Общество
Лента новостей
Лента новостей
Сегодня
Политика
Общество
Бизнес
Культура
Сделано Русскими
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
Новости Общество
Русская планета
Общество

Николай Караченцов: «Я пришёл!»

О великом русском актёре, с которым прощается Москва, и о том, как переписывали сценарий продолжения «Белых Рос»
Андрей Карелин
29 октября, 2018 10:51
6 мин
Одна из по-настоящему народных комедий заката советской эпохи называется «Белые Росы».
Картину, снимавшуюся в 1983 году в белорусском городе Гродно (районы Пересёлки и Девятовка), с удовольствием смотрят и сегодня зрители бывшего Советского Союза. Хотя прошло уже 35 лет. Роль Васьки Ходаса в легендарном фильме Игоря Добролюбова сыграл Николай Петрович Караченцов. Долгие годы весь бывший Советский Союз ждал возвращения Караченцова в кино.
Причиной этого всенародного ожидания стала трагедия, произошедшая с Караченцовым 13 лет назад, в феврале 2005 года, когда актёр попал в страшную автокатастрофу. После аварии двигательные и речевые функции Николая Петровича так и не восстановились полностью.
Несмотря ни на что, его возвращение в кино, всё же, произошло в 2014 году. Николай Караченцов снялся в картине «Белые Росы. Возвращение» режиссёра Александры Бутор. Художественная ценность картины, появившейся на волне «попытки повтора», когда сиквел за сиквелом появлялись продолжения «Служебных романов», «Ироний судьбы» и других замечательных советских картин, тема для отдельной статьи. Но ни для кого не секрет, что к успеху старых добрых картин советского времени современные кинематографисты не приблизились даже на пушечный выстрел.  
Над сценарием продолжения «Белых Рос» работал не только Алексей Дударев. Многочисленные версии продолжения, как водится, предлагала и «группа товарищей» (вторых или «теневых» сценаристов). Согласно намеченной фабуле во второй части на авансцену должна была выйти экранная дочь Васьки Ходаса (Галюня). Исполнившая её роль советская и белорусская актриса и телевизионная ведущая Юлия Космачёва, появившаяся также в замечательных картинах «Обуза» и «Третий в пятом ряду», трагически погибла в декабре 2000 года.
Умер и Всеволод Санаев, сыгравший роль отца (Федоса Ходаса). Давно не было на свете ушедшего из жизни в 1997 году Бориса Новикова, исполнившего роль искромётного деревенского выпивохи, апробирующего «лечебные» тёщины яды на собаке по кличке «Валет». Сегодня в одном из районов белорусского Гродно героям тех славных «Белых Рос» стоит памятник.
Старожилы здешних мест могут рассказать о том, как с помощью подъёмного крана Николая Караченцова усаживали в «гнездо аиста», где он играл на баяне и пел свою проникновенную песню «Уж я с ней и так, и эдак».
Невдалеке стоит «памятник» упущенной коляске, которую в одной из сцен «героически» ловит на оживлённой улице Васька Ходас. Но оказывается, что в ней не ребёнок, а пустые бутылки, «заботливо» уложенные для сдачи в приёмный пункт стеклотары местным алкоголиком.
Одна из версий «Белых Рос-2» предполагала «расширенный пакет» сцен с участием Караченцова. В реалиях нового «капиталистического» времени его герой отчаянно пытался выбраться из долговой кабалы. Василий Ходас работал, не покладая рук. Но происходил инсульт и укладывал его в постель на 90% экранного времени. Галюня, узнав от врачей о том, что отцу требуется дорогостоящая операция за рубежом, делала сложный выбор между женихом — простым и честным парнем, работающим в милиции (в Беларуси органы охраны правопорядка именуются, как прежде) и своим шефом — наглым толстосумом «из новых».
Не желая терять возлюбленную, жених-милиционер решался на отчаянный «силовой шаг» — грабил ювелирный магазин. Средства направлялись на лечение Василия Федосовича Ходаса. «Оборотень в погонах» получал срок. Но спустя несколько лет на выходе из тюрьмы его встречали благодарный Ходас и его дочь. И счастью воссоединившейся не было предела.
— Вы что, с ума сошли? — сказали на местной киностудии одному из потенциальных режиссёров картины. — Белорусский милиционер, «облико морале», грабит ювелирные магазины? 
Но, конечно же, самой большой препоной для участия Николая Караченцова в продолжении стала не цензура, а состояние его здоровья. Оно никак не улучшалось. Чуда не происходило. Можно ли было его ждать? Ведь актёр практически вернулся с того света, благодаря усилиям медиков и, конечно же, его супруги, совершившей настоящий подвиг (Людмила Андреевна Поргина отказалась ради мужа от дальнейшей карьеры в кино и все эти 13 лет неизменно была рядом с ним).
Создатели картины, работа над сценарием которой шла не один год, ждали, но понимали, что Караченцов, если и появится, то в роли без слов или с двумя-тремя фразами, которые в ходе озвучивания картины будут произнесены, скорей всего, другим актёром.
Иначе получалось вот так.
И от просмотра отснятых сцен было тоскливо… В итоговой версии картины, где из прежнего состава кроме Николая Петровича была занята лишь Ирина Егорова-Коврига («Кобра»), герой Караченцова появляется лишь на миг. В самом финале картины Маруся, роль которой исполнила белорусская актриса Татьяна Гаркуша, выходит из лифта и обнаруживает пропащего мужа, сидящим в том же костюме с баяном на лестничной клетке.
— Это я, Маруся… Я пришёл! — произносит чужой голос. Артикуляция актёра прикрыта баяном, который он держит на коленях. И сердце сжимается от боли…
Вряд ли будет ошибкой сказать, что все те, кто посмотрел «Белые Росы. Возвращение», смотрели фильм только ради того, чтобы встретиться ещё раз с Николаем Петровичем. Кому-то картина пришлась по душе, а кто-то констатировал творческую неудачу. Но дело не в этом.
К сожалению, эта встреча с Караченцовым была последней. Грустный постскриптум. Бесконечно грустный. Но в истории нашего кино останутся навсегда его замечательные работы в «Старшем сыне», «Приключениях Электроника», «Человеке с бульвара Капуцинов», «Двух стрелах», «Криминальном квартете», разумеется «Белых Росах» и других картинах, которые мы не устаём пересматривать по прошествии десятилетий.
Ушёл Николай Караченцов, у которого летом 2017 года диагностировали неоперабельную опухоль лёгкого. Уходит эпоха потрясающих актёров, работавших не за райдер, а за совесть.
В связи с этим интернет-издание «Русская Планета» скорбит вместе с понёсшей невосполнимую утрату Россией, выражая соболезнования родным и близким Николая Петровича Караченцова и всем тем, кто любил прекрасное кино канувшей в Лету советской эпохи.
темы
6 мин