Общество
Лента новостей
Лента новостей
Сегодня
Политика
Общество
Бизнес
Культура
Сделано Русскими
Личные связи
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Запрещенные организации
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
Новости Общество
Русская планета
Общество

Территория протеста

На окраинах Московского патриархата растет недовольство Всеправославным собором. К чему оно приведет?
Михаил Боков
31 мая, 2016 07:00
6 мин
Украина, Каменец-Подольская епархия. Фото: eurekabooking.com
Каменец-Подольская епархия Украинской православной церкви Московского патриархата (УПЦ МП) подвергла критике документ Всеправославного собора «Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром» и членство во Всемирном Совете Церквей (ВСЦ). В открытом обращении к верующим епархиальные священнослужители называют документ «полностью противоречащим учению Христа» и призывают к его пересмотру.
«Уже из названия можно сделать вывод, что существует некий "христианский мир", а Православная Церковь — всего лишь его часть. Таким образом, совершенно размытым становится понимание термина «Церковь», а также вводится чуждый для святоотеческой традиции и Предания термин "христианский мир", — говорится в письме. — Также, из названия, можно сделать вывод, что христианином можно быть и вне Православной Церкви. А, кроме того, совершенно непонятно, идет ли речь в документе об единой Церкви, или о Православной Церкви и "Церкви", в которую входит "остальной христианский мир"».
Вне Церкви не может быть никакого «христианского мира», ведь сама Церковь и является в собственном смысле этого слова этим миром. А вот «остальной», так называемый христианский мир, во все века именовался Церковью еретиками, раскольниками и отпадшими от общения со Христом. Не называя вещи своими именами, документ в данном случае свидетельствует о ложной и никому не нужной толерантности, заключают авторы письма. «Православная Церковь содержит всю полноту истины. Поэтому, необходимо внести в текст изменения, чтобы у пребывающих вне церковной ограды людей не создалось впечатления, что нет необходимости искать пути возвращения в лоно "Единой, Святой, Вселенской и Апостольской Церкви — Церкви Православной"».
По мнению авторов письма, выражение Соборного документа о том, что «Православная Церковь… принимала участие в экуменическом движении с момента его появления, и вносила свой вклад в его формирование и дальнейшее развитие», не соответствует действительности. Далеко не вся Церковь принимала участие в этом движении, подчеркивают они. Кроме того, известно об огромном количестве святых и мирян Церкви, которые выступали и выступают против экуменизма — документ сознательно умалчивает об этом.
Противоречит учению святых отцов и фраза документа о том, что «двусторонние богословские диалоги, которые ведет Православная Церковь… основываются на её православном самосознании и духе вселенскости, и имеют целью поиск утраченного единства христиан на основе веры и предания древней Церкви семи Вселенских Соборов». Авторы письма сообщают: «Как уже говорилось выше "православное самосознание" уже давно владеет методом "восстановления единства христиан". Это покаяние и отказ от заблуждений, который как раз и зиждется на основе веры и предания Церкви. Тогда о каком поиске идет речь?»
Принципы отношений с «остальным христианским миром» в духе данного документа сформированы на основании надуманных лично унизительных позиций и являются попыткой избежать обвинений в узкоконфессиональном фанатизме, заключает послание Каменце-Подольской епархии.
Авторы письма призывают пересмотреть позиции Соборного документа, а вместе с тем — отмежеваться от участия во Всемирном совете Церквей, чью работу положительно оценивает документ. В противном случае, по их мнению, Всеправославный собор примет «экуменическую ересь, содержащую в себе ересь глобализма, религиозного и политического конформизма» и возведет ее в разряд православного вероучения.
Интересно, что протесты против документов Всеправославного собора внутри Московского патриархата раздаются всегда на его окраинах.  В феврале 2016 года против документов Собора выступил украинский епископ Банченский Лонгин, известный в православном мире делами благотворительности. По его словам, принятие этих документов на Архиерейском соборе Русской православной церкви в феврале 2016 года совершилось фактически без обсуждения.
«Мы там сидели, и нас никто не спрашивал. Когда мы подняли вопрос и сказали: "Ваше Святейшество, тут большие догматические ошибки — как мы идем на этот Собор?" В ответ нам сказали: "Всё! Молчите, садитесь! Всё решено! Всё проголосовали, всё уже прошло!" ...Нас там посадили, и мы ничего не могли там говорить… Это хуже, чем во время коммунистов», — заявил владыка Лонгин и затем отказался поминать патриарха Кирилла за богослужением. Вслед за ним «еретическим» грядущий Собор назвали также митрополит Одесский и Измаильский Агафангел (Украина) и епископ Унгенский и Ниспоренский Петр (Молдавия).
Протесты окраин Московского патриархата (в то время как в той его части, которая находится внутри границ РФ, по вопросу о Соборе царят тишь, безмолвие и единогласие) могут привести к далеко идущим последствиям. Не секрет, что Православная церковь на Украине находится в ситуации жесткого прессинга: президент Порошенко не раз заявлял о необходимости иметь независимую от Москвы церковь, на православных давят общественное мнение, радикалы-националисты, а Константинопольский патриархат уже зондирует почву для создания автономной церкви под своей юрисдикцией. В подобной ситуации находятся и православные Молдовы, где свои права на эту каноническую территорию Московского патриархата предъявляет Румынская православная церковь.
Если та соглашательская атмосфера Архиерейского собора, о которой говорил епископ Лонгин, хотя бы отчасти правда, Московская патриархия может столкнуться с расколом на своих окраинах уже в самой ближайшей перспективе. Голоса против документов Всеправославного собора поднимают многие Поместные церкви. И то, что в Московском патриархате предпочитают этого не видеть, может стать последней каплей для епископов вроде Лонгина и Петра, которые не будут молчать, если увидят искажение вопросов веры. И тогда они обратят свои взоры (и взоры своей паствы) туда, где их давно ждут и с радостью примут — будь то Румыния или Константинополь.
темы
6 мин
Лень сёрфить новости? Подпишись и БУДЬ В КУРСЕ