Новости – Люди












Люди
«Ни одна из шуховских построек никогда сама не падала»

Шуховская башня. Фото: Илья Питалев / РИА Новости
Легендарная Шуховская телебашня на Шаболовке оказалась под угрозой демонтажа
4 февраля, 2014 18:59
15 мин
Замглавы Минкомсвязи Алексей Волин сообщил о необходимости демонтажа Шуховской башни. По словам чиновника, только это сможет спасти ее от разрушения.
«Демонтаж Шуховской башни является необходимым условием сохранения этого уникального исторического и культурного наследия. Оптимальное время проведения работ по демонтажу — весна-лето», — сказал Волин «Интерфаксу».
По словам чиновника, Минкомсвязи в течение года пыталось договориться с министерством культуры об использовании башни в качестве культурного объекта. По своему прямому назначению башня не используется уже 15 лет, однако до сих пор находится в ведении Минкомсвязи; по состоянию на вечер вторника договориться ведомствам не удалось. Минкульт выступает против демонтажа памятника.
«Поскольку мы отвечаем за этот объект, то мы готовы произвести разбор башни, чтобы сохранить все конструкции и восстановить потом», — сказал Волин.
«Мы не занимаемся реставрацией памятников культуры. Поэтому максимум, что мы сегодня можем сделать в рамках своих средств и своих возможностей, — это произвести ее демонтаж с целью последующей консервации и передачи тем, кто затем займется ее восстановлением», — добавил он.
По словам Волина, если башня обрушится, то это станет «техногенной катастрофой», которая повлечет за собой человеческие жертвы и поставит крест на возможности восстановить памятник. В радиусе 50 метров вокруг башни возникнет зона тотального поражения, а крупные элементы конструкции разлетятся на 150 метров и могут серьезно повредить жилые дома, учебные заведения и офисы.
«Российская телевизионная и радиовещательная сеть» (РТРС), по словам Волина, еженедельно мониторит состояние башни, и данные мониторинга неутешительны.
Шуховская радиобашня была построена на Шаболовке в 1922 году. Свое имя она получила от имени создателя, инженера и архитектора Владимира Шухова, первым применившего стальные сетчатые оболочки в высотном строительстве. Ажурная башня сразу стала символом советского радио- и телевещания; одно из самых узнаваемых произведений российского архитектурного авангарда, она является памятником архитектуры регионального значения и объектом всемирного наследия России. Считается, что именно футуристическая постройка Шухова вдохновила писателя Алексея Толстого на создание фантастического романа «Гиперболоид инженера Гарина».

Алексей Волин. Фото: Валерий Леветин / РИА Новости
Алексей Волин. Фото: Валерий Леветин / РИА Новости
«Башня Шухова на Шаболовке — это настолько редкий экземпляр, что может быть сравнен только с такими объектами, как Бруклинский мост в Нью-Йорке, Эйфелева башня в Париже, Олимпийский стадион в Мюнхене», — характеризует памятник руководитель Института истории архитектуры и охраны наследия при австрийском университете Инсбрука профессор Райнер Грефе.
Шуховская башня продолжала использоваться для трансляции телесигнала и после ввода в эксплуатацию Останкинской телебашни, в частности, обеспечивая вещание основных телеканалов после пожара в Останкино в 2000 году. Башня ни разу не реставрировалась.
По данным ЦНИИ промзданий, коррозии подверглись 5—8% элементов трех нижних секций и 27% — верхней (четвертой). Кроме того, 67% элементов промежуточных колец четвертой секции башни имеют сквозную коррозию.
«Состояние башни в любой момент может перейти из недопустимого в аварийное», —
заключили специалисты.
В 2009 году Владимир Путин поддержал инициативу главы Минкомсвязи Игоря Щеголева о реставрации башни.
«Да, конечно, это один из символов нашего телевидения — первая телевизионная башня, по сути», — сказал тогдашний премьер-министр.
По оценкам РТРС, реконструкция памятника обойдется в 335 млн рублей. В январе 2011 года правительство распорядилось выделить на проектировочные работы и непосредственно реконструкцию башни Шухова до 135 млн рублей из федерального бюджета.
«Сейчас нужно срочно пригласить серьезных специалистов из-за рубежа и вместе с ними все внимательно посмотреть и принять решение.
Если международный консилиум скажет, что сделать ничего нельзя, конечно, в этом случае башню надо разбирать. Но это могут решить только те специалисты, которые имеют большой опыт в реставрации, сохранении и эксплуатации подобных конструкций», —
сказал ИТАР-ТАСС правнук создателя башни, президент фонда «Шуховская башня» Владимир Шухов. По его мнению, в России таких специалистов нет. Шухов также обратил внимание на то, что возглавляемому им фонду о демонтаже никто не сообщил; с представителями общественности такие планы также не обсуждались. Известно лишь то, что владельцы башни два года назад проводили экспертизу ее состояния и разрабатывали проект реставрации.
«За всю историю ни одна из шуховских построек никогда сама не падала», — отметил потомок легендарного инженера.
Глава департамента культуры Москвы Сергей Капков сообщил ИТАР-ТАСС, что московские власти рассмотрят все возможные варианты сохранения башни. Руководитель департамента городского имущества Москвы Владимир Ефимов в свою очередь отметил, что в ее нынешнем состоянии город принять на баланс башню не готов.
«Если она будет восстановлена Минкомсвязью и уже после этого разобрана, то мы готовы вернуться к рассмотрению вопроса о том, чтобы забирать ее в собственность города», — сказал чиновник.
По закону Шуховская башня, которая имеет статус объекта культурного наследия, демонтажу не подлежит. Об этом журналистам заявил представитель министерства культуры Владимир Цветнов. Также он напомнил, что в 2011 году был заказан проект реставрации памятника, и Москомнаследие его утвердило.
«Мы написали письмо министру связи и массовых коммуникаций, что мы не согласны с демонтажем и разбором башни, и официальных предложений по поводу передачи Шуховской башни в министерство культуры не поступало», — цитирует Цветнова радио «Культура».
«Русская планета» поговорила с главой фонда «Шуховская башня» Владимиром Шуховым о ситуации, сложившейся вокруг памятника.

Владимир Шухов. Фото: Владимир Песня / РИА Новости
Владимир Шухов. Фото: Владимир Песня / РИА Новости
— Фонду уже десять лет. Он был учрежден именно в связи с тем, что очень многие организации, в том числе правительство Москвы, говорили: надо сохранять наследие, шуховское и не только — но при этом оно разрушалось. Поэтому была создана общественная организация, которая позволяла обращаться во властные структуры и поддерживать (реставрацию и охрану памятников — РП) финансово, если это было необходимо.
В 2003 году мы добились постановления Государственной думы о том, что все объекты Шухова представляют большую ценность, и все организации, которые являются их владельцами, должны прилагать усилия для их сохранения. Это постановление владельцами — в частности, Минсвязи — не выполнялось. Башню абсолютно точно даже не красили ни разу на протяжении последних 20 лет, хотя объект уже был признан памятником, пускай даже регионального значения. Там и табличка стоит такая позорная. Они должны его поддерживать в надлежащем состоянии, но это не делалось министерством связи никогда.
— Но в некоторых источниках пишут, что в 1970-х башню пытались укреплять. Это так?
— Это было несколько раньше, там было два этапа. Сначала в бетонное кольцо залили нижние опоры. Это делали лжеученые, которые появились при Сталине: они решили, что так будет надежнее и крепче. Тем самым башня потеряла свою подвижность — она была на подвижных шарнирах, и даже если на нее воздействовал ветер и какие-то нагрузки, она опять занимала вертикальное положение. А второе — все опоры проветривались, и единственным, что там могло ржаветь и портиться, были те болты, которые крепились к бетонному основанию, которое всегда можно было заменить. Но после того, как их залили в бетон, начался классический химический процесс по границе металла и бетона — большая и быстрая коррозия опор.
После этого решили, что башню надо еще укрепить, так как туда добавили передатчиков. И начали приваривать дополнительные кольца и конструкции из другого металла. Тот металл, из которого была изначально сделана башня, содержит очень много фтора. Поэтому и процесс коррозии шел — и до сих пор идет — не так быстро. Но когда приварили сталь другой марки, то, опять-таки, процесс ржавения сразу пошел значительно быстрее. Эти две так называемые «модернизации» — они, в общем-то, только ухудшили состояние объекта.
Потом, лет шесть назад, Москомнаследие подало в суд на владельца башни, что ничего не делается. Суд был безусловно выигран, штраф — заплачен, но в судебном постановлении было обязательство, что владелец должен незамедлительно начать приводить объект в порядок. Вот с той поры до сих пор ничего не сделано.
— РТРС оценивает реконструкцию в 335 млн рублей, правительство выделило 135 млн. С чем связано это расхождение в цифрах?
— Когда — будем говорить, как есть — вандалы и люди малоинтеллектуальные пытаются ставить какие-то серьезные вопросы, получается все как всегда. Ситуация вот какая: они — Минкомсвязи и РТРС — просили 135 млн рублей сначала. Мы сказали, что этих денег просто не хватит. Их хватит, может быть, на проведение серьезной экспертизы и самую минимальную защиту от коррозии — то, что мы и предлагали сделать, причем еще три года назад, когда эти средства выделялись.
Минкомсвязи сказало: нам этих денег хватит. Когда стали делать проект, они поняли: конечно, не хватит. И появилась новая сумма, которая на данный момент составляет 350 млн рублей.
Но так как вам уже дали целевым назначением 135, то, ребят, 350 вы уже не получите точно — надо просить один раз. Но суть не в том заключается — просто изначально была сумма просчитана неверно, принцип расчета восстановления и проведения работ был выбран тоже неправильный, потому что там по их предложению часть башни — три верхние секции — снимаются вертолетом, относятся на отдельную площадку и там приводятся в порядок. Все остальное, значит, приводится в порядок на месте.
Но все равно территория башни не принадлежит РТРС, она принадлежит другим организациям. А когда делали проект, ни с кем никто, конечно, не согласовывал это. Кто туда пустит? — опять сплошные чудеса. При том, что уже все специалисты — и зарубежные, и российские — говорили в один голос, что разбирать ни в коем случае нельзя, надо делать подпорную конструкцию, очень аккуратно, очень долго. За счет того, что объект уникален, по-другому с ним работать просто нельзя.
Ну а то, что сейчас предлагает Минсвязи — просто они говорят: мы вам уничтожим памятник архитектуры, а вы потом что хотите с металлоломом можете делать.
Потому что секции высотой больше 20 метров — перевезти их целиком невозможно, а нижние секции вертолет не возьмет в любом случае, они слишком тяжелые. Наземным транспортом тоже — сорок метров в диаметре кольцо, как его везти по Москве? Этого тоже нельзя сделать. Остается одно — распилить. Дальше вы все понимаете.
— А что, с вашей точки зрения, нужно делать?
— Если практически, то надо немедленно — о чем мы говорили десять лет — собирать независимую международную экспертизу специалистов. Есть Франция, Эйфелева башня, Англия — мосты все известные, есть опыт огромный работ по восстановлению таких объектов. Пока этого не будет сделано, пока все основано на ведомственной экспертизе — говорить о том, что будет что-то хорошее, мы не можем. Нужна сначала экспертиза, и только потом уже можно действовать.
Но в России сейчас решить этот вопрос может один-единственный человек, и вы прекрасно знаете, о ком я говорю.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости