Общество
Сегодня
Политика
Происшествия
Люди
Экономика
Следствие
Бизнес
Культура
Наука и медицина
Недвижимость
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Поддержать проект
Вопрос-Ответ
Financial Assets
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
В России признаны экстремистскими и запрещены организации «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля». Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», Общественное движение «Штабы Навального», интернет-издание «Спутник и погром», компания Meta Platforms. Inc.
НКО, выполняющие функции иностранного агента: Некоммерческая организация «Фонд по борьбе с коррупцией», Межрегиональный профессиональный союз работников здравоохранения "Альянс врачей", Автономная некоммерческая организация «Центр по работе с проблемой насилия «НАСИЛИЮ.НЕТ», Программно-целевой Благотворительный Фонд "СВЕЧА", Красноярская региональная общественная организация "Мы против СПИДа", Некоммерческая организация "Фонд защиты прав граждан", Автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг "Акцент", Межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов "Открытый Петербург", Санкт-Петербургский благотворительный фонд "Гуманитарное действие", Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан "Феникс ПЛЮС", Фонд содействия правовому просвещению населения "Лига Избирателей", Некоммерческая Организация Фонд "Правовая инициатива", Некоммерческая организация Фонд "Общественный фонд социального развития "Генезис", Автономная некоммерческая организация информационных и правовых услуг "Гражданская инициатива против экологической преступности", Некоммерческая организация "Фонд борьбы с коррупцией", Пензенский региональный общественный благотворительный фонд "Гражданский Союз", Ингушское республиканское отделение общероссийской общественной организации "Российский Красный Крест", Общественная организация "Саратовский областной еврейский благотворительный Центр "Хасдей Ерушалаим" (Милосердие), Частное учреждение "Центр поддержки и содействия развитию средств массовой информации", Региональная общественная организация содействия соблюдению прав человека "Горячая Линия", Фонд "В защиту прав заключенных", Автономная некоммерческая организация "Институт глобализации и социальных движений", Автономная некоммерческая организация противодействия эпидемии вич/спида и охраны здоровья социально-уязвимых групп населения "Центр социально-информационных инициатив Действие", Челябинское региональное диабетическое общественное движение "ВМЕСТЕ", Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан, Благотворительный фонд помощи осужденным и их семьям, Городской благотворительный фонд "Фонд Тольятти", Свердловский региональный общественный фонд социальных проектов "Новое время", Фонд содействия устойчивому развитию "Серебряная тайга", Фонд содействия развитию массовых коммуникаций и правовому просвещению "Так-Так-Так", Региональная общественная организация содействия просвещению граждан "Информационно-аналитический центр "Сова", Региональная общественная организация помощи женщинам и детям, находящимся в кризисной ситуации "Информационно-методический центр" Анна", Автономная некоммерческая организация социальной поддержки населения "Проект Апрель", Региональный благотворительный фонд "Самарская губерния", Свердловский областной общественный фонд "Эра здоровья", Международная общественная организация "Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество "Мемориал", Автономная Некоммерческая Организация "Аналитический Центр Юрия Левады", Автономная некоммерческая организация "Издательство "Парк Гагарина", Фонд содействия защите здоровья и социальной справедливости имени Андрея Рылькова, Благотворительный фонд социально-правовой помощи "Сфера", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности "Уральская правозащитная группа", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности - женское общественное объединение "Женщины Евразии", Омская региональная общественная организация "Центр охраны здоровья и социальной защиты "СИБАЛЬТ", Городская общественная организация "Рязанское историко-просветительское и правозащитное общество "Мемориал" (Рязанский Мемориал), Городская общественная организация "Екатеринбургское общество "МЕМОРИАЛ", Автономная некоммерческая организация "Институт прав человека", Некоммерческая организация "Фонд защиты гласности", Региональное общественное учреждение научно-информационный центр "МЕМОРИАЛ", Союз общественных объединений "Российский исследовательский центр по правам человека", Автономная некоммерческая организация "Дальневосточный центр развития гражданских инициатив и социального партнерства", Общественная организация "Пермский региональный правозащитный центр", Фонд "Гражданское действие", Межрегиональный общественный фонд содействия развитию гражданского общества "ГОЛОС-Урал", Автономная некоммерческая организация "Центр независимых социологических исследований", Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) специалистов "АКАДЕМИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА", Свердловская региональная общественная организация "Сутяжник", Межрегиональная благотворительная общественная организация "Центр развития некоммерческих организаций", "Частное учреждение в Калининграде по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров северных стран", Региональная общественная благотворительная организация помощи беженцам и мигрантам "Гражданское содействие", Автономная некоммерческая организация "Центр антикоррупционных исследований и инициатив "Трансперенси Интернешнл-Р", Региональный Фонд "Центр Защиты Прав Средств Массовой Информации", Некоммерческое партнерство "Институт развития прессы - Сибирь", "Частное учреждение в Санкт-Петербурге по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров Северных Стран", Межрегиональная общественная организация Информационно-просветительский центр "Мемориал", Межрегиональная общественная правозащитная организация "Человек и Закон", Фонд поддержки свободы прессы, Санкт-Петербургская общественная правозащитная организация "Гражданский контроль", Калининградская региональная общественная организация "Правозащитный центр", Региональная общественная организация "Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова", Некоммерческое партнерство "Институт региональной прессы", Частное учреждение "Информационное агентство МЕМО. РУ", Фонд "Институт Развития Свободы Информации", Калининградская региональная общественная организация "Экозащита!-Женсовет", Фонд содействия защите прав и свобод граждан "Общественный вердикт", Межрегиональная общественная организация Правозащитный Центр "Мемориал", Евразийская антимонопольная ассоциация.
Иностранные СМИ, выполняющие функции иностранного агента: "Голос Америки", "Idel.Реалии", Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Телеканал Настоящее Время, Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi), Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC), "Сибирь.Реалии", "Фактограф", "Север.Реалии", Общество с ограниченной ответственностью "Радио Свободная Европа/Радио Свобода", Чешское информационное агентство "MEDIUM-ORIENT", Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна, Юридическое лицо, зарегистрированное в Латвийской Республике, SIA «Medusa Project» (регистрационный номер 40103797863, дата регистрации 10.06.2014), Общество с ограниченной ответственностью «Первое антикоррупционное СМИ», Юридическое лицо, зарегистрированное в Королевстве Нидерландов, Stichting 2 Oktober (регистрационный номер № 69126968), являющееся администратором доменного имени интернет-ресурса «VTimes.io», Баданин Роман Сергеевич, Гликин Максим Александрович, Маняхин Петр Борисович, Ярош Юлия Петровна, Чуракова Ольга Владимировна, Железнова Мария Михайловна, Лукьянова Юлия Сергеевна, Маетная Елизавета Витальевна, Юридическое лицо «The Insider SIA», зарегистрированное в Риге, Латвийская Республика (дата регистрации 26.06.2015), являющееся администратором доменного имени интернет-издания «The Insider», https://theins.ru, Рубин Михаил Аркадьевич, Гройсман Софья Романовна, Рождественский Илья Дмитриевич, Апухтина Юлия Владимировна, Постернак Алексей Евгеньевич, Общество с ограниченной ответственностью Телеканал Дождь, Петров Степан Юрьевич, Юридическое лицо Istories fonds, зарегистрированное в Латвийской Республике (регистрационный номер 50008295751, дата регистрации 24.02.2020), Шмагун Олеся Валентиновна, Мароховская Алеся Алексеевна, Долинина Ирина Николаевна, Шлейнов Роман Юрьевич, Анин Роман Александрович, Великовский Дмитрий Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «Альтаир 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Ромашки монолит», Общество с ограниченной ответственностью «Главный редактор 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Вега 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Важные иноагенты», Каткова Вероника Вячеславовна, Карезина Инна Павловна, Кузьмина Людмила Гавриловна, Костылева Полина Владимировна, Лютов Александр Иванович, Жилкин Владимир Владимирович, Жилинский Владимир Александрович, Тихонов Михаил Сергеевич, Пискунов Сергей Евгеньевич, Ковин Виталий Сергеевич, Кильтау Екатерина Викторовна, Любарев Аркадий Ефимович, Гурман Юрий Альбертович, Грезев Александр Викторович, Важенков Артем Валерьевич, Иванова София Юрьевна, Пигалкин Илья Валерьевич, Петров Алексей Викторович, Егоров Владимир Владимирович, Гусев Андрей Юрьевич, Смирнов Сергей Сергеевич, Верзилов Петр Юрьевич, Общество с ограниченной ответственностью «ЗП», Общество с ограниченной ответственностью «Зона права», Общество с ограниченной ответственностью «ЖУРНАЛИСТ-ИНОСТРАННЫЙ АГЕНТ», Вольтская Татьяна Анатольевна, Клепиковская Екатерина Дмитриевна, Сотников Даниил Владимирович, Захаров Андрей Вячеславович, Симонов Евгений Алексеевич, Сурначева Елизавета Дмитриевна, Соловьева Елена Анатольевна, Арапова Галина Юрьевна, Перл Роман Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «МЕМО», Американская компания «Mason G.E.S. Anonymous Foundation» (США), являющаяся владельцем интернет-издания https://mnews.world/, Компания «Stichting Bellingcat», зарегистрированная в Нидерландах (дата регистрации 11.07.2018), Автономная некоммерческая организация по защите прав человека и информированию населения «Якутия – Наше Мнение», Общество с ограниченной ответственностью «Москоу диджитал медиа», Акционерное общество «РС-Балт», Заговора Максим Александрович, Ветошкина Валерия Валерьевна, Павлов Иван Юрьевич, Скворцова Елена Сергеевна, Оленичев Максим Владимирович, Общество с ограниченной ответственностью «Как бы инагент», Кочетков Игорь Викторович, Фонд развития книжной культуры «Иркутский союз библиофилов», Общество с ограниченной ответственностью «Честные выборы», Общество с ограниченной ответственностью «Нобелевский призыв», Еланчик Олег Александрович, Григорьева Алина Александровна, Григорьев Андрей Валерьевич, Гималова Регина Эмилевна, Хисамова Регина Фаритовна.
Лента новостей
Лента новостей
Новости – Общество
Русская планета

Небо. Самолет. Деньги

Фото: Максим Блинов / РИА Новости
Доходы от российского неба поглощает всего одна авиакомпания
Анастасия Яковлева
3 июля, 2015 20:46
9 мин
Зарубежные авиакомпании вот уже не один десяток лет исправно платят за полеты над Сибирью. Однако деньги идут почему-то не государству, а всего лишь одной компании — ОАО «Аэрофлот». Такое ощущение, что перевозчик имеет какие-то особые права на российское небо, раз забирает себе плату за полеты иностранцев из Европы в Азию.
Спустя годы подобной практики правительство РФ наконец-то задумалось над тем, что деньги, выплачиваемые иностранными компаниями, могли бы идти на финансирование модернизации системы навигации в России, а также льготные перевозки, которые выполняет «Аэрофлот». Такие предложения содержатся в проекте «Основных направлений бюджетной политики на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годы».
По старой памяти
Отчисления иностранных авиакомпаний — так называемые роялти — «Аэрофлот» начал получать с 1970-х годов как единственное на тот момент авиапредприятие страны. Однако со временем в России появились десятки новых авиакомпаний, но «Аэрофлот» так и остался единоличным получателем этих выплат. Еще в 2013 году властями обсуждалось предложение перенаправить роялти из «Аэрофлота» в госкорпорацию «Организации воздушного движения», однако идея так и не была реализована.
«Пока решение не принято. Подобные попытки предпринимались и ранее, но не были доведены до конца, так что не исключено, что и сейчас этого может не произойти. Если решение все же будет принято, то вряд ли это существенно поможет всему бюджету. Эти средства могут помочь развитию воздушных перевозок, поддержать их, к примеру, в части модернизации инфраструктуры», — отмечает ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов.
Объем роялти, которые ежегодно получает от иностранных авиакомпаний крупнейший российский перевозчик «Аэрофлот», по разным оценкам, составляет около 250–400 млн долларов. По сути это дополнительный налог на перелеты европейских самолетов через воздушное пространство Сибири на маршруте Европа — Азия. Точные данные об объеме роялти, а также о том, на что перевозчик их расходует, в компании не раскрывают под предлогом того, что это государственная и коммерческая тайна.
Доступная цена
В этом году из российского бюджета «Аэрофлот» должен получить 1,5 млрд рублей за субсидируемые полеты на Дальний Восток, в Калининград и Крым. Хотя эти деньги очень пригодились бы похудевшему за время кризиса бюджету, отказываться от программы субсидирования правительство не намерено.
По условиям программы, правом на льготную перевозку могут воспользоваться граждане РФ в возрасте до 23 лет, женщины в возрасте свыше 55 лет, мужчины в возрасте свыше 60 лет, инвалиды I группы любого возраста и сопровождающие их лица, а также лица, сопровождающие детей-инвалидов. По итогам первых пяти месяцев 2015 года в рамках программы было перевезено 90 тысяч пассажиров и выполнено более 2,5 тысячи рейсов. «Не может быть никаких сомнений в том, что программа субсидирования необходима, — уверен Баранов. — Она позволяет значительной части населения страны, имеющей небольшой доход, воспользоваться услугами авиакомпаний и посетить нужный им населенный пункт в пределах страны». Кроме того, программа субсидирования выгодна и самим авиакомпаниям, поскольку повышает загрузку самолетов. Как добавляет Баранов, «выполняя такие рейсы, авиакомпании дают возможность заработать еще многим субъектам, так что программа субсидирования дает существенный положительный эффект для экономики в целом».
Но самые жирные бонусы достаются «Аэрофлоту». Кроме полутора миллиардов, которые он получит в виде субсидий, примерно такую же сумму перевозчику принесут роялти от иностранцев за полеты над Сибирью. По здравому рассуждению правительства, как раз этими деньгами «Аэрофлот» и мог бы «компенсировать» свои льготные перевозки. Но пока что оторвать авиакомпанию от бюджетных денег почему-то не удается.
На особых правах
В конце июня Ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта, в которую входят все компании, участвующие в программе субсидирования, пожаловалась премьер-министру, что многие перевозчики не могут получить бюджетные субсидии за уже выполненные рейсы. Причина — декабрьское постановление правительства «О мерах по реализации ФЗ «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов». Согласно этому документу субсидии предоставляются только при условии, что у получателя средств нет долгов перед бюджетом. Проще говоря: заплати налоги — получи субсидии. Однако в других нормативных документах, регулирующих выплату субсидий, таких требований нет. Впрочем, для кого-то границы возможного намного шире, чем для других. Согласно отчету «Аэрофлота», кредиторская задолженность авиакомпании по налогам и сборам в первом квартале составила более 288 млн руб., а перед государственными внебюджетными фондами — около 144 млн руб.
Спад авиаперевозок
Российская авиаотрасль сейчас испытывает серьезные трудности. По данным Росавиации, с января по март этого года уровень международных перевозок российских авиакомпаний сократился на 15,6%, а суммарный пассажирооборот — на 9,7%. По итогам первого квартала три из пяти главных российских перевозчиков 2015 года показали отрицательный рост, немало перевозчиков близки к банкротству или уже разорились. Игроки, оставшиеся на рынке, борются с финансовыми трудностями путем сокращений. Председатель Федерации независимых профсоюзов России Нина Кузьмина отметила, что последствия кризиса ощутили на себе сразу несколько крупных авиаперевозчиков. Среди них авиакомпания «Ютэйр», которая уже сократила штат на 1500 человек. Финансовые трудности коснулись и компаний «Волга-Днепр», «Полет», «Оренбургские авиалинии», «Ай Флай» и «Мордовия». Петербургский авиаперевозчик «Россия», который является «дочкой» «Аэрофлота», также запланировал массовые сокращения — до конца лета сократят 223 человека. По мнению профсоюза авиакомпании, причина сокращений в том, что «Аэрофлот» забирает у «России» большой объем перевозок.
