исаков.
Выступающий напомнил роспуск российской Думы в 1906 году: «Повесили на Таврическом дворце замок, поставили у ворот стражу. Вот и все, что потребовалось для роспуска Думы».
Увидев замок, депутаты потолкались и поехали на бричках в пригороды. На том дело и закончилось. А после сами участники роспуска с горечью и разочарованием говорили, что общество совершенно ими не интересуется и проявляет полное безразличие к тому, что Думу распустили. Исаков предположил, что ситуация повторилась, если бы Ельцин так же поступил с Верховным Советом: повесил замок и не впустил бы туда депутатов.
«Никаких толп населения не пришло бы к депутатам отстаивать и защищать российский парламентаризм», — уверен правовед.
Зачем же Ельцину понадобилось провоцировать события с большим числом человеческих жертв? Что мешало, как высказался Исаков, «разрулить ситуацию в белых перчатках»?
Возможно, предположил юрист, дело в выступлении Хасбулатова 18 сентября 1993 года, когда он, комментируя действия Ельцина, вульгарно щелкнул пальцем по горлу.
Штурм Белого дома, 1993 год. Фото: Игорь Зотин / ИТАР-ТАСС
Руслан Хасбулатов. Фото: Анатолий Сергеев / Коммерсантъ, архив
«Это воспламенило Ельцина и он отдал приказ с этой бандой кончать», — предположил выступающий.
Исаков не исключает подобной эмоциональной составляющей конфликта, однако главную причину видит в том, что Ельцину просто надо было «заменить спустившееся колесо». По его словам, в 1993 году уже давно пора было переводить «страну, правовую сторону и вообще законы» на новые рельсы. Можно было это сделать аккуратно, «в белых перчаточках»: распустить депутатов, объявить референдум по новой конституции.
заключил Исаков.
Ему оппонировала Тамара Морщакова, юрист, в 1993 году — судья Конституционного суда РФ. «Хочу остановиться исключительно на правовых вопросах», — сказала она.
Морщакова обратила внимание, что именно представляли собой Верховный Совет и Съезд народных депутатов.
«Мы не хотим об этом думать. — заметила выступающая, — Мы рассуждаем так: каким бы ни было преддверие событий, главную оценку они должны получить по итогам потерь». Однако это неправильная позиция, так как, по существу, Верховный Совет и Съезд народных депутатов вовсе не были демократическими органами власти. После провозглашения независимости России наша Конституция не была заменена новым документом. В текст, существовавший до 1991 года, просто вносились многочисленные поправки — «бантики», как выразилась Морщакова.
Самой заглавной статьей первой конституции Россия провозглашалась государством, в котором господствует республиканизм, федерализм и право, в том числе разделение властей. Но принимавшиеся к тексту конституции поправки, заметила Морщакова, содержание имели совершенно другое. Верховный Совет и Съезд народных депутатов по-прежнему провозглашались исключительными носителями всей неразделенной власти в стране (наследуя лозунг «Вся власть советам!»): законодательной, распорядительной и контрольной.
В частности, исполняя функцию распорядительной и контрольной власти, Верховный Совет принимал решения, которые Конституционным судом оценивались как такие, которые компетентна принимать только судебная власть.
Верховный Совет признавал правом те законы, которые принимал сам, настаивал на их исполнении и исполнял контроль за их исполнением, что противоречило провозглашенному принципу разделения властей.
По словам Морщаковой, исполнительные полномочия Совета постоянно расширялись, тогда как законодательные он фактически не выполнял. Одной из первых задач Совета в законодательной области было принятие новой конституции, которая так и не была принята, хотя существовали готовые проекты.
«Совет не создавал никакой надежды на принятие новой конституции — так же как он не принимал никаких законодательных актов для того, чтобы реализовать федеративный договор, который создавал основу какого-то мира между регионами России», — говорит Морщакова.
Совет противодействовал всякому разрешению ситуации, так как его единственной функцией было во что бы то ни стало цепляться за те неограниченные права, которые он получил. Конституционного кризиса можно было избежать на апрельском референдуме 1993 года, на который было вынесено четыре вопроса: поддерживают ли граждане политику президента и Верховного Совета, надлежит ли провести новые президентские и парламентские выборы. Референдум проводился по инициативе Ельцина. Однако Совет нашел способ вмешаться, приняв Положение о порядке подсчета голосов на референдуме.
«Был ли полномочен Съезд народных депутатов утверждать не законом, а положением порядок подсчета голосов? Если это такой уж блюститель законов, то, конечно, нет. В то время в Российской Федерации уже действовал закон о референдуме, который предусматривал определенный порядок подсчета голосов», — объясняет Морщакова.
Но именно для апрельского референдума, который мог разрешить конфликтную ситуацию и позволить гражданам выбрать, за что они голосуют, были установлены правила «ad hoc» («для этого случая». — РП). Для изменения статус-кво, основанного на единовластии законодательного органа, этот же законодательный орган потребовал, чтобы за эти изменения проголосовало большинство не от тех, кто участвует в референдуме, а от тех, кто внесен в список избирателей.
«Такого от века не бывает в странах, где участие в голосовании не сформулировано законодателем как обязанность граждан, за нарушение которой государство устанавливает санкции. Ничего этого в России не было. У нас было право свободного участия в голосовании, в выборах и на референдуме. Граждане никогда не принуждались к участию», — говорит Морщакова.
Сдавшиеся мятежники выходят из Белого дома. Фото: Олег Власов / ИТАР-ТАСС
Сдавшиеся мятежники выходят из Белого дома, 1993 год. Фото: Олег Власов / ИТАР-ТАСС
По ее словам, собрать большинство на референдуме от числа избирателей, существующих в России, было невозможно: этого просто не позволила бы явка. Это стало гарантийным барьером для сохранения единовластия Верховного Совета и Съезда народных депутатов.
Другой правовой фактор связан с некачественной работой Конституционного суда.
полагает Морщакова.
Во-первых, Конституционный суд не провел должных процедур по исследованию обстоятельств, которые были связаны с изданием указа и обстановкой, породившей указ. Во-вторых, компетенция Конституционного суда в делах о признании чьих-либо действий не соответствующими Конституции предполагала, что Конституционный суд является единственным компетентным судебным органом, который был обязан устанавливать факты антиконституционных действий. Но он не принял никаких действий по отношению к противоправной деятельности Верховного Совета, хотя «все законодательство, принимавшееся Верховным Советом и Съездом народных депутатов в предшествующий период, свидетельствовало об антиконституционности».
Морщакова напомнила статью 126.6 Конституции Российской Федерации, согласно которой не предусматривалось никаких процедур, чтобы действие представителей властей можно было бы признать неконституционным. Ни Конституционный суд, ни законодательные органы власти не могли вынести такого решения.
Кроме того, Конституционный суд стал по собственной инициативе решать, достаточно ли основания для отрешения президента, хотя такую инициативу с точки зрения действовавший тогда Конституции мог проявить исключительно Съезд народных депутатов. Наконец, Конституционный суд вынес решение по поводу состоявшегося в апреле референдума, что его результаты можно подсчитывать по антиконституционным правилам, установленным Верховным Советом.
Морщакова усмехнулась над предположением Исакова, что если бы Ельцин просто распустил Верховный Совет, ситуация уладилась. Правовых механизмов роспуска не существовало, хотя принцип разделения властей предполагал, что полномочиям законодательной власти по отрешению президента от должности, как во всех развитых странах, должно быть противопоставлено право президентской стороны на роспуск парламента.
Чтобы избежать осени 1993 года, Конституционный суд заранее должен был проявить инициативу об оценке конституционности действий и решений Верховного Совета, чьи полностью антиконституционные «законодательные» решения давали объективную правовую основу для такой оценки, подытожила юрист.
Доклады остальных выступавших были не столь интересны.
Поделиться
ТЕГИ
поддержать проект
Для поднятия хорошего настроения, вы можете угостить наших редакторов чашечкой кофе
Маленькая чашка кофе
cup
200 ₽
Средняя чашка кофе
cup
300 ₽
Большая чашка кофе
cup
500 ₽
Большая чашка кофе и что-то вкусное
cup
900 ₽
Нажимая на кнопку «Поддержать», я принимаю пользовательское соглашение, политику конфиденциальности и подтверждаю свое гражданство РФ
Кто может поддержать проект?
Поддержать проект могут только граждане России. Поддержка осуществляется только в рублях. В соответствии с требованием закона.
Лень сёрфить новости? Подпишись и БУДЬ В КУРСЕ