Новости – Люди
Люди
Не только обслуживать
Фото: Дмитрий Азаров/Коммерсантъ
Малый бизнес в России практически не задействован в реальном производстве
5 апреля, 2016 13:00
7 мин
В малом предпринимательстве наконец-то увидели большой потенциал для развития производства. Минэкономики и Минпромторг считают, что работы на этом благодатном поле — непочатый край, но и возможностей для экономики ничуть не меньше.
В этом случае с господами из министерств спорить трудно. Есть только одно «но». Пока арсенал их методов достаточно ограничен. Новые идеи не предлагаются, а старые — сработавшие когда-то и где-то — бездумно калькируют и распространяют на все подряд, зачастую не учитывая ни местную, ни отраслевую специфику.
Триединая задача
Минэкономики и правительство в целом ясно поставили перед собой задачу развития малого и среднего бизнеса.
Первый этап — это создание гарантированного спроса путем закрепления квот для малого и среднего бизнеса в закупках госкомпаний.
Второй — это утверждение списка закрытых способов закупки и единых правил их проведения. Процесс идет, но он далек от завершения.
Итогом должно стать развитие разветвленной и мобильной системы партнерства малого бизнеса с госкорпорациями.
Однако пока система устроена таким образом, что в ней существует множество лазеек, позволяющих обходить заявленные требования или выполнять их чисто формально. По крайней мере, той самой здоровой конкурентной среды, о создании которой не говорил у нас только ленивый и над которой — по крайней мере на словах — бьется и бился кабмин, как не было, так и нет. Один из последних примеров — история с «Роснефтью», которая обратилась к правительству даже не с просьбой, а с предложением наделить ее статусом единственного поставщика топлива для нужд МВД. Как вы там сказали, конкуренция? Нет, не слышали….
Почему квоты не сработали
Что касается закупок госкомпаний, квота, закрепленная за малым и средним бизнесом на 2016 год, равна 18%. Если учесть, что в 2015-м общий объем закупок компаний с госучастием составил 16,3 трлн рублей (или почти четверть российского ВВП в ценах 2014 года), это немало, очень немало. Но тут-то коса и нашла на камень: по данным бизнес-омбудсмена Бориса Титова, из 10 тыс. малых предприятий, которые работают с системой госзакупок, только 6% обладают собственными производственными мощностями. 28% из них занимаются сборкой или упаковкой, а остальные — обычные посредники.
Картина вырисовывается вполне однозначная: с одной стороны, госкорпорации поддерживают и привлекают «своих», а иногда и сами создают витринные «малые бизнесы» под конкретные задачи; с другой — у них нет иного пути, чтобы выполнить требования государства, поскольку реальных исполнителей из сферы малого предпринимательства для их заказов просто нет. В результате благие намерения ими же и остаются и движение вперед очевидно пробуксовывает. Для того чтобы был результат, малому бизнесу нужно обеспечить доступ к дешевым кредитам и производственным ресурсам, но это уже совершенно отдельная тема.
Вывеска у одного из придорожных кафе
Вывеска у одного из придорожных кафе. Фото: Александр Рюмин/ТАСС
МСП делает первый ход
Специалисты из Минэкономики, может быть, и на свой лад, но неплохо понимают этот узел проблем. Выход, с их точки зрения, в целостной и детализированной программе партнерства для малого бизнеса и госкомпаний. Картину, которая сложится в итоге, мы увидим только после окончательного ввода системы электронных торгов, запланированного на 2017 год, но уже сейчас у нескольких государственных компаний существуют масштабные пилотные проекты. Их созданию и реализации должна помочь Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства (МСП). По словам директора МСП Александра Бравермана, «расширение доступа субъектов МСП к закупкам инфраструктурных монополий и компаний с государственным участием является одной из приоритетных задач».
В марте МСП подписала соглашение о сотрудничестве с Автодором. Было объявлено о создании специальной рабочей группы, призванной стимулировать закупки у субъектов малого и среднего бизнеса. Но речь здесь опять-таки скорее идет о сфере обслуживания, чем о производстве. Глава Автодора Роман Старовойт уверен, что в первую очередь предприниматели должны делать ставку на придорожный сервис: как раз в этой области малому бизнесу все карты в руки. На федеральных трассах в ближайшие годы предстоит создать тысячи объектов обслуживания, объединенных в 257 кластеров по всей России. Так что есть где развернуться.
И это хорошо. Это создаст определенное оживление в смежных отраслях за счет снабжения новых «точек» комплектующими, расходными материалами и т.д. Но опять же собственно малого бизнеса — и особенно работающего в сфере производства — это если и коснется, то крайне незначительно.
Помимо Автодора, целенаправленные программы сотрудничества с малым и средним бизнесом представили ПАО «Россети», РЖД и «Газпром». В госкорпорациях заявляют, что понимают: развитие экономики без малого и среднего бизнеса невозможно. Но опять же понимать — одно, а стимулировать реальное производство — совсем другое. Пока что в структуре госзаказа малый бизнес лидирует только в поставках канцелярских товаров.
Аналогичная ситуация с идеей Минпромторга создавать на базе госкорпораций промышленные кластеры с привлечением туда субъектов МСП. Выглядит очень перспективно, но пока только в теории. А главная беда в том, что все задумки разных ведомств — и плохие, и хорошие — остаются изолированными, и каждое министерство, как заметил глава департамента развития контрактной системы Минэкономики Максим Чемерисов, действует само по себе, в собственном пространстве и в своей логике.
Дать возможность жить
Почти во всем мире малое и среднее предпринимательство сосредоточено именно в производстве. Это естественно. Всякое новое дело почти всегда «малое», оно призвано отталкиваться от идеи, инновации, изобретения, остроумного решения. Уже по своей внутренней структуре, по своим родовым основаниям малое предпринимательство должно развивать, рационализировать и двигать экономику вперед. И в этом его важнейшая социальная роль.
Конечно, переориентировать госзакупки у МСП на производство — первостепенная задача, и ее решение могло бы дать ощутимый толчок всей национальной экономике. Но еще существеннее — стимулировать людей, у которых есть инновационные идеи, изобретения, желание приносить стране пользу, развивать экономику и развиваться самим, заняться малым предпринимательством. Создать им условия, в которых осуществление дерзких замыслов было бы не сложнее самого изобретения, идеи, инновации…
И одними закупками вопрос тут не исчерпывается. Дело в отношении государства к человеку и к его труду, которое выражается в десятках нюансов нашей жизни — и в пресловутых кредитных ставках, и в повышении налогов, и бесконечных проверках, и в платных дорогах, и в акцизах на бензин, и в тарифах монополий, и много в чем еще. Но над всем этим надо долго и кропотливо работать — возможно, не один десяток лет. А это намного сложнее, чем выделять квоты, которые в итоге оказываются почти не нужны.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости