Общество
Лента новостей
Лента новостей
Сегодня
Политика
Общество
Бизнес
Культура
Сделано Русскими
Личные связи
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Поддержать проект
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
В России признаны экстремистскими и запрещены организации «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля». Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба».
Новости Общество
Русская планета
Порт
Фото: Birchelastomer.com

Объединённая судостроительная корпорация превратилась в «чёрную дыру»

Почему российская кораблестроительная отрасль оказалась в глубоком кризисе
Александр Кочан
3 ноября, 2020 13:13
7 мин

Одним из самых любопытных докладов третьей по счёту конференции «Огарковские чтения» стало выступление заместителя директора Центра анализа стратегий и технологий (ЦАСТ) Константин Макиенко, посвящённое ситуации в отечественной судостроительной промышленности.

Напомним, что первые «Огарковские чтения» прошли в 2018 году. Конференция проходит в ежегодном формате в память о выдающемся советском военном деятеле и мыслителе Николае Васильевиче Огаркове, возглавлявшим Генштаб ВС СССР в 1977-1984 годы.

Именно наш соотечественник является основоположником концепции неядерного сдерживания и одним из идеологов информационно-технологической революции, которая заключается в объединении разведывательных и ударных средств в единый контур.

Самое слабое звено Вооружённых сил

«Огарковские чтения» — одна из немногочисленных отечественных негосударственных площадок, где есть место для аргументированной критики и цивилизованной дискуссии по военно-политическим и военно-техническим вопросам.

В этом году из-за пандемии коронавируса некоторые спикеры выступали в удалённом формате и были лимитированы во времени, что порой не позволяло полноценно раскрыть тему.

Доклад Макиенко получился коротким, однако спикер успел обозначить ключевые проблемы судостроительной отрасли. В настоящее время Военно-морской флот — самое слабое звено Вооружённых сил РФ

Как справедливо отметил эксперт, стержневая причина трудностей ВМФ и кораблестроительной промышленности России — это, конечно же, катастрофические последствия 1990-х годов.

После распада СССР Россия избавилась примерно от 70-75% наследия советского флота. Естественно, что, помимо военного судостроения, на колени была поставлена и гражданская отрасль.

Эти смутные времена нанесли колоссальный ущерб боеспособности ВМФ. Однако, как отметил Макиенко, кораблестроительные предприятия первыми начали получать бюджетные средства от Минобороны.

В начале 2000-х годов стартовала реанимация программы подводных атомных крейсеров проекта 955 «Борей», был заложен первый корвет проекта 20380 «Стерегущий», активизировалась разработка атомной субмарины проекта 855 «Ясень». В середине 2000-х годов в России была запущена амбициозная программа строительства фрегатов проекта 22350.

21 марта 2007 года указом президента РФ Владимира Путина была учреждена Объединённая судостроительная корпорация (ОСК), куда вошла большая часть морских КБ, судостроительных и судоремонтных активов.

Расчёт руководства страны заключался в том, что появление холдинговой структуры позволит аккумулировать ресурсы, необходимые для массового серийного строительства морских платформ, а также для разработки новых проектов.

Но на практике, казалась бы, разумная задумка властей не нашла полноценного воплощения. Вполне символично выглядит судьба проекта 20380. За 20 лет было построено всего лишь четыре корвета! Причём на создание каждого корабля уходило 5-7 лет. А первая и пока единственная атомная лодка проекта 855 строилась 21 год — с 1993 по 2014 год!

ОСК сорвала реализацию практически всех программ, пытаясь одновременно навязывать разношёрстные и мелкосерийные (и как следствие — дорогостоящие) проекты. Глава корпорации Алексей Рахманов нередко отвечает на претензии тем, что холдинг по объективным причинам не всегда может назвать заказчику точную цену за продукцию, особенно новую.

Однако в этом оправдании заложено большое лукавство. ОСК не очень стремится предлагать клиентам более дешёвые крупносерийные проекты. С советских времён отечественный флот страдает от дефицита унификации, и политика корпорации только усугубила эту проблему.

Как справедливо сообщил Макиенко, ОСК не потянула даже столь важную программу как строительство стратегических ракетоносцев проекта 955. Её реализация сдвинулась на несколько лет вправо. В результате Минобороны пришлось вкладывать средства в ремонт подлодок советского поколения, но и этот процесс не проходит гладко.

Единственная программа, которая нормально реализуется, это производство дизель-электрических подлодок проекта 636.3 «Варшавянка». Шесть таких субмарин своевременно получил Черноморский флот, столько же единиц будет передано Тихоокеанскому.

Однако проект 636.3 сложно назвать современным. Эти неатомные подлодки представляют собой усовершенствованный экспортный продукт 1990-х годов. На «Варшавянках» нет ни анаэробных энергетических установок, ни литий-ионных батарей, которыми последние 10 лет оснащаются западные и японские подлодки

Работа над неатомными подлодками нового поколения в РФ идёт (проект 677 «Лада», проект «Калина»), но конкретные результаты по-прежнему отсутствуют.

«Бюджетная подпитка»

Как заявил Макиенко, провалы ОСК хорошо заметны на фоне успехов авиационной отрасли РФ, производившей в лучшие годы по 100 самолётов для нужд Минобороны, а также предприятий сферы ПВО. Серьёзных положительных результатов достигли разработчики сухопутных вооружений, что видно по радикальному обновлению облика российских военнослужащих, парка автомобилей и бронетехники.

Безусловно, судостроительная отрасль более инертная и сложная в плане кооперации, но времени на исправление ситуации, на создание фундамента для поступательного развития отрасли у руководства РФ было предостаточно.

По выражению Макиенко, ОСК превратилась в «чёрную дыру», которая требует постоянной «бюджетной подпитки». Общая задолженность ОСК составляет 150 млрд рублей. В мае 2020 года в отношении корпорации была принята программа финансового оздоровления на общую сумму в 68 млрд рублей, из них 30 млрд — чистые субсидии, остальные средства пошли на реструктуризацию долгов.

Показательно выглядит и тот факт, что ОСК практически никак не представлена на коммерческом рынке и за рубежом. Почти вся продукция производится по государственному заказу, причём не только оборонного. Например, одним из главных драйверов диверсификации ОСК является строительство ледоколов и плавучих атомных станций. Все эти проекты осуществляются за деньги государства

На столь негативном фоне, по мнению Макиенко, выгодно выглядят новые альтернативные полюсы силы такие как «Пепла» и «Ак Барс», что лишний раз доказывает отсутствие какой-то необходимости в существовании суперхолдинга в лице ОСК.

Поделиться
7 мин
Лень сёрфить новости? Подпишись и БУДЬ В КУРСЕ