Общество
Лента новостей
Лента новостей
Сегодня
Политика
Общество
Бизнес
Культура
Сделано Русскими
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
Новости
Общество
Общество

Неделя жен-мироносиц: праздник женской верности

В воскресенье церковь вспоминает евангельских женщин
Владимир Лактанов
2 мин
Фото: Сергей Пятаков / РИА Новости
Третья неделя по Пасхе (неделей церковный календарь называет воскресные дни – РП) – Неделя святых жен-мироносиц.
В этот день церковь вспоминает подвиг женщин, принесших благовония к гробу Христа и ставших первыми свидетельницами его воскресения. Еще до появления светского праздника 8 марта, в народной традиции этот день стал праздником всех женщин, а в церковной — ответом на то, что христианство отводит женщинам второстепенные роли.
Верность мироносиц
Евангелисты расходятся в версиях, сколько женщин пришло к гробу Христа в воскресенье, первый день после недели Страстей. Все упоминают Марию Магдалину, но согласно Иоанну, она была одна, у Матфея с ней была «другая Мария», Марк уточняет, что другая Мария была матерью Иакова, одного из апостолов, а к ним присоединилась еще Саломия, мать Иоанна (Богослова) и Иакова. Лука говорит, что, вместе с тремя женщинами благовония к гробу, чтобы по традиции умаслить тело умершего, принесли и другие, не называя точного их числа. В тексты богослужений эти женщины вошли под общим названием «жен-мироносиц».
Что произошло дальше? Идя к гробу, женщины размышляли: «Кто отвалит камень, закрывавший проход к телу Христову?». «И, взглянув, видят, что камень отвален; а он был весьма велик.  И, войдя во гроб, увидели юношу, сидящего на правой стороне, облеченного в белую одежду; и ужаснулись. Он же говорит им: не ужасайтесь. Иисуса ищете Назарянина, распятого; Он воскрес, Его нет здесь. Вот место, где Он был положен», — пишет евангелист Марк.
Почему именно обычным женщинам, о которых евангелисты за исключением этого эпизода дают очень краткие сведения, было дано первыми узнать о воскресении Христовом? Святоотеческое толкование называет главной причиной их верность. Женщины следовали за Христом во время его земной жизни, они устраивали ночлег, готовили еду, служа Спасителю тем, что было в их силах. Они же последовали за ним и в самые страшные моменты евангельской истории, когда, по выражению святителя Игнатия (Брянчанинова), от ужаса «колебалась земля». Апостолов, кроме Иоанна (Богослова), не было на месте крестной казни, но были женщины. И женщины же последовали за телом Христа, когда его удалось забрать у Пилата. За эту верность им была дана честь возвестить о чуде воскресения остальным, так толкует церковь этот евангельский эпизод. 
Девочка у иконы святых жен-мироносиц
Девочка у иконы cвятых жен-мироносиц. Фото: shapovo.ru
«И когда была по видимости одержана победа зла над Христом, когда Он был предан и распят, когда Он умер как бы бесповоротно пораженный, тогда появились те, которые оказались верными Ему не только во дни Его учительства, но во дни Его поражения», — пишет митрополит Антоний Сурожский.
Интересно, что в «женский» день жен-мироносиц принято вспоминать и двух мужчин. Это Иосиф Аримафейский и Никодим, тайные ученики Христа, которые участвовали в его погребении. В их истории ключевое понятие все то же — верность.
Иосиф, член совета иудейских старейшин, пришел просить тело Спасителя у Пилата. Этим поступком он раскрыл свою веру, и это могло стоить жизни ему и его семье — накануне, как мы знаем, от Христа отрекся даже апостол Петр, опасаясь ареста. И все же Иосиф сделал свой выбор и пришел к прокуратору Иудеи с просьбой выдать ему тело Христа умершего, чтобы похоронить с достоинством. А позже к нему присоединился Никодим «и принес состав из смирны и алоя, литр около ста»,  — говорится в евангелии от Иоанна.
Традиция мироносиц
В народной традиции день жен-мироносиц стал предшественником «женского дня» 8 марта. В этот день на Руси было принято поздравлять женщин — жен, матерей, дочерей, сестер. 
Патриарх Кирилл в одной из своих проповедей провел параллели между евангельским подвигом женщин и историей нашей страны.
«Мы имеем и другой пример удивительной преданности жен-мироносиц. Это послереволюционная история нашего Отечества, когда начались гонения на Церковь, когда открытое исповедание веры соединялось с угрозой смерти или заточения, — сказал Святейший. — В последующие годы сильные мужчины, получавшие образование и делавшие карьеру, боялись — даже сохраняя в сердце веру — присутствовать на крещении своих детей; боялись лоб перекрестить, хотя в глубине души оставались верующими. Кто же сохранил веру в нашей стране?
Жены-мироносицы, наши матери и бабушки, те самые, которые ничего не боялись. Их вызывали и говорили: «Лишим пенсии». Но это их не пугало, хотя ничтожная пенсия была для них единственным средством к существованию. Говорили: «Выкинем из квартиры» — не боялись, хотя ничего, кроме маленькой комнаты в коммунальной квартире, у них не было. Именно они крестили наш народ, именно они сохранили преемственность от тех славных времен расцвета Русской Церкви до того времени, когда исповедовать Христа уже стало не страшно. Жены-мироносицы земли нашей пронесли эту веру».
темы
Новости партнеров
Реклама
Реклама
2 мин