Общество
Лента новостей
Лента новостей
Сегодня
Политика
Общество
Бизнес
Культура
Сделано Русскими
Личные связи
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Поддержать проект
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
В России признаны экстремистскими и запрещены организации «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля». Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба».
Новости Общество
Русская планета

Алексий, человек Божий. Фото: Wikipedia.org

Нищ ради Бога

Как сын богатых родителей отрекся от земного и добровольно стал бродягой

Елена Горбачева
30 марта, 2016 06:40
5 мин
30 марта Православная церковь отмечает день памяти человека Божьего Алексия. Единственный сын горячо любящих его родителей сбежал сразу после свадьбы от мирской жизни и стал нищим, а затем жил при собственном доме как простой бродяга, никем не узнанный. Житие, описывающее его подвиг, было одним из самых читаемых в России.
Легенда
Единственный источник информации об Алексии — житие, составленное предположительно в конце V века в Сирии на основе устных преданий. Еще в начале V века среди народа ходила легенда о некоем «человеке Божием из Рима». Прежде герой сказаний фигурировал под именем Иоанн либо был безымянным, а позже стал именоваться Алексием, под этим именем его знает весь христианский мир.
Алексий родился в богатой римской семье. Он был долгожданным и единственным ребенком: его мать была бесплодной, но по молитвам Бог послал родителям сына. С детства юный Алексий был окружен слугами и не знал недостатка ни в чем. Чуть позже был отдан на обучение и весьма преуспел в познании наук, а также церковных правил. Отец и мать Алексия радовались успехам сына и старались растить его в соответствии с правдой Божией, учили соблюдать заповеди, заботиться о ближних.
Беглец
Когда Алексий вырос, родители обвенчали его с юной девушкой из знатного рода. Когда свадебное веселье закончилось, юноша уединился с невестой в комнате, вложил ей в руку золотое кольцо и часть своего пояса, завернутые в пурпурный платок, и сказал: «Возьми и храни это, пока Господу угодно будет, и Господь да будет посреди нас» — а затем вышел прочь. Он следовал словам Христа: «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мной».
Родители и молодая жена были убиты горем. Житие сообщает, что мать Алексия отказывалась выходить из дома, пока не найдется ее сын. Молодая жена также отказалась покидать жилище, сказав свекру: «Не выйду из дома твоего, но уподоблюсь горлице, которая не сочетается ни с кем, когда супруг ее пленен. Так буду и я вести себя, пока не узнаю, что стало со сладчайшим супругом моим».
Понять поступок Алексия, смотря на него земным взором, трудно. Осознать добровольное отречение от мирской жизни ради спасения души можно лишь с божественной точки зрения. Сложно представить, как тяжело было Алексию пойти на этот шаг. Навряд ли ему было просто оставить прекрасную невесту, родительский дом и отправиться странствовать. Но Алексий пронес свой крест до конца жизни, став, таким образом, всецело Божиим человеком.
Алексий взял с собой лишь немного денег, да и те раздал нищим по дороге. Прибыв через какое-то время в Эдессу (ныне находится на территории Турции), он провел там 17 лет, прося милостыню. Ночи он проводил в молитвах, питался лишь хлебом и водой. Немудрено, что спустя столько лет родители его, оказавшись в этом же городе в поисках сына, подали ему милостыню, но не узнали его.
Тяжесть отречения
Прошло еще несколько лет. Весть об Алексии как о благочестивом подвижнике распространялась по всей Сирии. Алексий вновь решил бежать, на этот раз от мирской славы. Он хотел отправиться в Тарс, но корабль, на котором он плыл, потерпел кораблекрушение у берегов Италии. Когда Алексий понял, куда он прибыл, он подумал: «Жив Господь! Я никому не буду в тягость и пойду прямо в дом отца моего, потому что там не узнают меня!». Так человек Божий вновь оказался у порога своего дома — и снова никем не узнанный.
Благочестивые родители Алексия приняли незнакомого странника при доме, следили, чтобы у него всегда были пища и все необходимое. Но слуги, наоборот, всячески издевались над ним. Алексий продолжал подвижническую жизнь, молился и постился, принимал все издевки над собой с верой в Божье провидение. Так и жил он, сообщает житие, при своем собственном доме еще 17 лет.
Алексий слышал, как горько рыдает в одной из комнат его жена даже спустя столько лет разлуки с мужем. Только безмерная любовь к Спасителю помогала ему терпеть эти муки. Когда Алексий почувствовал, что пришло время ему отправиться в мир иной, он решил написать родителям и жене письмо, в котором хотел попросить прощения за то, что оставил их. Вскоре, как сообщает житие, римскому папе был явлен голос: «Ищите человека Божия, чтобы он помолился о Риме и всем народе его» — и указал, что стоит искать в доме Евфимиана, так звали отца Алексия.
Когда папа во главе процессии пришел к дому, Алексий уже скончался. В руках он сжимал то самое письмо, которое хотел оставить родным. Лицо его, как сообщает житие, светилось дивным светом. Папа достал письмо и зачитал его всем собравшимся. Родные Алексия обезумели от горя. Мать рвала на себе волосы, жена, а теперь уже вдова, горько плакала, отец лишился чувств. Видя все это, народ, собравшийся вокруг, лил слезы.
Но все хотели поклониться телу человека Божия, который ради любви к Создателю оставил все радости нашего грешного мира и нес свой крест с истинным смирением. Сразу по кончине Алексия от его тела стали происходить чудеса исцеления. Мощи Божьего человека впоследствии были погребены в церкви святого Вонифатия в Риме.
«Не все могут быть Авраамами, чтобы принести в жертву Исаака; не все — Алексиями, чтоб из-под венца брачного устремиться прямо за венцом мученическим. Но, не имея способности подражать некоторым подвигам святых человеков Божиих во всей их полноте и, можно сказать, беспредельности, мы должны приближаться к ним — насколько для нас возможно — в их любви к Богу и презрении благ мирских» —  так сказал о подвиге Алексия святитель Иннокентий, русский богослов XIX века.
Поделиться
ТЕГИ
5 мин
Лень сёрфить новости? Подпишись и БУДЬ В КУРСЕ