Общество
Лента новостей
Лента новостей
Сегодня
Политика
Общество
Бизнес
Культура
Сделано Русскими
Личные связи
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Запрещенные организации
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
Новости Общество
Русская планета
Общество

Народ просит лобстеров?

Чиновники слишком своеобразно понимают нужды страны и граждан

Виктор Мартынюк
25 января, 2016 10:00
6 мин

Фото: Владимир Рябчиков/ТАСС

Инновационные межкомнатные двери, катера-вездеходы на воздушной подушке и, наконец, морские деликатесы для ценителей — именно этого так не хватает сегодня российским гражданам, и именно те предприниматели, что готовы нас баловать подобной продукцией, достойны щедрых государственных грантов.
Вышесказанное не издевательство и даже не вполне ирония — это зафиксированный факт. Именно на поддержку производителей узкосегментированной продукции, ориентированной на высокодоходного потребителя, был практически полностью расходован в 2015 году антикризисный резерв. Об этом свидетельствуют результаты проведенной Счетной палатой проверки федерального государственного бюджетного учреждения «Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере».
Данное учреждение в прошлом году получило из федерального бюджета в общей сложности 8,5 млрд рублей в рамках реализации утвержденного правительством антикризисного плана. Согласно ему, деньги в виде грантов и субсидий должны были получить предприниматели для развития малых инновационных предприятий. И формально фонд поставленную задачу выполнил — адресатам миллионных траншей действительно было чем порадовать российского потребителя. Но вот только какого?
Как следует из отчета СП, без малого 15 миллионов бюджетных рублей в виде гранта получило одно из предприятий на проведение научно-исследовательской и опытно-конструкторской работы по созданию всего лишь опытного образца «катера-аэробота» для частного использования.
Что интересно, получатель гранта в заявке совершенно честно указал, что анонсированные им работы касаются производства товара для высокообеспеченных потребителей и что предназначена инновационная разработка в первую очередь для отдыха и развлечений. Возможно, однако, благодетелей сбили с толку предполагаемые заказчики продукта, среди которых указывались, в частности, «Газпром» и нефтяные компании. Но вряд ли необходим титанический мыслительный труд, чтобы разобраться: катер-вездеход — не самый необходимый производственный актив для нефтегазодобычи.
Но если в случае с чудесным плавсредством еще можно было бы понять и даже простить глупость ответственных распределителей бюджетного куска, то выявленный аудиторами факт спонсирования производства опять же «инновационных» межкомнатных дверей — уже явный перебор, тем более что грантополучатель опять же честно указал, что потребителями его продукции должны будут стать объекты коммерческой недвижимости со столь же «инновационными» решениями в интерьере.
А 12 миллионов и 150 тысяч рублей фонд выделил компании, которая в своем бизнес-плане в качестве объекта применения указанных средств заявила разведение лобстеров с омарами, потребителями коих опять же стали бы те, кто в состоянии позволить себе эти деликатесы. Вероятно, в порядке утешения за отказ от привозных хамона и камамбера.
Аудиторы смотрели на эти случаи невообразимой щедрости, а их набралось еще немало, и лишь диву давались: вот как, оказывается, с кризисом следует бороться. Вот оно какое — импортозамещение. Но шутки шутками, а в нынешних условиях, когда впору хорошенько затягивать пояса и уж точно недосуг злить широкого потребителя, отнестись к «недоразумению» пришлось серьезно. И глава Счетной палаты Татьяна Голикова через прессу пожурила оскандалившихся чиновников, отметив, что их выбор ей «представляется необоснованным».
Вот только денег, уже выделенных на дорогие безделушки, не вернуть, да и расщедрившихся благодетелей не привлечь. Сказано же было деньги давать на инновационные разработки и внедрения, не было ведь никаких уточнений, что стране нужна инновационная сельхозтехника, новейшее производственное оборудование, передовые медицинские разработки. Ну вот и действовали чиновники фонда сообразно собственным представлениям о том, что стране необходимо позарез в рамках преодоления кризиса.
Стоило ли ожидать иного в условиях фактического отказа государства от не самой плохой, как теперь представляется, политики протекционизма, когда речь должна идти о деятельной помощи тем бизнесменам, что искренне хотели бы создавать современные и эффективные производства? Такие бизнесмены есть, о необходимости их поддержки поочередно говорят президент и премьер. Но вот «под козырек» берут чиновники, и миллионы бюджетных рублей получают производители «люкса».
«Думаю, что тут мы, скорее, имеем дело все же с халатностью, а не с какими-то явными злоупотреблениями, — предположил в беседе с "Русской планетой" политолог, руководитель Центра политологических исследований Финансового университета при Правительстве РФ Павел Салин. — Те, кто непосредственно распределял средства на эти безделушки, вероятно, изначально предполагали, что какая-то часть бюджетных средств окажется направлена не по адресу. Но их начальники, очевидно, мыслили слишком "стратегически" и, как часто бывает в таких случаях, просто не утруждали себя проработкой всех мелочей».
Застряв в своих «нулевых» (благо оклады и соцпакеты позволяют), эти сидящие на распределении бюджетов доморощенные «стратеги», видимо, всерьез полагают, что и сегодня любую проблему можно буквально залить деньгами, а после отчитаться о выполнении задачи. Насколько сильна эта порочная инерция, можно лишь гадать: к сытым временам быстро привыкаешь, и разум не желает перестраиваться сообразно новым реалиям.
И бороться с этой понятной, но от того не менее преступной слабостью можно лишь проявлением некоторой административной воли — жесткой, но необходимой. Борьбу эту можно условно разделить на тактическую и стратегическую составляющие: четко прописывать критерии распределения бюджетных средств, не допуская вольностей в трактовках (на инкубаторы или трактора — значит именно на таковые, а не на «инновации» непонятного назначения).
А также — и это уже стратегическая задача — изменение самого менталитета наших элит, привитие им нехитрой мысли, что сегодняшняя ситуация диктует необходимость ответственно подходить к распределению каждой копейки, необходимость ориентироваться не на красивое изложение «бизнес-планов», а на реальность, с которой в каждодневном режиме сталкиваются граждане, не интересующиеся ни чудо-катерами, ни волшебной мебелью.
темы
6 мин