Новости – Общество
Общество
Россия прикрывает фланги
Сергей Шойгу (в центре) во время 70-го заседания Совета министров обороны государств СНГ. Фото: Вадим Савицкий / пресс-служба Минобороны РФ / ТАСС
Москве необходимо создать Объединенную систему ПВО СНГ в условиях дистанционной войны
15 июня, 2016 17:00
6 мин
Совет министров обороны СНГ обсудил в Москве проект концепции воздушно-космической обороны (ВКО) Содружества и Концепцию военного сотрудничества до 2020 года. На повестке дня стояли вопросы развития Объединенной системы (ОС) ПВО, взаимодействия спецслужб и сотрудничества по контролю за радиационной, химической и биологической обстановкой. В российскую столицу приехали представители Азербайджана, Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Таджикистана и Узбекистана.
СПРАВКА: Проект Концепции воздушно-космической обороны государств — участников СНГ разрабатывался в течение 2016 года и был утвержден в начале апреля 2016-го. Разработчиками документа выступил Центральный научно-исследовательский институт ВКО России, являющийся базовой организацией объединенной системы ПВО СНГ. Концепция призвана определить основные векторы развития объединенной системы ПВО, проект которой появился еще в 1990-е годы.
Как уточнил в апреле первый заместитель главкома ВКС РФ генерал-лейтенант Павел Кураченко, в рамках ОС ПВО не планируется создание коллективных систем противоракетной обороны, способной выполнять функции наступательного вооружения. В состав объединенной системы противовоздушной обороны СНГ номинально входят 38 воинских зенитных ракетных войск, 16 подразделений радиотехнических войск, 3 отдельных батальона радиоэлектронной борьбы и 21 авиационная часть. Увеличение численности войсковой группировки и средств ПВО не планируется.
Выступая перед делегациями военных ведомств СНГ, министр обороны РФ Сергей Шойгу призвал расширять взаимодействие в оборонной сфере из-за неспокойной ситуации на границе. Глава Минобороны напомнил о том, что Концепция военного сотрудничества предусматривает «усиление наших вооруженных сил, обеспечение национальной и коллективной безопасности, а также развитие добрососедских отношений». Отдельно Шойгу побеседовал коллегами из Армении (Сейран Оганян) и Азербайджана (Закир Гасанов).
Превентивные меры
В последние годы Россия реанимировала военное сотрудничество в рамках Организации Договора коллективной безопасности (ОДКБ). Однако часть постсоветских республик, имеющих важное стратегическое значение для Москвы, в военный союз не входят, и потому взаимодействие с ними приходится осуществлять через механизмы СНГ, который остается площадкой для различных инициатив.
Принятие концепции воздушно-космической обороны — одна из ключевых задач России в условиях современной дистанционной войны. Неспокойная ситуация в Афганистане, на Ближнем Востоке, агрессивное поведение Турции вынуждают Россию прикрывать южный фланг в Центральной Азии и Закавказье. А наращивание военной инфраструктуры НАТО в Восточной Европе требует симметричных мер хотя бы в Белоруссии.
В апреле 2016 года проект Объединенной системы противовоздушной обороны СНГ формально был реализован в Казахстане и Белоруссии. Подразделения ПВО этих стран должны были приступить к совместному несению боевого дежурства. На белорусской территории дислоцированы радиолокационная станция «Волга» в Ганцевичах (Барановичский район) и 43-й узел связи ВМФ РФ в Вилейке. Еще одним форпостом России должна была стать авиабаза многоцелевых истребителей Су-27, но Александр Лукашенко с осени 2015 года не дает разрешения на ее строительство.
В процессе формирования системы ПВО СНГ большие проблемы возникают и с другими государствами. К примеру, на вооружении Киргизии и Таджикистана стоят устаревшие ЗРК, и полностью отсутствует истребительная авиация. Несколько лучше оснащены вооруженные силы Казахстана и Армении, которым Россия бесплатно поставляет С-300. Однако и здесь возникают сложности, хотя, казалось бы, концепция совместной обороны несет обоюдные выгоды.
Нерешенные проблемы
Непростой диалог Россия ведет с Азербайджаном и Узбекистаном. Баку является союзником Турции и потенциальным военным противником Еревана, а значит, и Москвы. Активное военно-техническое сотрудничество с США осуществляет Ташкент, пытаясь извлечь из него максимум выгоды. Грузия и нейтральная Туркмения свернули сотрудничество с РФ в сфере ПВО еще в 1997 году.
У Москвы также отсутствует перспектива вовлечения в Объединенную систему ПВО Молдавии и Украины, то есть проблема прикрытия западного фланга остается для России актуальной. Профессор Академии военных наук Вадим Козюлин считает, что существующие препятствия на пути создания Объединенной системы ПВО не носят критического характера.
«Очень много угроз носят гипотетический характер. Алармистские настроения господствуют как в России, так и на Западе. Но, согласитесь, крайне сложно представить, что НАТО в ближайшее время может ударить по нашей стране. Отсутствие видимых угроз естественным образом тормозит процессы военной интеграции на постсоветском пространстве. Руководители государств СНГ в условиях конфликтов с другими бывшими республиками СССР не понимают, от кого им защищаться», — рассуждает Козюлин.
В то же время эксперт констатировал, что военно-политическая обстановка, как заявил Шойгу, действительно накаляется. «На повестке дня сложности материального характера. Сейчас существуют только две страны — Россия и Казахстан, способные приобретать вооружения. Остальным нужна поддержка. У нас достаточно много ЗРК находятся на хранении, и потому мы можем помочь нашим партнерам», — уверен Козюлин.
Как полагает собеседник РП, по сути, Россия возрождает общую систему ПВО, существовавшую в советское время. «Понятно, что не все республики будут в этом участвовать. Костяк Объединенной системы составят силы ПВО России, Белоруссии, Казахстана и Армении. На мой взгляд, политическое решение на этот счет уже принято, и в случае возникновения реальной угрозы страны СНГ ускорят процесс создания Объединенной системы», — резюмировал Козюлин.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости