Новости – Общество
Общество
Нацизм наоборот
Фото: Александр Рюмин / ТАСС
Страх перед обвинениями в шовинизме заставляет российские власти пренебрегать интересами народов, проживающих на территории РФ, в угоду ложной политкорректности
24 марта, 2016 13:00
10 мин
23 марта российский кабмин распорядился направить субъектам РФ субсидии на реализацию программы добровольного переселения соотечественников, проживающих за границей, в размере 200 млн рублей. Финансирование распределено между 59 регионами, участвующими в программе. По мнению чиновников, данный транш «позволит создать условия для приема соотечественников и увеличить трудовой потенциал субъектов Федерации».
Напомним, что Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, была разработана в 2006 году, в ее пилотном запуске в 2007 году приняли участие 12 регионов. За прошедшие годы программой воспользовались, по данным Федеральной миграционной службы, более 370 тысяч человек. Участники программы получают право на компенсацию расходов на переезд в Россию, а также могут претендовать на социальную поддержку со стороны региональных властей — помощь с жильем и работой, а также «подъемные», сумму которых каждый субъект устанавливает самостоятельно. Идея помочь нашим соотечественникам, оказавшимся за границей после скоропостижного развала СССР, безусловно, полезная.
Однако у созданной в 2006 году целевой госпрограммы есть ряд изъянов, нивелирующих ее положительный эффект. Во-первых, переехав, соотечественники не могут свободно перемещаться по РФ, получая право проследовать лишь в конкретный регион, изъявивший согласие принять и разместить новых сограждан. Чаще всего людей приглашают в малонаселенную местность в надежде решить таким образом проблему оттока населения в крупные города, что не очень-то устраивает самих переселенцев.
Вторым изъяном программы является чрезмерно размытое определение «соотечественников», из-за чего государственной поддержкой пользуются зачастую коренные жители сопредельных государств, а не оказавшиеся на их территориях в советский период этнические русские.
«Наше отечество — все человечество»
Российское законодательство относит к «соотечественникам» всех, кто «состоял в гражданстве СССР, проживал в государствах, входящих в состав СССР, получил гражданство этих государств или стал лицом без гражданства». Таким образом, формально претендовать на получение статуса «соотечественника» могут все люди, проживающие в настоящее время на территории бывших советских республик. При этом основной целью программы называется не защита интересов русских, оставшихся в национальных республиках после крушения Советского Союза (где они нередко подвергаются дискриминации по этническому признаку), а «решение демографической проблемы» РФ.
Для представителей МВД и ФМС тот факт, что едва ли не половина пользующихся программой переселения людей не имеют корней на территории РФ, не является секретом.
«Государственная программа по переселению решает демографические вопросы в России и социальные в странах исхода. Она помогает последним избавляться от лиц, которые не смогли реализовать себя в полной мере, что способствует значительному уменьшению социальной напряженности в обществе», — заявил в 2012 году посол России в Таджикистане Юрий Попов. По словам президента фонда «Миграция XXI века», экс-замдиректора ФМС РФ Вячеслава Поставнина, около 50% людей, пользующихся программой, не относятся к этническим русским — чаще всего это азербайджанцы и армяне.
Новый смысл данная программа приобрела в 2014 году, когда в Россию хлынул поток беженцев из охваченного войной Донбасса. В 2014–2015 годах на ее реализацию было выделено 2,5 млрд рублей. При этом государственной поддержкой и льготами могли пользоваться не только пострадавшие от действий киевского режима люди, но и выходцы с Западной Украины, подавшиеся в Россию в поисках более выгодных условий трудоустройства. Впрочем, в августе 2015 года ФМС все же приняла решение сохранить преференции только для беженцев из Донецкой и Луганской областей — для них сохранилось право не выезжать за границу для продления миграционного учета. Все прочие украинские граждане с ноября прошлого года должны подчиняться общим для всех иностранцев нормам миграционного законодательства. Те же украинцы, которые покинули западные области «Незалежной» в результате политических противоречий с новой властью, имеют возможность попросить Россию предоставить им политическое убежище, чтобы не возвращаться на родину, где их могут подвергнуть репрессиям.
Жители юго-востока Украины во время прохождения российско-украинской границы на КПП «Донецк». Фото: Дмитрий Рогулин / ТАСС
«Великорусский шовинизм»
Отвечая на вопрос «Русской планеты» о том, почему понятие этнической принадлежности было исключено из государственной программы, автор данного документа, историк и общественный деятель Модест Колеров отметил, что определение «соотечественник», заложенное в госпрограмме, полностью соответствует нормам федерального законодательства.
«У нас не может действовать этнический принцип определения соотечественников, граждане страны по Конституции равны перед законом вне зависимости от своей национальности. Стоит начать определять "русскость", как выяснится, что у практически всех есть какой-то процент другой крови — это будет означать поражение в правах для 99% всего населения России. Любые попытки определить людей по крови заканчивается апартеидом», — полагает эксперт.
«Только потому, что Муслим Магомаев, человек исключительно высокой русской культуры, благодаря бросившей его матери считается азербайджанцем, он не имел меньше прав жить в Москве, чем мы с вами. И таких примеров миллионы. Если человек русской культуры, то он может интегрироваться здесь. Если нет — он автоматически попадает в гетто, как, например, русские "колбасные" эмигранты в Германии, Израиле и т.д.», — подчеркнул Колеров.
Впрочем, не следует забывать также и о том, что приведенный в пример Муслим Магомаев родился в советскую эпоху, когда Азербайджан входил в состав единого с Россией государства — СССР. В настоящее время Азербайджан является абсолютно самостоятельным государством, провозгласившим собственную независимость. Чем он в таком случае принципиально отличается от стран дальнего зарубежья, среди которых есть немало государств, проводящих гораздо более дружественную политику по отношению к РФ, нежели Баку? И нужны ли нам «гетто» из плохо прижившихся в России приезжих, о которых упомянул уважаемый эксперт?
В России нередко критикуют Европу за политику мультикультурализма и толерантности, приобретшей абсурдные формы — когда меньшинство начинает не просто пользоваться равными возможностями, но даже требует для себя привилегий, спекулируя своей уязвимостью. Конечно, нам до подобных девиаций пока далеко, однако российское государство обладает собственными негативными «традициями»: прежде всего, это некая необъяснимая застенчивость, когда речь заходит о русском этносе. Борьба с «великодержавным шовинизмом» — понятием, изобретенным в либеральных кругах конца XIX и начала XX века и активно растиражированным большевиками, — зашла в советской империи слишком далеко. Парадокс, но именно русские ученые-этнографы во многом помогли оформиться многим нациям, проживавшим на территории СССР. Советской наукой велось активное исследование и популяризация национальных наречий, культивировались народные традиции, в каждой республике были открыты собственные академии наук. Эта кипучая работа велась ради борьбы с национализмом — большевистские вожди верили в то, что националистические движения в республиках являются исключительно ответом местных народов на «великорусский шовинизм». По мнению многих экспертов, именно взращенные Москвой на территории национальных республик интеллектуальные элиты, преисполненные чувством национальной гордости — отчасти искусственно сконструированной, стали ядром распространения сепаратистских, антисоветских настроений.
Кстати, примерно об этом говорил российский президент во время своего выступления на совете по науке и образованию. «Там много было мыслей таких: автономизация и так далее. Заложили атомную бомбу под здание, которое называется Россией, она и рванула потом. И мировая революция нам не нужна была», — заявил Владимир Путин в январе 2016 года.
К сожалению, данная политика проводится российскими властями и в наши дни. Само слово «русский» воспринимается государственными органами с большой опаской — чаще всего название титульной нации заменяют аморфным «россияне» или «русскоязычные», хотя к последней категории может относиться любой человек, выучивший русский язык. Почему-то сложилось мнение, что наделение русского этноса субъектностью — первый шаг к нацизму, «великорусскому шовинизму». Это не так: уважение к другим народам, их культуре и самобытности не противоречит уважению к собственным традициям.
Определение «соотечественника», существующее в российском законодательстве, стыдливо обходит «национальный» вопрос стороной, относя к соотечественникам фактически все население бывших советских территорий.
С одной стороны, в национальных республиках жизнь очень непростая: после разрушения СССР экономики новоявленных стран покатились почти повсеместно под откос и до сих пор пребывают в весьма плачевном состоянии. Но может ли (и должна ли) Россия оказывать помощь всем нуждающимся? Ведь у этнических таджиков, узбеков, азербайджанцев, украинцев и так далее есть собственные государства, полученные в результате «парада суверенитетов» в начале 90-х годов.
При этом у русских, татар, бурятов, чеченцев и других этносов РФ нет другого дома, кроме Российской Федерации. Может быть, именно этот принцип должен лежать в основе правового определения слова «соотечественник»? Что же касается представителей народов, уже имеющих собственные суверенные государства, они всегда могут приехать в Россию и пройти необходимые процедуры для получения российского гражданства, пусть это и займет больше времени — ничего дискриминационного в подобной практике нет.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости