Люди
Сегодня
Политика
Происшествия
Люди
Экономика
Следствие
Бизнес
Культура
Наука и медицина
Недвижимость
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Поддержать проект
Вопрос-Ответ
Financial Assets
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
В России признаны экстремистскими и запрещены организации «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля». Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», Общественное движение «Штабы Навального», интернет-издание «Спутник и погром», компания Meta Platforms. Inc.
НКО, выполняющие функции иностранного агента: Некоммерческая организация «Фонд по борьбе с коррупцией», Межрегиональный профессиональный союз работников здравоохранения "Альянс врачей", Автономная некоммерческая организация «Центр по работе с проблемой насилия «НАСИЛИЮ.НЕТ», Программно-целевой Благотворительный Фонд "СВЕЧА", Красноярская региональная общественная организация "Мы против СПИДа", Некоммерческая организация "Фонд защиты прав граждан", Автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг "Акцент", Межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов "Открытый Петербург", Санкт-Петербургский благотворительный фонд "Гуманитарное действие", Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан "Феникс ПЛЮС", Фонд содействия правовому просвещению населения "Лига Избирателей", Некоммерческая Организация Фонд "Правовая инициатива", Некоммерческая организация Фонд "Общественный фонд социального развития "Генезис", Автономная некоммерческая организация информационных и правовых услуг "Гражданская инициатива против экологической преступности", Некоммерческая организация "Фонд борьбы с коррупцией", Пензенский региональный общественный благотворительный фонд "Гражданский Союз", Ингушское республиканское отделение общероссийской общественной организации "Российский Красный Крест", Общественная организация "Саратовский областной еврейский благотворительный Центр "Хасдей Ерушалаим" (Милосердие), Частное учреждение "Центр поддержки и содействия развитию средств массовой информации", Региональная общественная организация содействия соблюдению прав человека "Горячая Линия", Фонд "В защиту прав заключенных", Автономная некоммерческая организация "Институт глобализации и социальных движений", Автономная некоммерческая организация противодействия эпидемии вич/спида и охраны здоровья социально-уязвимых групп населения "Центр социально-информационных инициатив Действие", Челябинское региональное диабетическое общественное движение "ВМЕСТЕ", Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан, Благотворительный фонд помощи осужденным и их семьям, Городской благотворительный фонд "Фонд Тольятти", Свердловский региональный общественный фонд социальных проектов "Новое время", Фонд содействия устойчивому развитию "Серебряная тайга", Фонд содействия развитию массовых коммуникаций и правовому просвещению "Так-Так-Так", Региональная общественная организация содействия просвещению граждан "Информационно-аналитический центр "Сова", Региональная общественная организация помощи женщинам и детям, находящимся в кризисной ситуации "Информационно-методический центр" Анна", Автономная некоммерческая организация социальной поддержки населения "Проект Апрель", Региональный благотворительный фонд "Самарская губерния", Свердловский областной общественный фонд "Эра здоровья", Международная общественная организация "Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество "Мемориал", Автономная Некоммерческая Организация "Аналитический Центр Юрия Левады", Автономная некоммерческая организация "Издательство "Парк Гагарина", Фонд содействия защите здоровья и социальной справедливости имени Андрея Рылькова, Благотворительный фонд социально-правовой помощи "Сфера", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности "Уральская правозащитная группа", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности - женское общественное объединение "Женщины Евразии", Омская региональная общественная организация "Центр охраны здоровья и социальной защиты "СИБАЛЬТ", Городская общественная организация "Рязанское историко-просветительское и правозащитное общество "Мемориал" (Рязанский Мемориал), Городская общественная организация "Екатеринбургское общество "МЕМОРИАЛ", Автономная некоммерческая организация "Институт прав человека", Некоммерческая организация "Фонд защиты гласности", Региональное общественное учреждение научно-информационный центр "МЕМОРИАЛ", Союз общественных объединений "Российский исследовательский центр по правам человека", Автономная некоммерческая организация "Дальневосточный центр развития гражданских инициатив и социального партнерства", Общественная организация "Пермский региональный правозащитный центр", Фонд "Гражданское действие", Межрегиональный общественный фонд содействия развитию гражданского общества "ГОЛОС-Урал", Автономная некоммерческая организация "Центр независимых социологических исследований", Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) специалистов "АКАДЕМИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА", Свердловская региональная общественная организация "Сутяжник", Межрегиональная благотворительная общественная организация "Центр развития некоммерческих организаций", "Частное учреждение в Калининграде по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров северных стран", Региональная общественная благотворительная организация помощи беженцам и мигрантам "Гражданское содействие", Автономная некоммерческая организация "Центр антикоррупционных исследований и инициатив "Трансперенси Интернешнл-Р", Региональный Фонд "Центр Защиты Прав Средств Массовой Информации", Некоммерческое партнерство "Институт развития прессы - Сибирь", "Частное учреждение в Санкт-Петербурге по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров Северных Стран", Межрегиональная общественная организация Информационно-просветительский центр "Мемориал", Межрегиональная общественная правозащитная организация "Человек и Закон", Фонд поддержки свободы прессы, Санкт-Петербургская общественная правозащитная организация "Гражданский контроль", Калининградская региональная общественная организация "Правозащитный центр", Региональная общественная организация "Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова", Некоммерческое партнерство "Институт региональной прессы", Частное учреждение "Информационное агентство МЕМО. РУ", Фонд "Институт Развития Свободы Информации", Калининградская региональная общественная организация "Экозащита!-Женсовет", Фонд содействия защите прав и свобод граждан "Общественный вердикт", Межрегиональная общественная организация Правозащитный Центр "Мемориал", Евразийская антимонопольная ассоциация.
Иностранные СМИ, выполняющие функции иностранного агента: "Голос Америки", "Idel.Реалии", Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Телеканал Настоящее Время, Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi), Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC), "Сибирь.Реалии", "Фактограф", "Север.Реалии", Общество с ограниченной ответственностью "Радио Свободная Европа/Радио Свобода", Чешское информационное агентство "MEDIUM-ORIENT", Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна, Юридическое лицо, зарегистрированное в Латвийской Республике, SIA «Medusa Project» (регистрационный номер 40103797863, дата регистрации 10.06.2014), Общество с ограниченной ответственностью «Первое антикоррупционное СМИ», Юридическое лицо, зарегистрированное в Королевстве Нидерландов, Stichting 2 Oktober (регистрационный номер № 69126968), являющееся администратором доменного имени интернет-ресурса «VTimes.io», Баданин Роман Сергеевич, Гликин Максим Александрович, Маняхин Петр Борисович, Ярош Юлия Петровна, Чуракова Ольга Владимировна, Железнова Мария Михайловна, Лукьянова Юлия Сергеевна, Маетная Елизавета Витальевна, Юридическое лицо «The Insider SIA», зарегистрированное в Риге, Латвийская Республика (дата регистрации 26.06.2015), являющееся администратором доменного имени интернет-издания «The Insider», https://theins.ru, Рубин Михаил Аркадьевич, Гройсман Софья Романовна, Рождественский Илья Дмитриевич, Апухтина Юлия Владимировна, Постернак Алексей Евгеньевич, Общество с ограниченной ответственностью Телеканал Дождь, Петров Степан Юрьевич, Юридическое лицо Istories fonds, зарегистрированное в Латвийской Республике (регистрационный номер 50008295751, дата регистрации 24.02.2020), Шмагун Олеся Валентиновна, Мароховская Алеся Алексеевна, Долинина Ирина Николаевна, Шлейнов Роман Юрьевич, Анин Роман Александрович, Великовский Дмитрий Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «Альтаир 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Ромашки монолит», Общество с ограниченной ответственностью «Главный редактор 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Вега 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Важные иноагенты», Каткова Вероника Вячеславовна, Карезина Инна Павловна, Кузьмина Людмила Гавриловна, Костылева Полина Владимировна, Лютов Александр Иванович, Жилкин Владимир Владимирович, Жилинский Владимир Александрович, Тихонов Михаил Сергеевич, Пискунов Сергей Евгеньевич, Ковин Виталий Сергеевич, Кильтау Екатерина Викторовна, Любарев Аркадий Ефимович, Гурман Юрий Альбертович, Грезев Александр Викторович, Важенков Артем Валерьевич, Иванова София Юрьевна, Пигалкин Илья Валерьевич, Петров Алексей Викторович, Егоров Владимир Владимирович, Гусев Андрей Юрьевич, Смирнов Сергей Сергеевич, Верзилов Петр Юрьевич, Общество с ограниченной ответственностью «ЗП», Общество с ограниченной ответственностью «Зона права», Общество с ограниченной ответственностью «ЖУРНАЛИСТ-ИНОСТРАННЫЙ АГЕНТ», Вольтская Татьяна Анатольевна, Клепиковская Екатерина Дмитриевна, Сотников Даниил Владимирович, Захаров Андрей Вячеславович, Симонов Евгений Алексеевич, Сурначева Елизавета Дмитриевна, Соловьева Елена Анатольевна, Арапова Галина Юрьевна, Перл Роман Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «МЕМО», Американская компания «Mason G.E.S. Anonymous Foundation» (США), являющаяся владельцем интернет-издания https://mnews.world/, Компания «Stichting Bellingcat», зарегистрированная в Нидерландах (дата регистрации 11.07.2018), Автономная некоммерческая организация по защите прав человека и информированию населения «Якутия – Наше Мнение», Общество с ограниченной ответственностью «Москоу диджитал медиа», Акционерное общество «РС-Балт», Заговора Максим Александрович, Ветошкина Валерия Валерьевна, Павлов Иван Юрьевич, Скворцова Елена Сергеевна, Оленичев Максим Владимирович, Общество с ограниченной ответственностью «Как бы инагент», Кочетков Игорь Викторович, Фонд развития книжной культуры «Иркутский союз библиофилов», Общество с ограниченной ответственностью «Честные выборы», Общество с ограниченной ответственностью «Нобелевский призыв», Еланчик Олег Александрович, Григорьева Алина Александровна, Григорьев Андрей Валерьевич, Гималова Регина Эмилевна, Хисамова Регина Фаритовна.
Лента новостей
Лента новостей
Новости – Люди
Русская планета

О национальной идентичности в послевоенной Германии

Ворота концлагеря Аушвиц. Фото: Stanislaw Mucha / AP

Немецкие интеллектуалы предлагали ликвидировать национальное государство, чтобы преодолеть тоталитарное прошлое 

26 декабря, 2013 05:08
5 мин
В издательстве «Новое литературное обозрение» вышел сборник докладов, представленных на XIX Международном симпозиуме «Пути России», который прошел в марте 2012 года. Цель симпозиума – релевантное описание действительности. Для этого не подходят классические определения модернизма, и поэтому авторы ставят перед собой задачу поиска новых объяснительных категорий в таких сферах, как регионализм, федерализм, гендерная политика и этнополитические процессы.
«Русская планета» с разрешения издательства «Новое литературное обозрение» и автора публикует фрагмент статьи Евгении Лёзиной «К проблеме национальной идентичности» из сборника «Пути России. Новые языки социального описания».
Вопрос о том, должна ли стадия национального строительства непременно предшествовать наднациональной интеграции, или же эти процессы могут проходить одновременно, является довольно спорным. Скорее всего, ориентация на вхождение в наднациональную европейскую общность и воля к строительству демократического государства тесно взаимосвязаны. По крайней мере, опыт восточноевропейских стран свидетельствует, что процессы национального строительства, с одной стороны, и интеграционные процессы, с другой, вполне могут совпадать по времени. В более широком европейском контексте интенция достижения наднациональной интеграции явилась предельным выражением воли к демократизации, универсализации, вхождению в единое ценностное сообщество, именуемое «западной цивилизацией». Наиболее яркий пример — послевоенная Федеративная Республика Германия, одной из первых продемонстрировавшая стремление к интеграции и сыгравшая ключевую роль в объединении Европы.
Хотя после окончания Второй мировой войны тема национализма существенно утратила в Германии былую значимость, споры о национальной идентичности продолжались здесь долгие годы и не утихают по сей день. Принципиально важно, что суть и содержание полемики вокруг проблемы национального самоопределения в западногерманском контексте были связаны с осмыслением национальной истории, прежде всего истории Третьего рейха и Холокоста.
Если находившиеся первые два послевоенных десятилетия у власти в ФРГ немецкие консервативные элиты, политически представленные в первую очередь блоком Христианско-демократического союза/Христианско-социалистического союза (ХДС/ХСС), стремились защитить и сохранить целостность национального идеала, настаивая на нормализации, дестигматизации немецкой идентичности, выступая с призывами стать наконец «нормальной нацией» и преодолеть «проклятое» прошлое, то носители альтернативных идей (прежде всего леволиберальные интеллектуалы и активисты, близкие Социал-демократической партии Германии (СДПГ)) считали немецкую национальную идентичность непоправимо испорченной, призывали к очищению от национальных идеалов и ценностей, предлагали взамен концепцию постнациональной идентичности, основанной на уважении универсальных ценностей и норм.
cover
Леволиберальные интеллектуалы пытались убедить сограждан в том, что после Второй мировой войны и Холокоста немцы не могли более полагаться на историческую преемственность в своей национальной ориентации, что они «лишились права строить свою политическую идентичность на иных основаниях, чем универсалистские принципы гражданства, в свете которых национальные традиции уже не остаются без критического рассмотрения, но принимаются только в результате критического осмысления и самокритики». В основе идентичности, которую, по мнению Юргена Хабермаса, должны были сохранять немецкие граждане, — «конституционном патриотизме» — лежало двойственное отношение к любой традиции. Восприятие национального прошлого конституционным патриотом должно было быть непременно критическим: им могли присваиваться лишь традиции, согласующиеся с демократическим конституционализмом. Только конституционный патриотизм с его отказом от немецкой идеи «особого пути» (Sonderweg) позволил бы обеспечить восстановление связи страны с западным сообществом ценностей. Подобный вид патриотизма, в свою очередь, мог быть реализован лишь в случае перемещения осознания Катастрофы в центр коллективной идентификации. Это осознание было призвано стать своеобразным «жалом в плоть», провоцирующим критическую рефлексию и разложение коллективного «мы». Руководствуясь принципом «Никогда снова!», немцы должны были принять Холокост как «элемент распавшейся национальной идентичности», как символ постоянного разлада, как клеймо-предупреждение.
Подобные взгляды разделяли многие представители леволиберальной западногерманской общественности. Так, Гюнтер Грасс утверждал, что Аушвиц лишил Германию права на национальное государство, а кандидат в канцлеры ФРГ от Социал-демократической партии Оскар Лафонтен полагал, что этот идеал был исторически аннулирован.
Молодые коллеги Хабермаса Хайо Функе и Дитрих Нейгауз и вовсе были убеждены, что «немецкая идентичность после Аушвица может быть только неидентичностью».
В известной книге 1967 года «Неспособность скорбеть» («Die Unfähigkeit zu trauern») психоаналитики Александр и Маргарете Мичерлих связывали преодоление идеалов нацистского режима прежде всего с преодолением самообмана, обретением способности «вспоминать» и «скорбеть» о многочисленных человеческих потерях, выработкой сострадания и интернализацией травм жертв. «Чувство вины за свершенные ужасы, за убийства, о масштабах которых мы можем знать только объективно, но не в состоянии реконструировать их в нашем воображении, — писали авторы, — не может более исключаться из немецкого бессознательного, как и стыд потери лица в качестве цивилизованной нации». «Мы, немцы, должны настолько расширить наш самоанализ, чтобы обрести способность узнавать себя <...> в таких страшных ситуациях, когда сто, пятьсот или тысяча тел лежали перед нами, тел убитых нами людей». Лишь подобное «узнавание» стало бы «означать сострадательное и острое признание жертв долгое время спустя после времен ужаса».
Поскольку послевоенное западногерманское государство основывалось на общеприемлемых универсальных нормах совместной жизни, а не являлось политическим воплощением «народа» (Volk), государство, по мнению сторонников концепции постнациональной идентичности, не должно было ставить в привилегированное положение ни одну культурную форму жизни. Целью государственной политики должна была стать помощь гражданскому обществу в его воспроизводстве, а не защита, пестование и содействие дополитическим этнокультурным общностям (даже тем из них, которые на начальном этапе это государство создавали). Как область спонтанной, самоорганизующейся деятельности, гражданское общество должно было регулироваться законами, с которыми могли бы согласиться все без исключения: наличие подобного универсалистского измерения сделало бы возможным высокую степень культурной автономии. В политическом процессе гражданам таким же образом следовало сохранять лояльность институтам, воплощающим универсально легитимные принципы процессуальной справедливости, а не исторической судьбе немецкого народа.
«Идентичность политической общности, — писал Хабермас, — держится прежде всего на укорененных в политической культуре правовых принципах, а не на особой этнически культурной форме жизни в целом».
Поэтому от иммигрантов, переселенцев следовало «ожидать лишь готовности усвоить политическую культуру их новой родины, не отказываясь при этом от культурных форм жизни, существующих в тех странах, откуда они родом. Необходимая политическая аккультурация не распространяется на всю целостность их социализации». По мнению Хабермаса, «демократическое право на самоопределение включает право на сохранение собственной политической культуры, которая формирует конкретный контекст для гражданских прав, но оно не включает права на самоутверждение некой привилегированной культурной формы жизни. В рамках конституции демократического правового государства могут равноправно сосуществовать многообразные формы жизни».
Итак, государство должно было стать гарантом демократической универсалистской политической культуры, а различные общины могли свободно преследовать свои собственные цели, если эти цели не вступали в противоречие с правовыми принципами, заложенными в конституции. Граждане, приехавшие в Германию из других мест, должны были взять на себя обязательство соблюдать лояльность конституции, освоить демократические процедуры и отказаться от каких-либо культурных практик, несовместимых с индивидуальной автономией и достоинством. Общество было вправе требовать только политической интеграции, а не культурной ассимиляции.
Со временем концепция «конституционного патриотизма» получила в ФРГ широкое распространение. Свидетельством утверждения подобного подхода — антинационалистического, с одной стороны, и постнационалистического, интеграционного, с другой стороны, стало формирование с конца 1960-х годов гражданского общества и «общества прав человека», приверженных демилитаризации, принципу многосторонних отношений, антинационализму. Немецкая идентичность постепенно стала означать приверженность демократическим институтам, принципам демократического конституционализма и прав человека, закрепленных в Основном законе и обладающих универсальным потенциалом. Стоит подчеркнуть, что в основе подобного типа самоопределения лежал общественный консенсус относительно необходимости критического осмысления национальной истории, сохранения в публичной сфере памяти о преступлениях нацистского режима. Это позволяло поддерживать универсалистскую правовую политическую культуру и облегчало вхождение послевоенной ФРГ в Европейское сообщество и шире — в западную цивилизацию.
Лёзина Е. К проблеме национальной идентичности // Пути России. Новые языки социального описания. М.: Новое литературное обозрение, 2014. Том XIX.
Поделиться
ТЕГИ
поддержать проект
Для поднятия хорошего настроения, вы можете угостить наших редакторов чашечкой кофе
Маленькая чашка кофе
cup
200 ₽
Средняя чашка кофе
cup
300 ₽
Большая чашка кофе
cup
500 ₽
Большая чашка кофе и что-то вкусное
cup
900 ₽
Нажимая на кнопку «Поддержать», я принимаю пользовательское соглашение, политику конфиденциальности и подтверждаю свое гражданство РФ
Кто может поддержать проект?
Поддержать проект могут только граждане России. Поддержка осуществляется только в рублях. В соответствии с требованием закона.
Лень сёрфить новости? Подпишись и БУДЬ В КУРСЕ