Новости – Общество
Общество
Не боялся огня и людоедов
Апостол Матфей. Фото: wokopedia.org
29 ноября — день памяти апостола и евангелиста Матфея
29 ноября, 2015 07:00
6 мин
Глядя на жизнь Христа и его апостолов, каждый верующий, скорее всего, задавался вопросом: а смог бы я так? Все апостолы, кроме Иоанна Богослова, согласно преданиям, приняли мученическую кончину. Самый недостойный и грешный из 12-ти, Матфей, оказался, к тому же, и самым отважным. Он не побоялся отправиться в далекие эфиопские земли и проповедовать о Христе каннибалам.
Не праведник, но грешник
О личности апостола Матфея известно немного. Исследователям церковных преданий удалось достоверно узнать, что второе имя Матфея было Левий. Жил он в Галилее, бывшей под управлением Римской империи, и зарабатывал на жизнь весьма постыдным для иудея занятием: «мытарством», или сбором податей с соплеменников.
Мытарей ненавидели и презирали, считали их грешниками и вымогателями. Римляне определяли нужный им размер денежных сборов, а мытари жили за счет того, что выбивали из людей сверх необходимой суммы — и делали это порой самым жестоким образом.
Тем более странным было увидеть иудеям, когда именно к Матфею — презираемому обществом грешнику — обратился Христос, показывая, что врата Царствия Божьего открыты для всех. Матфей, в чьей душе воспылала вера в Иисуса, решил устроить у себя пир, куда пригласил своих друзей, таких же мытарей, чтобы и они могли услышать спасительные речи Христа. Вот как это событие описывает Иоанн Златоуст:
«И хотя все, что предлагалось на этой трапезе, было собрано неправдой, но Христос не отрекся быть ее участником. Он благоволил быть в одном доме, за одним столом с великими грешниками, хотя и навлек на Себя нарекание за то, что ел вместе с мытарями, в доме мытаря и со многими мытарями».
Как пишет святитель Дмитрий Ростовский, фарисеи были возмущены подобным поступком. Как это он ест и пьет с мытарями и грешниками? «Господь же, услышав слова их, сказал им: — Не здоровые имеют нужду во враче, но больные. Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию».
Действительно, благодаря Матфею многие мытари и все, кто считал себя недостойным спасения из-за своих прегрешений, впоследствии обратились к Христу.
Матфей стал верным учеником Иисуса. Но другие апостолы не сразу его приняли. Ходит предание, что сам Матфей так и не признался своим собратьям по вере, что жили они, по сути, на его средства. Матфей боялся, что апостолы посчитают его деньги грязными. Все свои сбережения он отдавал на нужды церкви и остался к концу жизни без гроша.
Евангелие
После казни и Воскресения Христова Матфей отправился проповедовать. Он странствовал по Палестине, Сирии, и Индии.
Считается, что во время странствий по Палестине к Матфею обратились иудеи, желавшие следовать новой вере, и попросили передать для них учения Спасителя. Так, согласно древним церковным преданиям, и появилось Евангелие.
Исследователи полагают, что могло существовать два варианта текста, оставленного Матфеем. Один написан на древнееврейском — чтобы жители Палестины могли узнать о Христе на своем языке. Второй — на распространенном в то время греческом, сделанный либо самим Матфеем, либо переведенный кем-то из апостолов. Папий Иерапольский, святой, который был фактически современником апостолов (родился в 70 году н.э.), свидетельствует: «Матфей записал изречения Господа на еврейском языке, а переводил (или толковал) их, кто как мог». До наших времен сохранился лишь греческий вариант текста.
«Святой Матфей и ангел»
«Святой Матфей и ангел». Картина Караваджо
В гости к людоедам
Историк церкви рубежа 4-5 веков Сократ Схоластик упоминает о том, что Матфей ушел проповедовать в Эфиопию. Однако в целом сведений о пребывании апостола в этой стране мало. Не совсем ясны и обстоятельства и место его гибели. Согласно преданиям, Матфей поставил перед собой задачу обратить в христианскую веру одно из местных чернокожих племен-людоедов, где и принял впоследствии мученическую смерть.
Святитель Димитрий Ростовский в «Житиях Святых» пишет: неподалеку от поселения людоедов Матфей построил на горе церковь и в уединении там молился. Однажды во время молитвы ему явился в образе юноши Господь и, дав жезл, повелел водрузить его у дверей храма. Из жезла вырастет дерево, которое будет приносить плоды, а от корня истечет источник воды, сказал Господь апостолу.
Наутро Матфей воткнул жезл в землю на указанном ему месте. На глазах всего народа жезл действительно превратился в дерево, и многие пожелали принять крещение. Князь Фульвиан, правивший в тех краях, увидел в этом угрозу своей власти и обвинил апостола в колдовстве.
По приказу Фульвиана, апостола повели на костер. Однако, пишет Димитрий Ростовский, огонь не причинял вреда Матфею. Тогда Фульвиан приказал подлить в огонь масла, добавить дров, и расставил по краям кострища золотых идолов, но и снова Матфей оказался жив и невредим, а идолы расплавились. В конце концов, Матфей, предал душу Господу, а Фульвиан положил его тело в золотой ковчег и бросил в море со словами:
— Если Тот, Кто сохранил Матфея целым от огня, сохранит его также и от потопления в воде, то воистину Он - Единый Бог, и Ему будем поклоняться, оставив всех богов наших.
Так и случилось. Море вынесло ковчег наружу. Фульвиан раскаялся в своих грехах и принял крещение под именем Матфей. Таково предание о последних днях апостола.
По следам мощей
Долгие годы считалось, что мощи святого евангелиста с I века нашей эры находятся в итальянском городе Салерно. Однако в начале XX века русский исследователь Петр Семенов-Тян-Шанский изучал в Венеции манускрипт с картой мира 14 века, изготовленные в Каталонии. На ней было указано место древнего армянского монастыря на берегу озера Иссык-Куль, на территории современной Киргизии, и было сказано, что там хранятся мощи апостола Матфея. Географ предпринял попытку отыскать этот монастырь, но за долгие века акватория озера расширилась, и монастырь оказался под водой. Исполнить свою миссию Петр Семенов-Тян-Шанский так и не успел.
В 2013 году путешественник Федор Конюхов анонсировал экспедицию к берегам озера Иссык-Куль, чтобы подтвердить или опровергнуть гипотезу о месте нахождения мощей апостола. Параллельно на Иссык-Куле работают группы археологов, но вопрос пока остается открытым.
Интересно, что католическая церковь допускает вероятность нахождения мощей евангелиста в Киргизии. Представители Ватикана не раз высказывались в том духе, что почитание мощей в Салерно — это традиция, однако окончательно утверждать, что это мощи апостола Матфея, нельзя.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости