Новости – Общество
Общество
«На станции устанавливают российские реакторы»
В основном китайцы берут все самое лучшее для своей АЭС. Фото: Группа ССО «Патриот»/«ВКонтакте»
Оренбургский студент рассказал РП, как участвовал в строительстве АЭС в Китае
20 сентября, 2015 07:51
8 мин
Дмитрий Пчелинцев, студент Оренбургского государственного университета, стал одним из пятерых лауреатов конкурса «Росатома» по разработке штабного логотипа. В качестве награды лауреаты получили путевки на Тяньваньскую АЭС. Здесь специалисты из разных стран помогают китайцам строить самую большую атомную станцию в КНР. О том, как он жил и работал в Китае почти два месяца, Дмитрий рассказал в интервью «Русской планете».
Горы свернули
— Мне, можно сказать, повезло, — делится впечатлениями Дмитрий. — Тяньваньская АЭС — это, действительно, значимая стройка, и мы стали первыми участниками такого крупного международного проекта.
— Я читала, что для того, чтобы построить электростанцию, китайцы снесли гору. Это действительно так?
— Гора была не очень высокая, у нее не было названия. Но ее правда снесли, а основание послужило площадкой для станции. Остатки горы до сих пор сносят. Масштабность стройки, конечно, поражает. Плюс сам Китай, менталитет местных жителей, их отношение к работе — все это было очень интересно.
— Есть разница между тем, как китайцы строят, и тем, как это делают русские?
– На первый взгляд это не видно. Могу сказать, что китайцы довольно ответственно относятся к соблюдению чистоты на стройплощадке. Или, например, если они не укладываются в сроки, то стягивают на объект больше рабочих, чтобы вписаться в график, в то время как русские могут просто отодвинуть срок окончания строительства.
— Чем конкретно вы занимались в Китае?
— Мы работали в составе российского представительства от «Атомстройэкспорта», всего прожили там 54 дня. Для каждого было создано рабочее место по типу офисного. Принимали оборудование, переводили документацию, на площадке смотрели за процессом строительства реакторных отделений, изучали работу центра управления. В монтажных работах тоже участвовали. Помогали искать и устранять ошибки. Нас водили в специальный тренажерный комплекс. Тоже увлекательное зрелище — несколько десятков мониторов на каждого специалиста, в центре — два огромных экрана. На них выводится сложнейшая схема работы и множество показателей. В центре проводятся служебные учения. Например, имитируется какая-то авария, то есть руководитель вводит некоторые данные на свое усмотрение, создавая аварийную ситуацию, — утечку или отключение энергии в каком-то отсеке. Команда же должна принять правильное решение и устранить проблему в кратчайшие сроки, сохраняя при этом спокойствие и способность мыслить. Правда, китайцы сами по себе так устроены, что умеют владеть собой. А сейчас у нас есть группа авторского надзора — следим, чтобы работы шли по плану.
— Какую технику используют инженеры?
— В основном китайцы берут все самое лучшее. Наш реактор считается самым безопасным и лучшим в мире, поэтому на станции устанавливают российские реакторы. Другое оборудование берут из Америки, Японии, Германии.
— Возможно ли, что на этой станции случится какая-то нештатная ситуация, например, равная аварии на Чернобыльской АЭС или в Фукусиме?
— Когда произошла трагедия в Фукусиме, стройку приостановили. Насколько мне известно, инициировала это китайская сторона. В то время тут работали французские и российские подрядчики. Они попросили обосновать эти действия. Было сказано, что в связи с введением новых требований безопасности нужно учесть все риски и выяснить, выдержит ли Тяньваньская станция подобные катаклизмы. Вариант Чернобыльской аварии здесь полностью исключен. Система защиты очень высокая. Даже в случае катастрофы предусмотрены специальные ловушки, которые законсервируют в себе аварийный участок и не позволят радиоактивным веществам попасть в почву или в атмосферу.
Кстати, эти ловушки тоже российского производства. Если произойдет расплав активной зоны, ловушка, установленная под самым сердцем станции, поймает расплавленную смесь из топлива и части реактора. Поэтому и призвали российских проектировщиков и подрядчиков — они страхуются несколько раз. Это ценится во всем мире. Система защиты выстроена так, что страхует сама себя. Установлены дополнительные дизель-генераторы, которые вступят в работу, если произойдет отключение электроэнергии на станции, — это одна из самых опасных аварийных ситуаций на АЭС. Плюс подачу электроэнергии можно возобновить от соседних блоков. Есть и другие возможности устранить неполадки. И само основание горы тоже служит своего рода защитой — это же скала. Реакторное отделение имеет две защитные оболочки. Внутренняя защищает окружающую среду от выбросов, а наружная защищает внутреннюю и способна вынести огромные нагрузки: землетрясения, ураганы, взрывную волну, падение самолета. Всегда есть внушительный запас пресной воды на случай ЧП. О защите АЭС и обо всех средствах страховки можно книгу написать.
Дмитрий Пчелинцев продолжает следить за строительством станции уже из Оренбурга
Дмитрий Пчелинцев продолжает следить за строительством станции уже из Оренбурга. Фото: личная страница «ВКонтакте»
Село на шесть миллионов
— Как складывались взаимоотношения с местными?
— Языковых барьеров на станции не было. Официальный язык стройки — английский. Часто с китайцами находились русскоязычные переводчики. В городе, конечно же, трудности были.
— Правда, что для вас проводили отдельный инструктаж о том, как вести себя с местным населением?
— Да, было такое, потому что разница культур все-таки ощутимая. Но каких-то особых правил не было. Главное — оставаться человеком, быть вежливым со всеми. Нельзя прикасаться к китайцам, нельзя ругаться с ними. Кстати, они довольно эмоциональные люди, а благодаря особенностям языка могло показаться, что они ругаются, но это не так.
— С чем еще приходилось сталкиваться, что вызывало трудности или, наоборот, что понравилось?
– Жара: за 54 дня только два раза прошел дождь, а так стояла невыносимая жара. И воздух очень влажный. Но это на улице. В помещениях везде кондиционеры, в транспорте тоже. Понравилась транспортная система, она очень грамотно организована. Пробок здесь практически нет. Выделена отдельная полоса для автобусов, которые очень часто ходят. За 20 рублей в пересчете на наши деньги можно довольно быстро доехать из одной точки города в другую. Кстати, аварий мы особо не видели. Два случая было, и то машины слегка задели друг друга, и все. Китайцы ездят аккуратно, не гоняют. А вообще, люди там доброжелательные — фотографировались с нами. Мы же были для них в диковинку. Жили мы в небольшом, по китайским меркам, селе — миллионов на шесть человек. Китайцы — приятные в общении люди. Очень удивили старики. Когда мы были в Пекине, то решили погулять в парке. Было воскресенье, и, как выяснилось, по этим дням все старики собираются в парке и занимаются спортом. Для пожилого китайца пробежать пять километров — ничто. Они играют в бадминтон, в мини-футбол, поют песни. Мы встретили там дедушку, который учит языки, он пел русские песни. Китайцы очень активны, они не сидят на месте. В Поднебесной очень большое внимание уделяется спорту. У них везде есть свои дворовые команды, на рабочих местах тоже. И мы тоже устраивали соревнования с китайцами по баскетболу и футболу.
— Хотелось бы вернуться еще раз на АЭС?
— Я надеюсь, что снова стану одним из участников подобного проекта. Сегодня Тяньваньская АЭС — самый крупный объект экономического сотрудничества с РФ. Два блока уже в эксплуатации, еще два — на стадии строительства. Именно здесь студенты из разных регионов РФ осваивают новые технологии и применяют знания на практике. Всего же генплан АЭС предусматривает строительство 8 энергоблоков. За все время сотрудничества, как считают специалисты, Россия сможет обучить не одно поколение инженеров и атомщиков, тем более что количество стажеров ежегодно увеличивается и в следующем году в Китай отправятся уже 50 студентов.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости