Новости – Общество
Общество
Нет имени, нет претензий
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Фото: Виталий Невар/ТАСС
На Украине православные не будут поминать патриарха Кирилла за службами. Означает ли это раскол?
19 января, 2016 15:00
5 мин
Предстоятель Украинской православной церкви митрополит Онуфрий разрешил не поминать за богослужением патриарха Московского, а слова «Российская держава» заменить на «держава Русская» или «держава наша». Ряд СМИ объявил это нововведение расколом и отступлением от канонов.
О том, что на самом деле значит эта инициатива и как вообще строятся отношения Украинской православной церкви и московского патриархата, «Русской планете» рассказал Андрей Кострюков, доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник отдела новейшей истории РПЦ Православного свято-тихоновского гуманитарного университета.
— Можно ли говорить о том, что разрешение не поминать патриарха Московского и всея Руси за богослужениями на Украине — это раскол?
— Никакого раскола за этим нет. Обычай поминать главу русской церкви за богослужением — это чисто отечественная традиция. В ряде церквей на приходах вообще не поминают своего патриарха: достаточно помянуть во время богослужения правящего архиерея (епископа). В свою очередь, епископ обязательно должен поминать главу церкви.
Решение митрополита Онуфрия касается только некоторых приходов — как правило, расположенных на территории Западной Украины, где сильны антироссийские настроения. При этом украинский епископат по-прежнему обязан поминать патриарха — как того и требуют каноны.
Можно еще вспомнить, что, когда мы объединялись с Русской православной церковью за рубежом (иначе — РПЦЗ, церковь у истоков которой стояло православное духовенство, оказавшееся в эмиграции после революции 1917 года, с 2007 года — самоуправляемая часть Русской православной церкви. — РП.), там тоже не всех устраивала личность Алексия II, поэтому некоторым приходам разрешили не поминать патриарха.
Подводя итог: решение предстоятеля украинской церкви находится в рамках общепринятой православной практики. Ни о каком расколе здесь речи не идет. Более того, подобная практика уже существовала на Украине при прошлом предстоятеле, митрополите Владимире (Сабодане). В начале 90-х годов XX века на западе Украины униаты захватили ряд православных храмов, три епархии фактически были разгромлены, а отношение к России было самым враждебным. Поэтому, когда в этих областях налаживали православную жизнь, на некоторых приходах могли не поминать патриарха — чтобы не обострять конфликт.
— Не приведет ли подобная практика к тому, что Православная церковь в итоге станет церковью уступок? Сегодня в угоду спокойствию отказались поминать патриарха, завтра пошли на что-то еще…
— Я не вижу связи между принятым решением и отходом от канонов. Это уступка, да, но она не выходит за канонические рамки.
Андрей Кострюков
Андрей Кострюков. Фото: Личная страница Facebook.com
— Украинский сайт «Религия на Украине» пишет, что митрополит Онуфрий приезжал в Москву на заседание Священного Синода в декабре 2015 года — возможно, его решение было санкционировано самим патриархом Кириллом. Вы допускаете, что такая договоренность действительно существовала — что разрешение не поминать патриарха санкционировал сам патриарх?
— Это вполне возможно. Святейший патриарх и блаженнейший митрополит Онуфрий — люди разумные и мыслящие, они хорошо понимают, что такими вещами можно поступиться ради единства Церкви.
— С начала 90-х годов XX века Украинской православной церкви предоставили права широкой автономии по отношению к московскому патриархату. Что означает это понятие?
— Мы можем сказать, что положение УПЦ близко к положению автокефалии — полностью независимой церкви. Православные на Украине сами ставят архиереев, сами проводят канонизации святых. Отношения заключаются лишь в уведомлении московского патриархата о своих действиях (Кроме того, Украинская православная церковь получает из Москвы миро — ароматическое масло, которое используют в таинстве миропомазания. Право приготовления мира имеет только глава автокефальной церкви. — РП.). В целом можно констатировать, что такой статус — это уже нечто большее, чем широкая автономия.
— А что получает из таких отношений московский патриархат? Он может как-то влиять на то, что происходит с Украинской православной церковью?
— У Москвы есть возможность в случае необходимости указать Украинской церкви на ошибочность каких-то действий — в качестве совета или замечания. Но, как показывает история, таких случаев не было с 90-х годов XX века, когда московский патриархат осудил, а затем извергнул из сана митрополита Филарета (Денисенко), лидера сегодняшнего раскола, который еще именуют «Киевским патриархатом». В остальном же все архипастыри — что в России, что на Украине — это выходцы одной школы: они прекрасно знают друг друга еще с советских времен, и все они люди разумные.
— Интересно, что в прошлом году митрополит Онуфрий неоднократно подчеркивал необходимость поминать патриарха за службой. Почему его позиция сейчас изменилась?
— Это связано с увеличением общей напряженности на Украине. Захваты храмов, антимосковская пропаганда — ситуация непростая, поэтому митрополит Онуфрий изменил свое мнение и был вынужден пойти на такие меры.
— Насколько это мера поможет стабилизировать обстановку в украинских областях с явными антироссийскими настроениями?
— Должно пройти время, чтобы мы могли судить об этом. Но в перспективе такая мера может дать свои плоды: многие — в том числе православные прихожане — на западе Украины болезненно воспринимают любое упоминание Москвы. Если его не будет, возможно, и претензий к местной Православной церкви будет меньше.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости