











ОГЭ: почему концепция страха не работает?

Основной государственный экзамен завершает программу основного общего образования и является базовым инструментом для аттестации девятиклассников. В СМИ, социальных сетях и родительском сообществе это испытание стало символом «издевательства» над детьми, которых государство «вынуждает» усиленно готовиться к ОГЭ. Даже учителя нередко пугают подопечных экзаменами, считая, что страх заставит школьников учиться. Однако психологи считают, что преумножая стресс, можно лишь навредить делу, и советуют купировать ощущения тревожности.
Вчастности, подобные выводы сделаны в работе, опубликованной в 2014 году в журналеSchoolPsychologyQuarterly, выходящем под эгидой Американской ассоциации психологов. В исследовании приняли участие 347 студентов, которым предстояло сдать экзамен на получение общего аттестата о среднем образовании. Дважды в течение 18 месяцев ученики отвечали на вопросы по заранее заготовленному опроснику. У участников опроса выясняли, как часто учителя пытались мотивировать респондентов страхом неудачи, например: «Как часто ваши учителя говорят вам, что, если вы не будете усердно работать, вы провалите экзамен?» Уровень ощущения угрозы у учащихся измерялся следующим образом: «Беспокоитесь ли вы, когда учителя говорят вам, что ваш экзамен все ближе?» Также ученикам задавали вопрос: «По какой причине вы делаете уроки?»
Исследование показало, что ученики, получавшие «угрозы» о возможности провала на экзамене, часто фокусируются на неудачах, чувствуют себя менее мотивированными и получают более низкий балл. Психологи считают, что одну и ту же идею можно донести разными способами, но предпочтительнее мотивировать, а не травмировать детскую психику. «Если вы провалите экзамен, вы никогда не сможете найти хорошую работу или поступить в институт. Вам нужно много работать, чтобы избежать неудач», — это пример попытки использования страха. Более уместно использовать следующий вариант: «Экзамен действительно важен, поскольку его нужно сдавать для большинства высокооплачиваемых должностей, и если вы хотите поступить в институт, вам также необходимо будет сдать экзамен».
«Оба сообщения указывают студентамна важность приложения усилий и вдохновляют наусердие. Эти месседжи различаются, так как одно фокусируется на возможности успеха, а другое подчеркивает необходимость избегать неудач. Психологи, работающие в школах, …могут помочь учителям выбрать типы сообщений, которые они используют в классе, подчеркивая, что их сообщения влияют на учащихся как положительным, так и отрицательным образом… Учителя должны планировать, какие типы месседжей будут наиболее эффективны и как их можно включить в планы уроков».
С выводами британских ученых согласна Марианна Шевченко из Национальной родительской ассоциации.
«Классическая фраза педагогов: «Вам ЕГЭ сдавать!» И этим ЕГЭ детей пугают. В результате на ОГЭ и ЕГЭ вырабатывается ассоциация, что это страшно, неприятно, опасно. Потому что на кону стоит несдача экзамена, а значит, вроде бы и жизнь не удалась. Это слишком большая эмоциональная нагрузка».
Страх возникает из убеждения, что неудача будет иметь чрезвычайно важные последствия, и из чувства, что никто не может контролировать результат и, следовательно, нет способа избежать неудачи. У этого чувства есть давняя подоплека. Всякий раз, когда наш предок натыкался на змею в саванне, лучшим выходом становилось бегство. И то, что сама мысль об этой встрече снова вызывала беспокойство и заставляла избегать опасного места, также было выгодно с эволюционной точки зрения. Это очень полезный навык выживания, и не у всех организмов он есть. Муравьи, например, всегда возвращаются в логово муравьеда.
Чувство «опасности» проявляется у учеников и перед экзаменом, особенно если его усиливают предварительные «угрозы» учителей. Однако на самом экзамен не представляет реальной физической угрозы, поэтому беспокойство не дает преимущества.
В большинстве случаев за тревогой перед испытанием стоит повторяющийся опыт неудач. Классический пример: ученик, который делает 30 ошибок на первой контрольной. Неприятно? Однако реальный ущерб на самом деле наносится позже, например, когда родители реагируют шоком. Ситуация для многих детей ощущается как отказ от привязанности. В результате «экзамен» заносится в категорию «опасно», и всякий раз вызывает беспокойство. Учителям и родителям необходимо постараться изменить настрой и мотивировать учеников не страхом, а возможными плюсами от хорошей подготовки к ОГЭ.
Материал подготовлен нашим партнером - Курсы ЕГЭ и ОГЭ в паре TwoStu.