По состоянию на 14 июля 10:30
Заболевших739 947
За последние сутки6 248
Выздоровело512 825
Умерло11 614
Общество
Лента новостей
Лента новостей
Сегодня
Политика
Общество
Бизнес
Культура
Сделано Русскими
Личные связи
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Запрещенные организации
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
Новости Общество
Русская планета
Общество

Оброк на капремонт

В Госдуме предлагают освободить жильцов от обязательных поборов на капитальный ремонт
Игорь Молотов
27 ноября, 2015 16:00
6 мин
Фото: Николай Мошков/ТАСС
Депутаты Госдумы Иван Сухарев, Антон Ищенко и Сергей Каргинов (все из ЛДПР) подготовили проект закона «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации» (имеется в распоряжении «Русской планеты»). Законопроектом предлагается установить добровольный порядок уплаты взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах путем принятия общим собранием собственников помещений решения о формировании фонда капремонта.
Как отметил Антон Ищенко в разговоре с РП, в нынешних условиях не учитываются случаи, когда жители делают ремонт в своих домах по собственной инициативе, либо когда люди проживают в домах, не нуждающихся в ремонте. Также нередки жалобы граждан на то, что их дома стоят в очереди на ремонт, который назначен через 30 лет и более. Появляется резонный вопрос: какой смысл платить сейчас?
Еще в процессе обсуждения проекта действующего закона №271, обязывающего всех граждан, являющихся собственниками жилья в многоквартирных домах, за счет собственных средств проводить капитальный ремонт общего имущества, многие депутаты Госдумы, граждане, аналитики, представители общественных и политических организаций высказывались против инициативы, считая законопроект «антинародным и социально несправедливым».
«Еще статьей закона от 1991 года обязанность по проведению капитального ремонта была возложена на бывшего наймодателя, то есть на органы государственной власти и органы местного самоуправления. Однако впоследствии обязанность оплачивать капитальный ремонт многоквартирных домов возложена в том числе и на граждан, осуществивших приватизацию жилых помещений, в то время как капитальный ремонт указанных жилых помещений не был своевременно осуществлен за счет средств бюджета соответствующего уровня», — сказал РП Иван Сухарев.
Иван Сухарев
Иван Сухарев. Фото: Максим Андреев/ТАСС
В пояснительной записке к законопроекту отмечается, что есть несоответствие минимального размера взносов на капремонт в разных субъектах РФ. Так, в Саратовской области минимальный размер взноса установлен отдельно для каждого муниципального района и городского округа. Например, жители Саратова платят 6,33 рубля за м2, Энгельсского района — 5,52 рубля, Балаковского района — 6,22 рубля.
В то же время на территории Петербурга минимальный размер взноса на капремонт установлен в зависимости от типа многоквартирного дома, определяемого годом постройки, и составляет от 2 до 3 рублей за м2; при этом учитывается наличие или отсутствие лифтового оборудования. Подобные ситуации возникают из-за несовершенства механизма установления минимального размера взноса на капитальный ремонт на территории России, так как не принимаются во внимание экономические особенности региона, рыночная стоимость объектов недвижимости, размер средней заработной платы на территории региона и отдельно взятых муниципальных образованиях и другие факторы.
Согласно официальным данным Росстата, средний размер зарплаты в 2014 году в Петербурге составил 40 657 рублей, а в Саратовской области — 22 002 рубля. При этом следует учесть, что в отдельно взятых муниципальных районах Саратовской области и входящих в них муниципальных образований средний размер зарплаты в разы меньше, чем в Саратове, являющемся областным административным центром. Например, жители Пугачева (Саратовская область), где заработная плата составляет около 8 тысяч рублей, обязаны уплачивать взносы на капитальный ремонт в 3 раза выше, чем в Петербурге.
«Обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт, — отмечено в документе, — возлагается также и на собственников жилых помещений в новых многоквартирных домах, ремонт которых в соответствии с региональными программами капитального ремонта запланирован лишь через 20–30 лет. С учетом нестабильной экономической обстановки и ростом инфляции уплаченные гражданами денежные средства к моменту проведения капитального ремонта фактически обесценятся».
 Данные опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) свидетельствуют, что по состоянию на сентябрь 2015 года 45% опрошенных россиян считают, что оплата расходов на капремонт является прямой обязанностью государства; 43% полагают, что платить обязаны собственники при участии государства.
На основании приведенных данных можно сделать вывод, что одна часть граждан считает, что капремонт должен быть произведен за счет средств бюджета Российской Федерации, а другая часть готова уплачивать взносы за капремонт общего имущества, но только при условии оказания значительной государственной или муниципальной поддержки.
Согласно документу, «после вступления в силу указанного законопроекта обязанность по уплате взносов прекратится до принятия решения о формировании фонда капитального ремонта. В течение месяца после вступления в силу настоящего законопроекта собственникам жилых помещений предоставлено право сохранить способ формирования фонда капитального ремонта, который собственники выбрали до вступления в силу настоящего законопроекта».
Еще одним важным аспектом является то, что, если в течение указанного срока решение о формировании фонда капремонта не принято, держатель специального счета, а также региональный оператор обязаны возвратить людям уплаченные ими взносы. Что разумно, учитывая и иные поборы, с которыми приходится сталкиваться гражданам РФ.
По словам директора Института приоритетных региональных проектов Николая Миронова, действующее законодательство хотя и декларирует собственность жильцов на общее имущество в доме, однако это нужно лишь для того, чтобы юридически «декорировать» их обязанность самостоятельно оплачивать капремонт.
«Эта система взносов расходится с принципами гражданского права: они (взносы) никак не привязаны к конкретным срокам проведения ремонта и его стоимости; выплаченные средства теряют правовую связь с их плательщиком. Взносы накапливаются на счетах, но ремонта в доме может и не быть. Между тем ключевые принципы обязательственного права говорят другое: конкретный платеж должен быть связан с конкретной работой или услугой, нельзя просто "платить в стол" без встречного конкретного обязательства», — поясняет эксперт.
Ранее на сайте Change.org появилась петиция с требованием отменить «оброк» на капремонт, собравшая свыше 170 тысяч подписей. Там считают, что главная проблема по сбору средств в так называемые фонды — это то, что деньги идут в действительности не на ремонт, а в карманы коррупционеров из ЖКХ, давно ставших бичом для России.
темы
6 мин