Новости – Общество












Общество
Невидимые капиталы

Фото: Артем Геодакян / ТАСС
Антиофшорные меры могут превратиться в спектакль
12 мая, 2015 15:45
4 мин
Госдума рассмотрит законопроект об амнистии капиталов в трех чтениях до конца мая. Закон должен стать продолжением курса на деофшоризацию, взятого правительством в конце прошлого года. Вкупе с законом о контролируемых иностранных компаниях, вступившим в силу с 1 января, эксперты называют антиофшорные меры жесткими, но своевременными. Впрочем, как показал опыт, на чиновников и членов самого правительства действия законов по какой-то причине не распространяются. Поэтому до тех пор, пока офшоры не будут запрещены совсем, борьба с ними напоминает плохой спектакль.
Закон об амнистии капиталов должен стать одним из самых серьезных шагов по борьбе с офшорами, предпринятых до сих пор российским правительством. Депутаты взялись за обсуждение законопроекта как раз вовремя. На фоне падения доходов бюджета и рекордного бегства капитала из России в прошлом году вернуть бизнес на родину и заставить его платить налоги на родине становится задачей государственной важности.
Без деофшоризации никуда
Российские власти смотрели на офшоры сквозь пальцы вплоть до конца «нулевых». Проблем с бюджетом не было, углеводородный экспорт решал все вопросы, росли и объемы добычи, и цены. Теперь же на фоне санкций, падающих цен на нефть и оттока капитала жесткие законодательные меры по возвращению российских денег в бюджет России стали особенно актуальными. «В предыдущем году мы имели рекордный отток капитала за последние годы. Очень многие зарубежные и некоторые российские компании вывели свои деньги в "тихую гавань"», — рассказывает гендиректор Business People Group Борис Федосимов.
Если российским властям удастся провести деофшоризацию, налоговые отчисления в бюджет могут вырасти на 30–40%, говорят эксперты. Хорошо, если сделать это удастся в ближайшие три-пять лет — российской экономике в период восстановления дополнительные средства очень пригодятся. «Вред офшоров для российской экономики огромен. Структура собственности не прозрачна, налоги утекают, крупный бизнес в тени, — констатирует директор департамента оценки ГК SRG Эдуард Данилов. — Амнистия капиталов, поправки в налоговый и уголовный кодекс, которые сейчас активно обсуждаются в бизнес-сообществе, хорошее начало длинного пути к деофшоризации».
Вывели на чистую воду
Первым поводом для выхода из «тихой гавани» для российских олигархов стало принятие в России закона о контролируемых иностранных компаниях (КИК), который вступил в силу 1 января и предписывал владельцам зарубежных компаний раскрыть информацию о них и задекларировать полученные доходы до 1 апреля. Правда, к концу марта стало ясно, что так быстро владельцы офшорных богатств не успеют выполнить все требования нового законодательства, поэтому срок продлили до 15 июня. Если к этому времени бизнесмены решат свои офшорные фирмы закрыть, их разрешается не декларировать.
Одним из первых о своем намерении воспользоваться этой законодательной поблажкой заявил агрохолдинг «Разгуляй», имевший в кипрской офшорной зоне более десяти компаний. «Это, безусловно, своевременный шаг по выводу из тени крупнейших активов. Так как у бизнеса появляются риски заморозки или потери активов российского происхождения в иностранной юрисдикции в связи со сложной внешнеполитической ситуацией, это может послужить хорошим стимулом к возврату капитала на родину», — считает Эдуард Данилов.
Другим существенным стимулом для выхода из офшоров стало ультимативное заявление президента России Владимира Путина о том, что компаниям, зарегистрированным вне российской юрисдикции, нельзя будет пользоваться господдержкой.
Не только бизнес
Публичное изъявление намерений «Разгуляя» выйти из тени означает, что представители крупного бизнеса уловили намерение правительства довести процесс деофшоризации до логического конца. В самом же правительстве, как это ни парадоксально, пока не готовы сделать то же самое. «Значительное число членов правительства владеет офшорами, которые зарегистрированы на родственников и знакомых. И пока продолжается такая ситуация, все разговоры о борьбе с уходом от налогов остаются только на экранах телевидения», — утверждает вице-президент Ассоциации кредитных брокеров Александр Гребенко.
«Использование офшорных схем применяется не только частными, но и госкомпаниями, — подтверждает Данилов. — И госкомпании явно не торопятся выполнять директивы правительства по деофшоризации». Получается, что и закон о КИК, и закон об амнистии капиталов, который, возможно, примут в самое ближайшее время, останутся лишь полумерами в рамках провозглашенной президентом борьбе с офшорами. До тех пор пока ведение бизнеса через офшоры совсем не запретят, все потуги правительства бороться с этим злом будут выглядеть не более чем спектаклем.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости