Новости – Общество
Общество
Образ победы
Очередь к чудотворной Казанской иконе Божией Матери. Фото: Сергей Вдовин / ТАСС
Как Казанская икона Божией Матери спасает Россию
4 ноября, 2015 06:50
5 мин
Святитель Димитрий Ростовский писал в XVII веке: «Матерь Божия избавляет от великих бед и зол». 4 ноября Православная церковь установила особый праздник в честь Богородицы — в этот день верующие благодарят Казанскую икону Божией Матери за избавление Москвы от поляков в 1612 году.
История
Первое десятилетие XVII века не было для Руси удачным. Смута, появление самозванцев, свержение с престола царя Василия Шуйского, последнего из царской династии Рюриковичей — длинная цепочка событий привела к тому, что в 1610 году Москву заняли польские войска.
По призыву патриарха Гермогена поднялось первое ополчение для освобождения столицы от интервентов. В помощь ему привезли из Казани чудотворный образ Божией Матери. «Новый летописец», памятник XVII века, говорит: не все в ополчении встретили прибывшую икону с почтением — казаки и вовсе остались на конях, понося тех, кто шел поклониться образу. Тем не менее, вскоре ополченцам удалось отбить Новодевичий монастырь — многие в ополчении восприняли эту победу как чудо, которому покровительствовала сама Богоматерь. Хотя самому ополчению жить оставалось недолго: внутри него начался разлад, который умело подогревали поляки, одного из лидеров ополченцев Прокопия Ляпунова зарубили свои же по подложным сведениям.
Икону Божией Матери перевезли под Ярославль — здесь ее встретило второе ополчение, шедшее из Нижнего Новгорода под управлением князя Дмитрия Пожарского. Рать пожелала иметь икону с собой, веруя в ее чудеса. Победе ополчения предшествовало видение: в Кремле, занятом поляками, находился в плену греческий архиепископ Арсений (позже он станет архиепископом Суздальским). В одну из ночей, как повествует предание, келья Арсения озарилась, и он увидел в ней преподобного Сергия Радонежского. Святой предрек конец бедствиям русского народа. «По заступничеству Богородицы суд Божий об Отечестве преложен на милость, — сказал преподобный Сергий. — Наутро Москва будет в руках ополченцев, а Россия спасется».
Так и произошло — 22 октября (по новому стилю 4 ноября) 1612 года столица была освобождена.
Установление праздника
В первое воскресенье по освобождении столицы ополченцы и москвичи прошли по городу крестным ходом, неся впереди Казанскую икону Божией Матери. В честь чудотворного образа, который спас столицу, князь Дмитрий Пожарский отстроил в Москве храм на Красной площади (в 1936 году его уничтожили большевики, а в 1993 году воссоздали в первоначальном виде).
Крестный ход в день праздника Казанской иконы Божией матери. Фото: Максим Богодвид / РИА Новости
Большой верой к чудотворному образу проникся и новый царь Михаил Федорович — он повелел установить в Москве два празднования иконе: одно 8 июля (21 июля по новому стилю) в честь явления образа в Казани, а другое — 22 октября (4 ноября) в честь освобождения Москвы.
Общероссийское же почитание Казанской иконы началось при царе Алексее Михайловиче. В 1649 году он установил праздновать 22 октября — «во всех городах во все годы». Поводом для этого стало рождение наследника, царевича Дмитрия (который, увы, неожиданно умер во младенчестве).
Чудо с продолжением
Само явление Казанской иконы народу было чудом. Оно случилось летом 1579 года в Казани. В городе в то время бушевали пожары — по одной из версий, их организовали татары-магометане в отместку за то, что русские взяли город и обращают его жителей ко Христу.
Среди погорельцев, пострадавших от пламени, была семья стрельца Даниила Очурина. Десятилетней дочери стрельца Матроне вскоре после этого было видение. Во сне девочке стала являться Богородица и говорить: «Иди и скажи всем, что в земле лежит икона чудная». Священники и бояре отмахнулись от Матроны: что может она знать? Тогда Матрона вместе с матерью решили действовать сами. Они начали копать в том месте, где указала Богородица, — и тогда из земли им явилась чудотворная икона, прозванная по месту обретения Казанской. Так описывал явление образа патриарх Гермоген.
Судьба иконы была непростой. С нее сделали несколько списков — один из них царь Петр Великий перенес в строящийся Петербург, позже в Северной столице в честь этого образа возвели Казанский кафедральный собор. Считается, что этот образ помог снять фашистскую блокаду Ленинграда в январе 1944 года — накануне окончательного освобождения города верующие прошли по улицам крестным ходом с Казанской иконой.
Оригинал иконы хранился в Богородицком монастыре, выстроенном на месте ее обретения. В 1904 году ее похитил крестьянин Варфоломей Чайкин — на суде он заявил, что порубил и сжег образ. Суд признал, что Чайкин не врет, но и по сей день находятся те, кто сомневается в этой версии.
Многие полагают, что чудотворный образ, сделав свое дело по спасению России от внешних врагов, предпочел укрыться от многочисленных людских глаз — таким же чудесным образом, каким когда-то и явился.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости