Общество
Сегодня
Политика
Происшествия
Люди
Экономика
Следствие
Бизнес
Культура
Наука и медицина
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Поддержать проект
Вопрос-Ответ
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
В России признаны экстремистскими и запрещены организации «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля». Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», Общественное движение «Штабы Навального».
НКО, выполняющие функции иностранного агента: Некоммерческая организация «Фонд по борьбе с коррупцией», Межрегиональный профессиональный союз работников здравоохранения "Альянс врачей", Автономная некоммерческая организация «Центр по работе с проблемой насилия «НАСИЛИЮ.НЕТ», Программно-целевой Благотворительный Фонд "СВЕЧА", Красноярская региональная общественная организация "Мы против СПИДа", Некоммерческая организация "Фонд защиты прав граждан", Автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг "Акцент", Межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов "Открытый Петербург", Санкт-Петербургский благотворительный фонд "Гуманитарное действие", Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан "Феникс ПЛЮС", Фонд содействия правовому просвещению населения "Лига Избирателей", Некоммерческая Организация Фонд "Правовая инициатива", Некоммерческая организация Фонд "Общественный фонд социального развития "Генезис", Автономная некоммерческая организация информационных и правовых услуг "Гражданская инициатива против экологической преступности", Некоммерческая организация "Фонд борьбы с коррупцией", Пензенский региональный общественный благотворительный фонд "Гражданский Союз", Ингушское республиканское отделение общероссийской общественной организации "Российский Красный Крест", Общественная организация "Саратовский областной еврейский благотворительный Центр "Хасдей Ерушалаим" (Милосердие), Частное учреждение "Центр поддержки и содействия развитию средств массовой информации", Региональная общественная организация содействия соблюдению прав человека "Горячая Линия", Фонд "В защиту прав заключенных", Автономная некоммерческая организация "Институт глобализации и социальных движений", Автономная некоммерческая организация противодействия эпидемии вич/спида и охраны здоровья социально-уязвимых групп населения "Центр социально-информационных инициатив Действие", Челябинское региональное диабетическое общественное движение "ВМЕСТЕ", Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан, Благотворительный фонд помощи осужденным и их семьям, Городской благотворительный фонд "Фонд Тольятти", Свердловский региональный общественный фонд социальных проектов "Новое время", Фонд содействия устойчивому развитию "Серебряная тайга", Фонд содействия развитию массовых коммуникаций и правовому просвещению "Так-Так-Так", Региональная общественная организация содействия просвещению граждан "Информационно-аналитический центр "Сова", Региональная общественная организация помощи женщинам и детям, находящимся в кризисной ситуации "Информационно-методический центр" Анна", Автономная некоммерческая организация социальной поддержки населения "Проект Апрель", Региональный благотворительный фонд "Самарская губерния", Свердловский областной общественный фонд "Эра здоровья", Международная общественная организация "Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество "Мемориал", Автономная Некоммерческая Организация "Аналитический Центр Юрия Левады", Автономная некоммерческая организация "Издательство "Парк Гагарина", Фонд содействия защите здоровья и социальной справедливости имени Андрея Рылькова, Благотворительный фонд социально-правовой помощи "Сфера", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности "Уральская правозащитная группа", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности - женское общественное объединение "Женщины Евразии", Омская региональная общественная организация "Центр охраны здоровья и социальной защиты "СИБАЛЬТ", Городская общественная организация "Рязанское историко-просветительское и правозащитное общество "Мемориал" (Рязанский Мемориал), Городская общественная организация "Екатеринбургское общество "МЕМОРИАЛ", Автономная некоммерческая организация "Институт прав человека", Некоммерческая организация "Фонд защиты гласности", Региональное общественное учреждение научно-информационный центр "МЕМОРИАЛ", Союз общественных объединений "Российский исследовательский центр по правам человека", Автономная некоммерческая организация "Дальневосточный центр развития гражданских инициатив и социального партнерства", Общественная организация "Пермский региональный правозащитный центр", Фонд "Гражданское действие", Межрегиональный общественный фонд содействия развитию гражданского общества "ГОЛОС-Урал", Автономная некоммерческая организация "Центр независимых социологических исследований", Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) специалистов "АКАДЕМИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА", Свердловская региональная общественная организация "Сутяжник", Межрегиональная благотворительная общественная организация "Центр развития некоммерческих организаций", "Частное учреждение в Калининграде по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров северных стран", Региональная общественная благотворительная организация помощи беженцам и мигрантам "Гражданское содействие", Автономная некоммерческая организация "Центр антикоррупционных исследований и инициатив "Трансперенси Интернешнл-Р", Региональный Фонд "Центр Защиты Прав Средств Массовой Информации", Некоммерческое партнерство "Институт развития прессы - Сибирь", "Частное учреждение в Санкт-Петербурге по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров Северных Стран", Межрегиональная общественная организация Информационно-просветительский центр "Мемориал", Межрегиональная общественная правозащитная организация "Человек и Закон", Фонд поддержки свободы прессы, Санкт-Петербургская общественная правозащитная организация "Гражданский контроль", Калининградская региональная общественная организация "Правозащитный центр", Региональная общественная организация "Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова", Некоммерческое партнерство "Институт региональной прессы", Частное учреждение "Информационное агентство МЕМО. РУ", Фонд "Институт Развития Свободы Информации", Калининградская региональная общественная организация "Экозащита!-Женсовет", Фонд содействия защите прав и свобод граждан "Общественный вердикт", Межрегиональная общественная организация Правозащитный Центр "Мемориал", Евразийская антимонопольная ассоциация.
Иностранные СМИ, выполняющие функции иностранного агента: "Голос Америки", "Idel.Реалии", Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Телеканал Настоящее Время, Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi), Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC), "Сибирь.Реалии", "Фактограф", "Север.Реалии", Общество с ограниченной ответственностью "Радио Свободная Европа/Радио Свобода", Чешское информационное агентство "MEDIUM-ORIENT", Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна, Юридическое лицо, зарегистрированное в Латвийской Республике, SIA «Medusa Project» (регистрационный номер 40103797863, дата регистрации 10.06.2014), Общество с ограниченной ответственностью «Первое антикоррупционное СМИ», Юридическое лицо, зарегистрированное в Королевстве Нидерландов, Stichting 2 Oktober (регистрационный номер № 69126968), являющееся администратором доменного имени интернет-ресурса «VTimes.io».
Лента новостей
Лента новостей
Новости – Общество
Русская планета

«Наша высшая школа до сих пор остается антирелигиозной»

Фото: Роман Плюта в Екатеринодарском епархиальном управлении. Фото: Алина Десятниченко / «Русская планета»

Руководитель общественной организации «Православный союз» — о том, кого называют «православными активистами» и какие цели они преследуют

Алина Десятниченко
31 марта, 2015 14:11
10 мин
Роман Плюта — председатель Краснодарской краевой общественной организации содействия строительству и содержанию объектов культурного, культового и природоохранного значения «Соработничество», учрежденной при Екатеринодарской и Кубанской епархии; руководитель общественной организации «Православный союз» и один из инициаторов создания движения «За веру, Кубань и Отечество!».
— Считаете ли вы себя православным активистом?
— Мне не нравится понятие «православный активист».
— Почему?
— При этих словах в последнее время возникает устойчивый образ некоего провокатора, который занимается «активизмом» ради самого «активизма», не обращая внимания на простейшие нормы общественной морали, лишь бы о нем хоть кто-нибудь написал. Для этого он готов бросаться на людей, устраивать скандалы и провокации. Или предлагает запретить преподавать в школах теорию эволюции, как Милонов. Все это пугает и удручает.
Когда говорят «гражданский активист», становится понятно: это человек с активной гражданской позицией. За этим словосочетанием образ человека, активно отстаивающего свои убеждения в СМИ, соцсетях, на улицах, в публичных акциях. При этом не уточняется, что это за убеждения — «гражданский активист» может быть патриотом, ультралибералом, националистом и кем угодно. Так же и «православный активист». Что он отстаивает своим «активизмом»? Православие? Не факт. Поэтому я предпочитаю словосочетание «православный общественник» или просто православный — понятно, что человек относит себя к православию и ведет общественную деятельность. А вот какую именно, насколько она близка к православию, христианству, сектантству — это будет уже совсем другой вопрос со своими ответами.
Екатеринодарское епархиальное управление, архимандрит Трифон (Плотников) и Роман согласовывают проект строительства нового храма Петра и Февронии. Фото: Алина Десятниченко / «Русская планета»
— Не противоречит ли это христианским ценностям?
— Скорее, наоборот. Бездействие и молчание христианина в отношении зла и неправды противоречит Христу и христианству. «Кто смотрит на зло без отвращения, тот скоро будет смотреть на него с удовольствием», — говорил христианский святой Василий Великий. Если мы не будем отстаивать моральные и нравственные убеждения и не следовать им — какой смысл тогда в нас самих? «Вера, если не имеет дел, мертва сама по себе», — говорит апостол.
— Когда и почему вы решили этим заняться?
— Активной общественной работой я занимаюсь со студенческих лет, был председателем студенческого профкома своего вуза. С 90-х годов я примыкал к любой организации, отстаивавшей традиционные моральные и нравственные ценности. Ведь еще совсем недавно у нас была государственная установка на либеральные ценности. А большинство чиновничьей, журналистской, партийной номенклатуры современной России корнями произошло из советской культуры, и отношение к религии было, да и сейчас еще у многих сохранилось, как к чему-то странному, непонятному, даже ущербному. Поэтому, когда я в 2009 году впервые подал заявку на проведение православной публичной акции на одной из центральных площадей Краснодара, меня пригласили в высокий кабинет и более двух часов пытались понять: что за такие православные, чего хотят и почему им в храме за забором не сидится? В итоге акцию запретили. Вполне нейтральную акцию, кстати, таких акций мы в последующие годы не один десяток в городе провели: пропагандировали традиционные духовно-нравственные ценности, рассказывая о наших русских православных святых, об их подвигах.
В храме-часовне Александра Невского. Фото: Алина Десятниченко / «Русская планета»
Свое первое обращение в Генеральную прокуратуру РФ в отношении «Новой газеты» я тоже написал в 2009 году. У них тогда вышел заглавным очень резкий материал, унижающий православных, уничижавший Христа — в очень агрессивных выражениях. Апеллировать тогда приходилось к Конституции РФ — нынешнего пула законодательства о защите чувств верующих еще не было. Пара месяцев переписки, и, к чести Генпрокуратуры, больше подобных материалов я в «Новой» не видел. В других газетах, кстати, тоже.
— Выступал ли кто-то с подобными идеями до вас в Краснодарском крае и вообще в России, сотрудничаете ли вы с коллегами из других городов?
— У нас были протестные заявления в отношении показа по ТВ фильма «Последнее искушение Христа», насколько я помню. И сопротивление отдельных групп верующих введению ИНН. Больше ничего этакого не припоминается. Мы взаимодействуем с активистами из других регионов, но сотрудничество началось не так давно, с апреля 2014-го, с тура антихристианской группы Behemoth. Мы тогда написали заявления в Генпрокуратуру и СК РФ. Полиция, ознакомившись с нашим анализом текстов, согласилась с позицией православных.
Затем мы очень активно взаимодействовали и по отмене концерта Мерлина Мэнсона, тура группы Cannibal Corpse, и по другим вопросам. Кстати, на основе наших материалов в Уфе признали тексты группы Cannibal Corpse экстремистскими. По материалам в отношении анатомическо-порнографической выставки «Тайны тела» ко мне обратились даже из Белоруссии — я также предоставил необходимые формы обращений. В феврале 2014 года мы добились поднятия возрастного ценза для посетителей данной выставки до «18+».
Клирос Свято-Екатерининского Кафедрального собора. Фото: Алина Десятниченко / «Русская планета»
— Вы читаете лекции по православной культуре в вузах Кубани. Это лично ваша инициатива?
— Это не совсем лекции, просто встречи со студентами. Да, это моя личная инициатива, меня об этом никто не просит и ничего за это не платит. Я считаю это прекрасной возможностью рассказать ребятам об истинной картине мира, о настоящей истории России. Я помню, как мне не хватало этого самому, когда я был студентом. Ведь наша высшая школа до сих пор остается антирелигиозной — еще с советских времен.
— Есть ли уже результаты?
— Результатом является уже сам факт подобных диалогов, выставки книг, которые мы привозим. Мы ведь ничего не навязываем, никого не агитируем. Просто говорим об истоках русской культуры, духовности, о духе, о нравственности. Кроме этого у нас уже несколько лет существует традиция с Кубанским государственным университетом — осенью мы приглашаем историков младших курсов на экскурсию в Закубанский мужской монастырь. Там ребята знакомятся с жизнью русского монастыря, обедают в трапезной, настоятель проводит экскурсию по территории монастыря и музею. Там, в горах Адыгеи, до сих пор сохранились остовы православных храмов — ведь многие народы Кавказа, сегодня считающие себя мусульманами, несколько веков назад были христианами.
— Должна ли светская власть активно защищать чувства верующих?
— Светская власть должна защищать всех своих граждан, на то она и власть. И тут речь не столько о «чувствах верующих», сколько о межнациональном и межрелигиозном спокойствии и согласии. Может ли одна группа граждан нападать на других? Нет, конечно, не должно быть такого. Грабежи, убийства, теракты — все это в государстве под запретом. А может ли одна группа граждан провоцировать других? Нет, конечно, это неправильно. И религиозные убеждения тут являются наиболее горячим материалом. Никому не нужны конфликты по типу «Шарли Эбдо».
— Нуждается ли Церковь в реформах?
— Смотря что вы понимаете под реформой. Изменить язык богослужения — ни в коем случае. Церковь сохранила в своем уставе язык наших предков. Потеряем его — потеряем связь с прошлым. В православных храмах лежат наши русские цари и князья. Зная церковнославянский, я подхожу и читаю надписи на этих могилах — и XII, и иных веков. Беру и читаю Ипатьевскую, Лаврентьевскую летописи в подлиннике. А вот сделать более точный современный перевод Нового Завета — да, давно назрела такая необходимость. Сделать новый шаг в церковной архитектуре — да, было бы здорово, чтобы современная эпоха тоже оставила свой православный архитектурный след.
— А почему только Новый Завет?
— Это я просто по привычке! У нас очень часто говорят обезличено: Библия то, Библия сё. Поэтому я всегда в различных дискуссиях уточняю: Новый Завет. Ведь в его Евангелиях изложена история служения Христа, описаны деяния апостолов. И дискутировать о христианстве, об учении Христа возможно именно в рамках Нового Завета. При этом Ветхий Завет имеет и культурное, и историческое значение. И новый русский перевод, уточненный на основе множества современных научных фактов и открытий ученых-библеистов, требуется, безусловно, для всех книг Библии — и для Ветхого, и для Нового Заветов.
— А что по поводу образа среди молодого поколения? Стоит ли Церкви пересмотреть свои требования к прихожанам с учетом изменившихся за эти века норм поведения и морали?
— Если Церковь пересмотрит свое отношение к нормам морали, какой тогда смысл в самой Церкви? Нет, конечно. Нормы морали и нравственности не меняются никогда — они таковыми были и останутся. А современное «новое» состояние общества — это безнравственность и отсутствие морали. Сегодня в церковь приходит очень много молодежи, уставшей от порока и бездуховности, при храмах создаются молодежные центры. Зайдите в Свято-Екатерининский кафедральный собор Краснодара, посмотрите, сколько молодежи на воскресных службах, на встречах «молодежки». Так что Церкви абсолютно нет смысла меняться, изменять себе — она сегодня тот самый спасительный маяк в бушующем море. И для молодого, и для старого.
А вот вести информационную войну с понятием «новой морали», которая есть отсутствие таковой — да, мы просто обязаны. В том числе и с негативным образом Церкви, православия, который усиленно насаждается. А также с пороками и грехами в самой церкви и среди христиан, считающими себя таковыми — да, должны. Ведь церковь — это не какой-то застывший институт. Она состоит из обычных людей, которые пришли туда, чтобы становиться лучше, совершенствоваться. Да, каждый христианин в итоге должен стать святым, но это длинный путь.
Поделиться
ТЕГИ
поддержать проект
Для поднятия хорошего настроения, вы можете угостить наших редакторов чашечкой кофе
Маленькая чашка кофе
cup
200 ₽
Средняя чашка кофе
cup
300 ₽
Большая чашка кофе
cup
500 ₽
Большая чашка кофе и что-то вкусное
cup
900 ₽
Нажимая на кнопку «Поддержать», я принимаю пользовательское соглашение, политику конфиденциальности и подтверждаю свое гражданство РФ
Кто может поддержать проект?
Поддержать проект могут только граждане России. Поддержка осуществляется только в рублях. В соответствии с требованием закона.
10 мин
Лень сёрфить новости? Подпишись и БУДЬ В КУРСЕ