По состоянию на 25 мая 10:35
Заболевших 353 427
За последние сутки 8 946
Выздоровело 118 798
Умерло 3 633
Общество
Лента новостей
Лента новостей
Сегодня
Политика
Общество
Бизнес
Культура
Сделано Русскими
Личные связи
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
Лента главных новостей
Русская планета
Общество

Трейдеры ставят на рост Brent

Крупнейшие мировые нефтетрейдеры предпочитают платить за хранение нефти, а не продавать ее

Денис Жуйков
25 мая, 2016 07:00
6 мин

Торги на Нью-Йоркской фондовой бирже. Фото: Richard Drew/AP/ТАСС

За последние три месяца (с 23 февраля по 23 мая) стоимость барреля нефти марки Brent выросла на 45,4% — с 33,27 до 48,38 доллара. Среди причин подобного роста СМИ называют перебои с поставками нефти из Канады из-за лесных пожаров, охвативших площадь свыше 85 тыс. гектаров, разорение сланцевых компаний в США, экономический кризис в Венесуэле, непрекращающуюся гражданскую войну в Ливии, а также беспорядки в Нигерии. Однако все эти события (кроме разве что разорившихся сланцевиков) носят временный характер и не оказывают долгосрочного влияния на нефтяные цены. Другое дело — спрос, увеличение которого подтягивает за собой и цены на нефть. Более того, ряд наиболее опытных нефтетрейдеров запасают нефть впрок, ожидая роста стоимости фьючерсных контактов на нее и способствуя этому росту.
Сингапурская перевалочная база
По состоянию на середину мая 2016 года в прибрежных водах Сингапура собрался немалый флот из 40 супертанкеров, большинство из которых под завязку залиты нефтью. Всего в трюмах скопившихся в Сингапурском проливе судов находится свыше 47 млн баррелей нефти, то есть на 10% больше, чем еще неделю назад. И их число с каждым днем продолжает расти. Как отмечает Эрик Брокхуйзен из компании Poten&Partners, работающей на рынке танкерных перевозок, хранящиеся на море в водах Юго-Восточной Азии объемы нефти достигли наибольших значений за последние пять лет.
Конечно, можно предположить, что из-за переизбытка на рынке нефть из этих танкеров просто некуда девать, она никому не нужна. Но в этом случае получается, что большинство нефтетрейдеров напрасно едят свой хлеб и впустую растрачивают средства на хранение нефти на море — простой супертанкера, вмещающего 2 млн баррелей нефти, обходится в 50 тыс. долларов в сутки. Однако просчет трейдеров все же маловероятен, учитывая, что, как уже писала РП, глобальную спекуляцию на нефтяном рынке готовят не первый месяц.
Вот еще один интересный факт, свидетельствующий в пользу дальнейшего роста стоимости нефти: известная швейцарская компания-нефтетрейдер Glencore последние полгода активно скупает черное золото. Glencore также содержит немалую флотилию нефтетанкеров (их количество точно не известно, но, например, в январе у берегов Сингапура и Малайзии компания наняла четыре крупнотоннажных танкера в качестве плавучих нефтехранилищ), а кроме того, «завязала» на себя треть от всех поставок нефти марки Brent. Более того, треть всех июньских поставок североморской нефтяной смеси четырех марок — Brent, Forties, Oseberg и Ekofisk — также приходится на нефтетрейдера Glencore. Компания явно копит нефть, и вряд ли она намерена терять деньги от долгого простоя танкеров. Это гораздо больше похоже на игру «в долгую», направленную на поддержание высоких цен. Если Glencore и другие нефтетрейдеры продолжат наращивать запасы, то это неизбежно приведет к увеличению равновесной цены на нефть, то есть будет способствовать росту стоимости барреля.
Китайские «самовары»
Не менее интересна ситуация в китайской провинции Шаньдун, где корабли по три недели не могут дождаться разгрузки. Прибрежный порт не успевает вовремя обслужить всех желающих — слишком много танкеров с нефтью стоят на разгрузке. Дело в том, что в этой провинции расположены десятки кустарных нефтеперерабатывающих заводов, так называемых «самоваров» (по-английски — teapots, «чайники»), требующих все больше и больше нефти на переработку.
Эти «самовары», согласно данным ICIS — крупнейшей аналитической компании на мировом химическом рынке, потребляют 1 млн баррелей нефти в день, тогда как год назад им хватало лишь 620 тыс. баррелей ежедневно. Только за последний месяц загрузка этих НПЗ выросла на четыре процентных пункта — с 48 до 52% — и продолжает расти. Всего же, по данным главного таможенного управления КНР, импорт нефти в страну за год вырос на 7,6%, до 32,58 млн тонн.
Прочие факторы
Не стоит также забывать о том, что есть и другие факторы за скорый рост стоимости нефти: объемы добычи в США падают второй месяц подряд, а счет обанкротившимся сланцевым компаниям пошел на десятки. Сейчас на сланцах работает столько же буровых, что и 16 лет назад, до времен «сланцевой революции».
Против нефти все еще играет неопределенность относительно Ирана, который с завидным постоянством отказывается вместе с другими членами ОПЕК и Россией снижать добычу нефти и продолжает настаивать на том, что ему необходимо сначала «вернуться к досанкционным объемам». Здесь же может оказаться и фактор Ливии, где даже временные перемирия дают рынку новые сотни тысяч баррелей нефти ежедневно. Нельзя также сбрасывать со счетов и Ирак, объем поставок из которого уже превышает 3,3 млн баррелей в день и продолжает увеличиваться.
Однако все эти факторы все же носят краткосрочный характер, а рост мировой экономики в 2016 году прогнозируется на уровне 2,4% (по подсчетам ООН). И нефть для этого роста все еще жизненно необходима — несмотря на развитие альтернативных источников энергии, появление электромобилей и прочий термоядерный синтез. Кроме того, уже в июне состоится встреча ОПЕК, а после, возможно, и встреча ОПЕК — Россия, на которой будет решаться вопрос о заморозке добычи для всех участников. А значит, спрос на нефть фундаментально продолжит расти.
***
Вопрос лишь в том, насколько положительным этот рост будет для российской экономики, смогут ли власти не просто залатать дыры в бюджете, но направить поток нефтедолларов на развитие промышленности и сельского хозяйства. На днях министр экономического развития РФ Алексей Улюкаев отметил, что дорогая нефть (дороже 50 долларов за баррель) не вернет рост ВВП до уровня в 7% в год, что связано с глубоким изменением структуры мировой экономики. Что ж, пусть будет не 7%, но рост, а не планируемое ныне сокращение на 1,5%.
Вот только на новом витке развития дорожающая нефть должна стать приятным довеском для мощной российской экономики, а не ее сутью.
темы
6 мин