Общество
Сегодня
Политика
Происшествия
Люди
Экономика
Следствие
Бизнес
Культура
Наука и медицина
Зарубежка
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Поддержать проект
Вопрос-Ответ
Financial Assets
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
В России признаны экстремистскими и запрещены организации «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля». Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», Общественное движение «Штабы Навального».
НКО, выполняющие функции иностранного агента: Некоммерческая организация «Фонд по борьбе с коррупцией», Межрегиональный профессиональный союз работников здравоохранения "Альянс врачей", Автономная некоммерческая организация «Центр по работе с проблемой насилия «НАСИЛИЮ.НЕТ», Программно-целевой Благотворительный Фонд "СВЕЧА", Красноярская региональная общественная организация "Мы против СПИДа", Некоммерческая организация "Фонд защиты прав граждан", Автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг "Акцент", Межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов "Открытый Петербург", Санкт-Петербургский благотворительный фонд "Гуманитарное действие", Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан "Феникс ПЛЮС", Фонд содействия правовому просвещению населения "Лига Избирателей", Некоммерческая Организация Фонд "Правовая инициатива", Некоммерческая организация Фонд "Общественный фонд социального развития "Генезис", Автономная некоммерческая организация информационных и правовых услуг "Гражданская инициатива против экологической преступности", Некоммерческая организация "Фонд борьбы с коррупцией", Пензенский региональный общественный благотворительный фонд "Гражданский Союз", Ингушское республиканское отделение общероссийской общественной организации "Российский Красный Крест", Общественная организация "Саратовский областной еврейский благотворительный Центр "Хасдей Ерушалаим" (Милосердие), Частное учреждение "Центр поддержки и содействия развитию средств массовой информации", Региональная общественная организация содействия соблюдению прав человека "Горячая Линия", Фонд "В защиту прав заключенных", Автономная некоммерческая организация "Институт глобализации и социальных движений", Автономная некоммерческая организация противодействия эпидемии вич/спида и охраны здоровья социально-уязвимых групп населения "Центр социально-информационных инициатив Действие", Челябинское региональное диабетическое общественное движение "ВМЕСТЕ", Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан, Благотворительный фонд помощи осужденным и их семьям, Городской благотворительный фонд "Фонд Тольятти", Свердловский региональный общественный фонд социальных проектов "Новое время", Фонд содействия устойчивому развитию "Серебряная тайга", Фонд содействия развитию массовых коммуникаций и правовому просвещению "Так-Так-Так", Региональная общественная организация содействия просвещению граждан "Информационно-аналитический центр "Сова", Региональная общественная организация помощи женщинам и детям, находящимся в кризисной ситуации "Информационно-методический центр" Анна", Автономная некоммерческая организация социальной поддержки населения "Проект Апрель", Региональный благотворительный фонд "Самарская губерния", Свердловский областной общественный фонд "Эра здоровья", Международная общественная организация "Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество "Мемориал", Автономная Некоммерческая Организация "Аналитический Центр Юрия Левады", Автономная некоммерческая организация "Издательство "Парк Гагарина", Фонд содействия защите здоровья и социальной справедливости имени Андрея Рылькова, Благотворительный фонд социально-правовой помощи "Сфера", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности "Уральская правозащитная группа", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности - женское общественное объединение "Женщины Евразии", Омская региональная общественная организация "Центр охраны здоровья и социальной защиты "СИБАЛЬТ", Городская общественная организация "Рязанское историко-просветительское и правозащитное общество "Мемориал" (Рязанский Мемориал), Городская общественная организация "Екатеринбургское общество "МЕМОРИАЛ", Автономная некоммерческая организация "Институт прав человека", Некоммерческая организация "Фонд защиты гласности", Региональное общественное учреждение научно-информационный центр "МЕМОРИАЛ", Союз общественных объединений "Российский исследовательский центр по правам человека", Автономная некоммерческая организация "Дальневосточный центр развития гражданских инициатив и социального партнерства", Общественная организация "Пермский региональный правозащитный центр", Фонд "Гражданское действие", Межрегиональный общественный фонд содействия развитию гражданского общества "ГОЛОС-Урал", Автономная некоммерческая организация "Центр независимых социологических исследований", Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) специалистов "АКАДЕМИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА", Свердловская региональная общественная организация "Сутяжник", Межрегиональная благотворительная общественная организация "Центр развития некоммерческих организаций", "Частное учреждение в Калининграде по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров северных стран", Региональная общественная благотворительная организация помощи беженцам и мигрантам "Гражданское содействие", Автономная некоммерческая организация "Центр антикоррупционных исследований и инициатив "Трансперенси Интернешнл-Р", Региональный Фонд "Центр Защиты Прав Средств Массовой Информации", Некоммерческое партнерство "Институт развития прессы - Сибирь", "Частное учреждение в Санкт-Петербурге по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров Северных Стран", Межрегиональная общественная организация Информационно-просветительский центр "Мемориал", Межрегиональная общественная правозащитная организация "Человек и Закон", Фонд поддержки свободы прессы, Санкт-Петербургская общественная правозащитная организация "Гражданский контроль", Калининградская региональная общественная организация "Правозащитный центр", Региональная общественная организация "Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова", Некоммерческое партнерство "Институт региональной прессы", Частное учреждение "Информационное агентство МЕМО. РУ", Фонд "Институт Развития Свободы Информации", Калининградская региональная общественная организация "Экозащита!-Женсовет", Фонд содействия защите прав и свобод граждан "Общественный вердикт", Межрегиональная общественная организация Правозащитный Центр "Мемориал", Евразийская антимонопольная ассоциация.
Иностранные СМИ, выполняющие функции иностранного агента: "Голос Америки", "Idel.Реалии", Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Телеканал Настоящее Время, Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi), Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC), "Сибирь.Реалии", "Фактограф", "Север.Реалии", Общество с ограниченной ответственностью "Радио Свободная Европа/Радио Свобода", Чешское информационное агентство "MEDIUM-ORIENT", Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна, Юридическое лицо, зарегистрированное в Латвийской Республике, SIA «Medusa Project» (регистрационный номер 40103797863, дата регистрации 10.06.2014), Общество с ограниченной ответственностью «Первое антикоррупционное СМИ», Юридическое лицо, зарегистрированное в Королевстве Нидерландов, Stichting 2 Oktober (регистрационный номер № 69126968), являющееся администратором доменного имени интернет-ресурса «VTimes.io».
Лента новостей
Лента новостей
Новости – Общество
Русская планета

«Каждый православный человек служил своему Отечеству»

Николай Гумилев. Фото 1906 года.
130 лет назад родился русский поэт Серебряного века — Николай Гумилев.
Алексей Заквасин
18 июля, 2015 10:00
9 мин
«Русская планета» сделала интервью со знаменитым поэтом. Ответами на вопросы стали цитаты из его произведений, писем и дневников.
Николай Степанович Гумилев (1886—1921) начал творческую деятельность в 1902 году во время учебы в 1-й Тифлисской мужской гимназии. В 1910 году он женился на Анне Андреевне Горенко (Ахматовой). В октябре 1912 года у молодой пары родился сын Лев, который стал известным ученым и писателем.
В 1914 году Гумилев отправился на фронт добровольцем в качестве вольноопределяющегося в Уланский полк. В 1915 году поэт воевал на Западной Украине (Волынь). Проявив отвагу в тяжелых боях, он получил 2-й знак отличия военного ордена (Георгиевского креста).
В 1920 году Гумилев вступил в Петроградский отдел Всероссийского Союза поэтов и продолжил заниматься творчеством. При этом поэт не скрывал своих религиозных чувств и открыто говорил о том, что является сторонником монархии. В августе 1921 года он был арестован по подозрению в участии в антисоветском заговоре и вскоре был расстрелян.
В воображаемом интервью с Николаем Гумилевым использованы цитаты из его литературного наследия.
— В эпицентре общественного внимания, как правило, находятся, прежде всего, политические события. Складывается впечатление, что вы в своем творчестве, которое пришлось на гораздо более бурные времена, чем наши, намеренно сторонились политических дискуссий.
— Если мы говорим об освещении судьбы России, то, как поэт, я не считал нужным высказывать личную точку зрения относительно войны с Германией, свержения Государя и прихода к власти большевиков. Поэт очень остро чувствует и глубоко переживает происходящие в обществе перемены и потому способен предвидеть развитие ситуации в стране. Однако для того, чтобы достичь такого просветления души и ума, он должен быть отрешен от политических баталий и описания лавинного хода событий.
Поэт должен быть сосредоточен на своем мироощущении, которое неразрывно связано с духовной атмосферой общества. Подобная позиция не означает, что поэт полностью отказывается от диалога с современностью, плывет по течению и сосредотачивается исключительно на созерцании. Поэт изменяет действительность и вершит историю с помощью творчества, которое должно затрагивать гораздо более глубокие темы, чем государственный переворот или очередная революция. Ведь все эти события – лишь производная тех чувств, что испытывает человек.
— Однако, несмотря на вашу аполитичность и желание подняться над гнетущей реальностью, вы стали участником Первой мировой войны, а после Октябрьской революции говорили о том, что являетесь христианином и убежденным монархистом.
— На войну с Германий я пошел добровольцем, потому что был обязан защищать свою родину. Этот период описан в «Записках кавалериста», где, как мне кажется, я достаточно подробно описал свою мотивацию и те события, что происходили на фронте. На самом деле в моем творчестве, если читать между строк, можно найти отношение к критическим для России моментам истории.
В те трагические годы я не хотел существовать в фарватере какой-либо политической идеологии. Я не занимался апологией Белого движения, потому что его участники предали Государя, которому они присягали на вечную верность. Начавшийся после февраля 1917 года хаос охватил тыл и, как следствие, армию. Россия потеряла национальный символ, и потому народ уже не понимал, за кого он должен воевать, если и вообще должен. Все достижения и героические подвиги в войне против немцев и австрияков были сведены на нет.
За пришедшими к власти большевиками была неведомая мощь. Я бы не назвал ее духовной, потому что она была темной, безбожной и примитивной. Но идеи РСДРП легли на благодатную социальную почву и были способны объединить страну. В то время как идейные расхождения белогвардейцев в случае победы над «красными» привели бы к новой гражданской войне.
В годы междоусобицы и духовного разброда общества я черпал силы в православной Вере. Молитва помогала мне на войне, которая в итоге оказалась никому не нужной, и была неизмененным спутником моего бытия. Происходящие со страной события я воспринимал как огромную трагедию, пострашнее смуты 1613 года, и лелеял надежду, что Господь устроил России испытание, из которого она выйдет духовно окрепшей. Однако до той заветной поры мне дожить не довелось…
Я предчувствовал скорую кончину, осознавая, что не смогу встроиться в новый миропорядок. Собственно, я и не пытался этого делать и просто продолжал свою творческую деятельность, насколько это было возможно. Я – поэт того времени, которое позже назовут «Серебряным веком» и ни кем другим быть не мог.
…И умру я не на постели,
При нотариусе и враче,
А в какой–нибудь дикой щели,
Утонувшей в густом плюще.
Николай Гумилев и Анна Ахматова с сыном Левой. Фото 1915 года.
— История России и русского народа наполнена многочисленными драматичными эпизодами. Один из них разворачивается в наши дни в Донбассе, который раньше являлся частью Российской империи. Также у России крайне напряженные отношения с образованной большевиками Украиной. Как вы полагаете, есть ли возможность у двух стран преодолеть раскол?
— Для меня было дико, когда в 1919 году в Харькове была образована некая Донецко-Криворожская республика, а потом появилась так называемая Украинская ССР, принявшая декрет об образовании Донецкой губернии. Я жил в государстве, где не было отдельных республик. В империи регионы с особым укладом наделялись автономией и совершенно спокойно сосуществовали под двуглавым гербом.
Я много раз бывал в Киеве, навещая Анну Андреевну Ахматову, которая с 1906 года проходила там учебу. Киев не всегда был частью России, поэтому у меня этот город ассоциируется только с ней, а не квази-государственным образованием, которое придумали большевики, утверждавшие, что империя была тюрьмой народов. Лично я никаких конфликтов между народами не наблюдал. В мое время был русский народ, который объединили предшественники царя Николая Александровича. Великороссы, малороссы, белорусы — это три ветви единого и неделимого русского народа.
Если бы в мое время кто-нибудь сказал, что каждая ветвь будет жить в  республике, а потом и отдельном государстве, его бы подняли на смех. Мы, русские офицеры, были уверены, что проект под названием «Украина» — это вражеский план, часть войны против российской государственности и самодержца. Наше предположение лишний раз подтверждается тем, что после свержения Государя, немцы, поняв, что империя рухнула, начали открыто поддерживать коллаборационистов на западных рубежах России.
Посеянные противником семена раскола, продолжили выращивать большевики, предоставившие малороссам автономию. Закрепляя за ними особый статус, коммунисты искусственно отделили их от великороссов. А потом свое дело сделало время. Выросли поколения, не помнящие, что они часть русского народа, который был скреплен православной верой и властью Государя. Сколько сил было потрачено, сколько крови пролито, чтобы русские смогли мирно жили под одной крышей. Теперь все это потеряно и, как мне кажется, безвозвратно.
— А если говорить о состоянии современной России? Есть ли у нее шанс вновь стать великой державой, той, которой была Российская империя?
— Как человек военный могу сказать следующее. Великая держава должна контролировать прилегающие к ней территории, ну или, как минимум стремится распространить там свое влияние. Очень важно не допускать провокаций противника, которые могут обернуться кровопролитными и изнуряющими войнами.
В свое время Россия упустила шанс укрепиться на Балканах и позволила противнику сохранить присутствие в этой «пороховой бочке Европы». В результате Сербии был предъявлен невыполнимый ультиматум, и летом 1914 года Россия получила унесшую миллионы жизни войну. В боях с немцами погибли мои товарищи, поэтому я воспринимаю ту войну как личную трагедию. Если Сербия тогда находилась бы под российским протекторатом, то австрияки даже не подумали бы туда соваться.
Как поэт я бы обратился к тем ценностям и идеалам, которые господствуют в современном обществе. На мой взгляд, лакмусовой бумажкой духовного состояния людей является литература, те книги, которые лежат на полках и продают лавочники.
Но литература неотделима от Веры. Очень важна роль матушки-церкви. В мое время главой церкви был Государь. Это сильно объединяло общество. Каждый православный человек служил своему Отечеству. Вот почему предательство Государя привело к уничтожению государственности и тяжелейшим испытаниям, которые выпали на долю людей.
Осознание важности единения церкви и государства я испытал на фронте. Особенно остро это проявлялось во время молебнов, когда мы, склонив перед батюшкой головы, стояли в общей шеренге и четко осознавали за кого и за что идем в, может быть, последний бой. 
Поделиться
ТЕГИ
поддержать проект
Для поднятия хорошего настроения, вы можете угостить наших редакторов чашечкой кофе
Маленькая чашка кофе
cup
200 ₽
Средняя чашка кофе
cup
300 ₽
Большая чашка кофе
cup
500 ₽
Большая чашка кофе и что-то вкусное
cup
900 ₽
Нажимая на кнопку «Поддержать», я принимаю пользовательское соглашение, политику конфиденциальности и подтверждаю свое гражданство РФ
Кто может поддержать проект?
Поддержать проект могут только граждане России. Поддержка осуществляется только в рублях. В соответствии с требованием закона.
9 мин
Лень сёрфить новости? Подпишись и БУДЬ В КУРСЕ