Фото: Сергей Савостьянов / ТАСС
Готовы на всё
Не удивительно, что в эти непростые времена представители авиабизнеса думают о том, как остаться в воздухе любыми способами. Так, недавно Министерство транспорта России по просьбам авиакомпаний даже предложило узаконить овербукинг — систему, при которой авиакомпании могут продавать на рейс больше билетов, чем мест в самолете. По сути, ничего нового в этой практике нет, просто раньше она была под запретом и авиакомпании пользовались ей негласно. «Овербукинг в России был всегда, и он был вне закона. И было крайне неприятно, если у пассажиров возникали проблемы при регистрации. Новый закон будет регламентировать компенсации и выплаты пассажирам согласно мировой практике», — пояснил вице-президент ассоциации туроператоров России Дмитрий Горин.
В министерстве подчеркивают, что такую меру необходимо внедрить из-за плачевной статистики авиакомпаний, согласно которой в среднем на рейс не приходят около 20% пассажиров, в результате самолет улетает незаполненным. Узаконенный овербукинг станет для авиакомпаний своеобразной страховкой на такие случаи. Пока эта идея только обсуждается, однако закон может заработать уже в следующем году.
«Даже несмотря на непростое состояние экономики, у российской авиаотрасли есть перспективы, причем неплохие», — возражает Баранов. По его словам, авиаторы вполне способны пережить кризис и без применения сомнительных схем вроде овербукинга. «Во-первых, потому что по сравнению с другими странами у нас летают мало, а это как раз и создает предпосылки для дальнейшего роста объемов пассажирских и грузовых перевозок в стране, для улучшения экономических показателей всей отрасли и самих авиакомпаний. Во-вторых, учитывая размеры нашей страны, неразвитость транспортной инфраструктуры, именно воздушный транспорт позволяет добраться во многие населенные пункты не только быстро, но и вообще добраться, так что можно ожидать увеличения объема перевозок в том числе благодаря этим обстоятельствам. В-третьих, в России принята программа развития авиаперевозок, в том числе и региональных, весом вклад и программы субсидирования, власти намерены существенно увеличить вклад воздушного транспорта в ВВП страны, нарастить поступления от него в бюджеты всех уровней, с его помощью увеличить число рабочих мест в стране, загрузить отечественную авиационную промышленность, все это также будет способствовать увеличению как производственных, так и финансовых показателей деятельности авиаперевозчиков и всей отрасли в целом».
Светлые перспективы «Аэрофлота» тем более не вызывают никаких сомнений. В условиях, когда вся авиаотрасль испытывает финансовые проблемы и страдает от падения спроса, крупнейший российский перевозчик спокойно живет на доходы от общественного неба и вдобавок отбивает перевозки у собственных дочерних компаний. Но у российского воздушного пространства не может быть иного собственника, чем государство. Поэтому деньги, которые присваивает себе «Аэрофлот», должны пополнить отечественную казну и быть направлены на модернизацию всей системы навигации страны. 
Поделиться
ТЕГИ
поддержать проект
Для поднятия хорошего настроения, вы можете угостить наших редакторов чашечкой кофе
Маленькая чашка кофе
cup
200 ₽
Средняя чашка кофе
cup
300 ₽
Большая чашка кофе
cup
500 ₽
Большая чашка кофе и что-то вкусное
cup
900 ₽
Нажимая на кнопку «Поддержать», я принимаю пользовательское соглашение, политику конфиденциальности и подтверждаю свое гражданство РФ
Кто может поддержать проект?
Поддержать проект могут только граждане России. Поддержка осуществляется только в рублях. В соответствии с требованием закона.
Лень сёрфить новости? Подпишись и БУДЬ В КУРСЕ