По состоянию на 12 июля 10:45
Заболевших727 162
За последние сутки6 615
Выздоровело501 061
Умерло11 335
Общество
Лента новостей
Лента новостей
Сегодня
Политика
Общество
Бизнес
Культура
Сделано Русскими
Личные связи
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Запрещенные организации
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
Новости Общество
Русская планета
Общество

Новая электрификация всей страны

Почти сто лет назад правительство Владимира Ленина провозгласило план электрификации России, и, кажется, к 2030 году его, наконец, удастся выполнить
Михаил Мельников
10 августа, 2016 13:00
7 мин
Белоярская атомная электростанция. Фото: Донат Сорокин/ТАСС
Опубликовано распоряжение российского правительства от 1 августа 2016 года №1634-р «О схеме территориального планирования в области энергетики». Это замечательный нормативный акт для медленного, вдумчивого чтения.
В аннотации к документу говорится, что «обновленная схема территориального планирования в области энергетики содержит сведения о видах, назначении, местоположении и характеристиках территорий, планируемых для размещения объектов федерального значения в области энергетики на период до 2030 года». Почему обновленная? Потому что основная была составлена в «довоенном» 2013 году, с которым мы, кажется, обречены еще долго сравнивать наши достижения, как почти весь XX век сравнивали их с 1913-м.
Обращает на себя внимание существенное усечение документа по сравнению с вариантом 2013 года: объем его уменьшился с 437 до 181 страницы. Правда, вызвано это в первую очередь изменением оформления и рубрикации. Вообще, создается впечатление, что структуру меняли нарочно, чтобы труднее было найти выпавшие из планов объекты.
А количество этих объектов существенно уменьшилось, за тремя исключениями, о которых ниже. Кое-что выпало из схемы, потому что уже введено в эксплуатацию, но на большинство остальных «исключенных» банально не хватает средств: по сравнению с 2013 годом наша казна похудела, возможности инфраструктурных расходов сократились минимум в два раза.
Россия энергетическая
Но и в новом виде список впечатляет. Полная реализация представленных в нем планов сделала бы Россию в 2030 году энергетической сверхдержавой не только для внешнего мира, но и для собственных жителей.
Семь новых АЭС и расширение Белоярской АЭС дадут мощный стимул развитию Татарстана, Свердловской, Нижегородской, Челябинской и Томской областей — старых промышленных регионов с отличным потенциалом возобновления и наращивания производственных мощностей.
В другие области и края, в том числе заметно менее развитые, придут традиционные тепловые электростанции и подстанции (несколько сотен), а также все еще почти новинка для России — сеть ветровых электростанций мощностью от 100 МВт. Среди них выделяются гигантские ветропарки в Краснодарском крае и Саратовской области — по гигаватту мощности на каждый. Но это 2030 год, а в ближайшее время должны быть сданы в эксплуатацию Гиагинский, Шовгеновский и Кошехабльский ветропарки в Адыгее, и они при хорошем ветре могут вообще обеспечить энергией всю республику. К 2020 году ждем запуска мощных ветроэлектростанций в Мурманской и Оренбургской областях и в Калмыкии.
Разумеется, сами по себе станции — ничто без линий электропередачи. В общей сложности планируется проложить 260 маршрутов, от крохотных полукилометровых до масштабных энерготрасс на 400–500 км (Ленинградская, Ростовская области). И это, повторимся, усеченные по сравнению с докризисными временами планы.
Интересно, что особому усечению подверглись экспортные проекты, особенно на восточном направлении: в 2013 году Китай упоминался в документе 21 раз, сейчас существенно реже. На китайцев будут работать Ерковецкая и Татауровская ТЭС в Амурской области, Харанорская ТЭС-2 и две подстанции постоянного тока в Забайкальском крае, а также две линии высокого напряжения из соответствующих регионов России.
Также предполагается экспортировать часть энергии Ставропольской ГРЭС и построить линии электропередачи от Балтийской АЭС в литовские Алитус и Клайпеду. То есть основная масса проектируемых объектов энергосистемы предназначена для внутреннего пользования, что подкрепляет надежды на скорое возобновление развития российских регионов.
Рост на могильниках
А теперь те исключения, о которых говорилось выше. Точки роста у нас получились своеобразными.
Во-первых, территория России со времен первого документа увеличилась. Соответственно, в обновленной схеме существенное внимание уделено Крыму, а точнее, объектам энергомоста в два новых региона.
Во-вторых, несмотря на сокращение общего числа планируемых к постройке гидроэлектростанций, увеличены затапливаемые площади, и это тревожный признак, учитывая, что подобные намерения всегда вызывают сопротивление местного населения. Правда, в основном это увеличение достигнуто за счет малых ГЭС, серьезное новое водохранилище (помимо планировавшихся и в 2013 году) будет создано лишь для функционирования Канкунской ГЭС в малонаселенной Якутии — ранее компания «Русгидро» отказалась от этого проекта, но теперь он опять стал актуальным.
И, в-третьих, будет радикально увеличено число захоронений ядерных отходов в России. Программа-2013 предусматривала лишь два новых могильника — в Сосновом Бору Ленинградской области и в Нижне-Канском массиве Краснодарского края. Теперь же к ним добавилась траншея на промплощадке Уральского электрохимического комбината (Свердловская область), наземный бункер на 100 тысяч кубометров в закрытом городе Озерск Челябинской области (тот самый комбинат «Маяк», из-за утечки на котором в 1957 году погибли сотни человек, а пострадавшими названы сотни тысяч), гигантская глубинная площадка на 50 млн кубометров жидких радиоактивных отходов и бункер для твердых отходов в ЗАТО Северск Томской области.
Информация о захоронении в России ядерных отходов других держав считается у нас секретной, но резкий рост числа соответствующих площадок может свидетельствовать об активизации попыток правительства заработать в этой неоднозначной сфере.
Кто платит?
Впрочем, деньги государству действительно нужны, в том числе и на реализацию всего перечисленного в обновленной схеме. Ведь об источниках финансирования в документе речи нет, и это тревожит. Судя по всему, предполагается использование всех возможных ресурсов, но их у нас немного. Где-то поучаствует федеральный бюджет (в крымских проектах, например), где-то планируется использовать средства государственных и частных энергетических корпораций, а на небольших объектах правительство, кажется, рассчитывает на местные бюджеты. Это в первую очередь короткие линии электропередачи местного значения и тепловые подстанции, то есть та «последняя миля», которой так не хватает России (сколько негазифицированных поселков расположено возле магистральных труб, весело качающих газ в Германию или Китай!).
Практически все проекты в сфере электроэнергетики — инвестиционные. Где-то окупаемость может быть достигнута быстро (например, при наличии крупного экспортного договора), где-то ее надо ждать десятилетиями, а то и заранее смириться с убыточностью — когда речь идет о развитии российской зауральской глубинки, где плотность населения мала, да и предприятий-потребителей немного.
***
Несмотря на все вопросы, в основе вновь утвержденной схемы развития лежит здравая мысль: энергетика первична относительно производства и жилья. Если в районе нет нормального стабильного электричества, там не будет ни развития сел и городов, ни тем более энергоемких предприятий. Все последние десятилетия мы тянули свет туда, где и так было светло, и результатом стали перенаселенные мегаполисы и гигантские обезлюдевшие пространства. Эту систему надо ломать. Если многочисленные сибирские объекты, предусматриваемые новым документом, и впрямь планируется использовать для внутреннего потребления, у нас, определенно, есть шанс.
темы
7 мин