Общество
Лента новостей
Лента новостей
Сегодня
Политика
Общество
Бизнес
Культура
Сделано Русскими
Личные связи
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Запрещенные организации
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
Новости Общество
Русская планета
Общество

Новые русские казаки

Чем занимается казачье войско в Крыму, где никогда не было вольницы

Дарья Шарипова
23 января, 2016 18:00
6 мин

Казаки Феодосии во время освящения вод Феодосийского залива на праздник Крещения, 19 января 2016 года. Фото: Дарья Шарипова/ «Русская планета»

— Казачьему роду здесь нет переводу, — зычным басом говорит атаман Союза казаков феодосийского региона, казачий полковник Борис Степанов.
И как ему не поверить? Казачество в Крыму сейчас активно развивается: только зарегистрированных по российскому законодательству — реестровых — казачьих общин на полуострове насчитывается 58. Крымские казаки пользуются поддержкой государства и представляют определенные силы и ценности, при этом исторически полуостров никогда не был местом казачьей вольницы. «Русская планета» узнала, в чем заключается феномен казачества в Крыму.
Историческая правда и вымысел
— Зоной формирования казачества было огромное пространство от Урала до Днепра. Крым в эту область не входил, — говорит РП Владимир Калиновский, кандидат исторических наук, старший преподаватель кафедры исторического регионоведения и краеведения Таврической академии Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского, опровергая ряд спекуляций. — Географически самое близкое к Крыму — запорожское казачество, первые упоминания о котором относятся к XV веку.
По словам историка, с 1475 по 1783 годы Крым находился во власти Османской империи, и ни о каком развитии казачества — по сути, православного воинства — в мусульманском государстве речи быть не могло. То же самое можно сказать и о Крымском ханстве (XV–XVIII вв.). Тем не менее казаки контактировали с Крымом, причем и как враги, и как друзья. Например, в конце XVII — начале XVIII века донские и первые кубанские казаки взаимодействовали с Крымским ханством.
— Но это были скорее ситуативные союзы, которые не предполагали постоянного дислоцирования казачьих объединений на территории полуострова, — обобщает Калиновский.
Что касается периода после присоединения Крыма к России (1783 г.), то по месту службы казаки тут периодически появлялись, но станицы не создавали. То есть в Крыму не было постоянных казачьих поселений. И первым толчком для создания казацких общин на территории полуострова стал республиканский период в истории Крыма — 1992–1995 годы. Ориентация тогдашней республики Крым была на Россию, тогда же было решено и создать казачество в Крыму.
— Логика была такова: раз для России традиционным сословным войском является казачество, то давайте и мы его создадим, — рассказывает Калиновский. — И началось. Но этот интерес совпал со всеобщим интересом к казачеству в России и на Украине. А в украинский период существования Крыма здесь уже было множество казачьих общин, причем часть из них ориентировались на проукраинские силы, другая часть — на пророссийские.
Зачем бороться за Россию, если она уже здесь?
— Мы здесь появились в девяностых годах, в 1993–1994-м начали создаваться первые казачьи общины, — говорит РП атаман Борис Степанов. — Союз казаков Феодосийского региона получил первую регистрацию еще в 1999 году. Мы четко и ясно понимали, для чего создавались наши организации при Украине: в противовес определенным порядкам, которые Украина здесь насаждала. Она же постоянно воевала с русским языком. И вот мы начали организовывать свои общины для защиты своих прав, своих интересов — славян, православного люда.
Когда Крым стал частью Российской Федерации, задача защищать русский язык немного отошла в сторону, и появилась необходимость переориентироваться. Зачем бороться за Россию, если она уже здесь?
Впрочем, крымским казакам представилась возможность участвовать в процессе воссоединения Крыма с Россией. Это события новейшей истории, многое пока неизвестно, и роль казаков в событиях Крымской весны оценить трудно. Но в том, что определенную роль они все-таки сыграли, сомневаться не приходится.
— Мне поступил звонок с одной из воинских частей Российского черноморского флота: придите, мы хотим с вами встретиться и поговорить, — рассказывает Степанов. — Так я получил наше первое задание — разблокировать захваченный порт Крым, чтобы пограничная служба начала пропускать желающих выехать с полуострова на территорию Российской Федерации. Я взял своих бойцов — 60 человек, — и мы добились того, что пошла погрузка на паром. «Вежливые люди» появились в Симферополе только на следующий день.
Как крымским казакам живется на Родине
После того как мечта крымских казаков о воссоединении с Россией сбылась, они не потеряли цель своего существования. Казацкое движение в Крыму после 2014 года занялось патриотическим воспитанием детей и молодежи, участием в жизни церковных общин, а также охраной и патрулированием улиц.
— Мы 15 лет назад поставили поклонный крест в селе Морском, и с тех пор там каждый год проходит крестный ход, — говорит Степанов. — Были попытки демонтировать крест, но мы снова его поставили. Этот год не стал исключением, мы ходили с крестным ходом и радовались тому, что крест до сих пор стоит.
19 января, в праздник Крещения, казаки вместе с другими феодосийцами участвовали в крестном ходе от Казанского собора до Центральной набережной, где состоялось освящение вод Феодосийского залива. Казаки были одеты в традиционную форму и несли хоругви. Многие из них по крещенской традиции окунулись в море, а после этого представители феодосийского казачества поили всех горячим чаем.
По словам атамана, местные казачьи общины помогают поддерживать порядок на улицах в праздники, в том числе и на Новый год. Администрация часто просит их провести в городе разные мероприятия: например, чаепитие для школьников.
— У нас есть свои полевые кухни, есть люди, которые умеют готовить, — добавляет он. — Мы можем быстро все это оформить. Я, например, со своими ребятами провел уже 16 детских казачьих игр. Мы и сами играем, и межрайонные соревнования тоже проводим.
Казачество в Крыму и других регионах России, так же, как и на Украине — это один из способов вернуться к корням в век всеобщей глобализации. По словам Бориса Степанова, казачьи заветы и уставы до сих пор сохранились, хотя и несколько переделаны на современный лад. Они по-прежнему напоминают о том, что всегда было важно миллионам русских людей: о почитании старших, воспитании детей, вере и о любви к своей земле.
темы
6 мин