Общество
Лента новостей
Лента новостей
Сегодня
Политика
Общество
Бизнес
Культура
Сделано Русскими
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
Новости Общество
Русская планета
Общество

О чем молчат на Дальнем Востоке

Минвостокразвития чуть не устроило «диверсию» на российском авиарынке
Леонид Михеев
21 декабря, 2015 16:00
7 мин
Самолет Ил-114. Фото: Антон Денисов/РИА Новости
В Министерстве по развитию Дальнего Востока решили не отставать от общего правительственного тренда и вышли с идеей создания совместного российско-китайского предприятия по производству самолетов типа МА-600. На радостях чиновники уже даже подписали с китайскими компаниями рамочное соглашение, но «промахнулись»: предложение отвергли все профильные ведомства, включая Минпромторг и Минтранс, а также вице-премьер Дмитрий Рогозин. Гостеприимство кабмина по отношению к иностранным инвесторам все-таки имеет предел.
Ударили по рукам
Поразительно, но, перед тем как подмахнуть соглашение с китайцами, Минвостокразвития не сочло нужным проконсультироваться даже с куратором авиационной отрасли Дмитрием Рогозиным. Более того, о соглашении, подписанном еще в начале сентября, Рогозин узнал в декабре, когда ему наконец-то удосужились отправить официальное послание из Минвостокразвития за подписью замглавы Максима Шерейкина. Чиновники, видимо, специально отмалчивались три месяца подряд, догадываясь, что их радость по поводу потенциального партнерства в правительстве могут не разделить, и надеясь протащить его в предновогодний период. Не вышло: Рогозин тут же забраковал соглашение как противоречащее стратегической линии государства.
Главным условием предполагаемого партнерства, которое, собственно, и вызвало недовольство вице-премьера, был выход самолетов совместной российско-китайской сборки на наш рынок. Таким образом, мы бы добровольно впустили к себе прямого конкурента Ил-114, производство которого планируется наладить примерно к 2020 году. Эта новинка является долгожданной не только для отечественного авиапрома, но и без преувеличения для всех граждан России, страдающих от упадка региональной авиации в стране.
Ил-114 превосходит МА-600 по всем характеристикам: на 18% — по коммерческой нагрузке, на 31% — по дальности полета и на 9% — по крейсерской скорости. Первый опытный образец турбовинтового самолета Ил-114 должен появиться в 2019 году. Общая стоимость проекта составит 35 млрд рублей. Поставки запланированы как на внутренний, так и на внешние рынки.
Повторение, но не учение?
Если в России начнут продаваться китайские самолеты, пусть и собранные на Дальнем Востоке, это фактически поставит крест на любых перспективах развития отечественного гражданского, а возможно, и не только гражданского авиапрома. Достаточно вспомнить, как в свое время «молодые реформаторы» во главе с Егором Гайдаром и Анатолием Чубайсом очень лихо пустили на российский рынок западные авиаконцерны Boeing и Airbus: в 1990-е считалось, что гражданское самолетостроение наша страна тянуть не в состоянии. Взамен мы получили одни лишь заверения по поводу смутных экономических перспектив и доступ к устаревшим западным технологиям, причем даже не к патентам, а лишь к оборудованию, часть которого сейчас даже не можем закупать вследствие введенных против РФ секторальных санкций.
То ли дело китайцы: пригласив на свою территорию западные концерны и прельстив их колоссальными налоговыми льготами, они спокойно скопировали многие критически важные технологии, в результате чего сегодня запросто конкурируют с Западом, например на рынках мобильных устройств, бытовой техники и автомобилей. А теперь еще и мы по собственной воле распахиваем двери на наши рынки. И как тут не зайти со своими более конкурентоспособными технологиями, попутно скопировав то, что еще осталось у нас? Продолжение этой истории может быть весьма плачевным: получив желаемое, наши партнеры начнут собирать самолеты у себя на родине, в то время как российским заводам придется загибаться без заказов.
Одним из ярких результатов подобной политики стало закрытие серийного производства Ил-96 в 2013-м, которое, однако, в этом году решили возобновить. К слову, на сегодняшний день конкурентом «96-го» может стать только МС-21 — наш совместный проект с Китаем. Ничего не напоминает? Снова совместное производство, радужные перспективы сотрудничества…
А «счастье» было так возможно
Тем не менее, по искреннему убеждению министра по делам Дальнего Востока Александра Галушки (которое, впрочем, может быстро поменяться после критики со стороны вице-премьера), задуманный проект являлся современным высокотехнологичным производством с большой добавленной стоимостью. На что рассчитывали чиновники, заключая с китайцами такую «сделку», понятно: как минимум на немалую прибавку к налоговым сборам, которой на фоне острого дефицита бюджетов всех уровней были бы очень довольны «наверху». Плюсы для региона и для страны в целом уже не столь существенны, но тоже есть: иностранный инвестор, мол, создаст индустриальный парк по выпуску комплектующих деталей для авиастроительных предприятий РФ и стран Азиатско-Тихоокеанского региона, а выход на наш рынок самолетов МА-600 якобы позволит решить проблему транспортной доступности населенных пунктов Дальнего Востока.
Министр РФ по развитию Дальнего Востока Александр Галушка
Министр РФ по развитию Дальнего Востока Александр Галушка. Фото: Екатерина Штукина/пресс-служба правительства РФ/ТАСС
Но самое главное, что проект подобного масштаба мог бы хоть как-то оправдать существование ведомства господина Галушки, необходимость которого, надо сказать, вызывала сомнения с самого начала. Если бы партнерство состоялось, номинально Минвостокразвития было бы что предъявить в качестве результата своей «молчаливой» деятельности: формально приток инвестиций в регион есть, заинтересованность бизнеса имеется, и даже рост числа рабочих мест намечается. И не важно, что через прорубленное «окно в Азию» на российский рынок хлынет новая волна импорта, да еще в такие сегменты, которые жизненно важно сохранить за отечественным производителем. Всегда ведь остается шанс незаметно подсунуть проект на подпись нужному начальнику, главное — дождаться удачного момента и, как на молитву, уповать на моду на китайских инвесторов.
«Нам нужны китайские инвестиции, но для того, чтобы производить и продавать, в первую очередь на экспорт. Что касается доступа на китайский рынок, это вопрос комплексный. Едва ли его можно решать по принципу "мы вам, вы нам", надо действовать индивидуально в каждом отдельном случае», — говорит член экспертного совета «Деловой России» Дмитрий Голубовский.
К счастью, в правительстве, видимо, согласны с избирательным подходом к китайскому партнерству. В директиве от 4 декабря Дмитрий Рогозин написал, что выход на российский рынок китайских самолетов не относится к компетенции дальневосточного ведомства и постановка вопроса в такой формулировке вообще «прямо противоречит стратегической линии государства». Минпромторгу и Минвостокразвития вместе с ОАК и Росавиацией поручено к 15 января 2016 года определить первоочередные меры «по обеспечению транспортной доступности регионов Дальнего Востока за счет ускорения производства самолетов РФ».
***
Сегодня 97% самолетов, эксплуатируемых российскими авиакомпаниями, зарубежного производства. Речь идет уже не просто об экономической угрозе. Это угроза национальной безопасности. Если говорить о перспективах Ил-114, можно сказать одно: если товар качественный, то он в любом случае найдет путь на рынок. А китайская сторона так или иначе будет делать то, что посчитает для себя выгодным. Того же можно пожелать и России. 
темы
7 мин