На смену троллейбусам идет электробус
4 мин чтения
Фото: Сергей Фадеичев/ТАСС

Фото: Сергей Фадеичев/ТАСС

Преимущество нового вида транспорта в высокотехнологичных аккумуляторах

В середине апреля руководство Департамента транспорта Москвы познакомилось с перспективной новинкой российского автопрома — электробусом КамАЗ второго поколения. Главное ее преимущество в «начинке», созданной частной инжиниринговой компанией Drive Electro (НИИКЭУ), а именно в высокотехнологичных аккумуляторах.

Благодаря особенным накопителям электробус способен проехать без подзарядки до 100 км даже в условиях московских пробок, этого достаточно для движения по любому городскому маршруту, по сравнению с предыдущей версией транспорта пробег решили даже сократить. На конечной станции транспорт сможет пополнить запасы энергии без задержек. Разработанные в России литий-титанатные батареи способны перезарядиться за шесть минут.

«Мы неспроста начали, ориентируясь именно на коммерческую технику, выпускать городской транспорт. В таких условиях преимущества электродвигателей особенно заметны, — комментирует «Русской планете» основатель и генеральный директор Drive Electro (НИИКЭУ), доктор технических наук Сергей Иванов. — Обычный городской автобус почти круглые сутки без перерывов курсирует по заданному маршруту протяженностью 15–30 километров. За день транспортное средство в среднем преодолевает 200, а то и 250 км, с огромным количеством остановок, разгонов и торможений. Использование обычных дизельных двигателей в таком нестабильном режиме может обходиться особенно дорого,  и с точки зрения экологии, и с точки зрения расхода топлива».

По словам Сергея Иванова, благодаря экономичной и эффективной технологии эксплуатация электробусов — в пересчете на полный жизненный цикл — будет заметно дешевле, чем привычных всем автобусов. 10 лет работы такого транспорта потребует на 20% меньше средств. «Наш электробус даже экономичнее троллейбуса, — говорит разработчик, — поскольку мы используем современную технологию рекуперации тормозной энергии, возвращая ее обратно «на борт», на наш накопитель».

Экономные накопители

Литиево-титанатные (LTO) аккумуляторы — «последнее слово» в области батарей литий-ионного типа. В отличие от подавляющего большинства аналогов, они прекрасно переносят быстрые циклы перезарядки и продолжают работать, не снижая мощности и не теряя в сроке службы. Они способны не только отдавать, но и получать энергию при низких температурах, вплоть до –30 °С — единственные из литий–ионных аккумуляторов. «Они еще считаются и самыми безопасными», — добавляет Сергей Иванов. Недаром их используют в системах бесперебойного питания для военной электроники.

По-настоящему широкое распространение LTO-батарей ограничивает характерная для них невысокая плотность заряда при достаточно высокой стоимости — в пересчете на энергию они обходятся в несколько раз дороже обычных литий-ионных. Но там, где нужно работать на холоде и перезаряжаться быстро, LTO почти незаменимы. Благодаря им электробус сможет подключиться к зарядной станции с помощью токоприемника-«полупантографа» — и за 5–6 минут полностью восполнить энергию, потраченную на маршруте.

Электробус КамАЗ второго поколения

Электробус КамАЗ второго поколения. Фото: kamaz.ru

Станция подзарядки  — небольшой столб, подсоединенный либо к промышленной сети на 380В, либо к обычной троллейбусной линии. «В странах бывшего Советского Союза и Восточной Европы вообще необычайно развита троллейбусная сеть — в отличие от, скажем, Китая или Америки, — продолжает Сергей Иванов. — Там тоже пытаются внедрить электробусы, однако возникают сложности, связанные с необходимостью развернуть высокомощные сети для подзарядки. Это инфраструктура, и огромные инвестиции. У нас же все есть, уже готовое: по существовавшим в СССР ГОСТам и СНИПам, троллейбусное сообщение вводилось, когда население города достигало 200 тыс. человек. В России, по сути, половина общественного транспорта — электрическая, и мы можем использовать всю инфраструктуру ».

Местное производство

Сегодня производство LTO-аккумуляторов освоили лишь несколько компаний — среди них стоит упомянуть американскую Altairnano, Leclanché из Швейцарии, японские Toshiba и Seiko. Налажено производство и в России.

«Эти аккумуляторы — полностью наша собственная разработка, — подчеркивает Сергей Иванов, — и производим мы их сами. Получаем только отдельные ячейки, а все остальное, включая системы контроля и управления, терморегулирования, коммутацию и прочее — все делаем сами, вплоть до корпуса, и даем гарантию на результат. Срок службы наших накопителей сравним со сроком службы самого транспортного средства — иначе говоря, в период эксплуатации их не надо заменять».

Неудивительно, что КамАЗ заинтересовался разработкой Drive Electro, и сотрудничество инженеров с автогигантом вылилось в модель, готовую выйти на рынок. «Мы специалисты в электротранспорте и в этой области считаем себя достаточно компетентными. Мы используем такие инновационные решения, которые станут актуальны уже завтра или послезавтра, — пояснил Сергей Иванов. — Поэтому автопроизводители обратились к нам за помощью в создании электротранспорта, который будет востребован в следующие годы».

Правда, на пути продукта в далекой перспективе могут появиться довольно неожиданные препятствия. Промышленный дизайнер, создатель низкопольного трамвая R1 (ОКБ «Атом» и «Уралвагонзавод») Алексей Маслов сказал: «Электробус — штука однозначно хорошая и востребованная. Другой вопрос в том, что мне как дизайнеру именно эта модель кажется уже устаревшей по внешнему виду. А через 10 лет он и подавно будет невзрачно смотреться на фоне немецкого автопрома 2025 года».

Впрочем, вопросы дистрибуции решать предстоит именно КамАЗу. Разработчики Drive Electro уже создали совместно с автогигантом две модели электробусов — 12–метровую 5299–4Э большого класса и 6–метровую 2257Э малого, и считают, что они могут «выстрелить». Для начала на внутреннем рынке.

Своя ниша

«В зарубежных рынках мы тоже, конечно заинтересованы, тем более что обе модели электробусов КамАЗ — это, безусловно, продукт мирового уровня, — говорит Сергей Иванов. — Однако пока, прежде всего, мы ориентируемся на Россию, и на Москву в частности. Возможно, после окончания сертификации столичные власти начнут опытную эксплуатацию 12-метровой версии».

Разработчики признают: напрямую конкурировать с западными и дальневосточными «тиграми» автопрома в области легковых электромобилей пока сложно. Американская компания Tesla, французско-японский Альянс Renault Nissan — все они уже неплохо освоились в этом сегменте и практически разрешили все ключевые технологические сложности. Догонять их было бы неэффективно, да и просто неинтересно.

«Понимаете, мы, все-таки, прежде всего, люди науки, — добавляет Сергей Иванов, — нам интересно сделать то, чего еще не было. В области легковых электромобилей технологическая проблема, можно сказать, решена. Зато коммерческий электротранспорт и на Западе, и в Японии развивается с трудом — в частности, в силу отсутствия инфраструктуры, о которой мы говорили. Какие-то разработки, конечно, имеются, но и у нас тут есть уникальные возможности. Не догонять кого-то, а сделать собственный качественный технологический прорыв. И уже потом его закрепить — сделать и дизайн, и модельный ряд, и все, что понадобится».

Читайте нас в мобильном приложении

Если у Вас возник вопрос по материалу, то Вы можете задать его специальной рубрике Задать вопрос Высшее учебное заблуждение Далее в рубрике Высшее учебное заблуждениеКак составляется «черный список» вузов Читайте в рубрике «В мире» Станислав Протасов: «Технологии Acronis спасают миллионы»Сооснователь IT-гиганта представил в Технопарке МФТИ настоящий гоночный болид «Формулы-1» Станислав Протасов: «Технологии Acronis спасают миллионы»
Подписывайтесь на канал rusplt.ru в Яндекс.Дзен
Подписывайтесь на канал rusplt в Дзен
Комментарии
08 мая 2015, 12:03
Сколько будет стоить эта штуковина? Общественный транспорт в стране не развивается, только в Москве массово приобретаются новые единицы, а в остальных городах в основном катают на хламе ещё со времён СССР. Особенно это касается муниципального электротранспорта, который вот уже 25 лет находится на грани выживания, а кое-где уже благополучно помер.
08 мая 2015, 10:45
Безусловно электробус удобнее троллейбуса в эксплуатации, прежде всего. из-за отсутствия жесткой привязки к токонесущим системам. Новость порадовала.
05 мая 2015, 17:47
Хорошая и очень перспективная тема - город можно разгрузить от огромного количества ненужного кабеля, кишками свисающего над головами вдоль улиц. Однако, я что-то слышал о том, что такие аккумуляторы наносят вред окружающей среде... Интересно - насколько они в действительности потенциально опасны....?
05 мая 2015, 17:00
Аккумулятор надо менять, он дорого стоит и вреден экологии. В это время старый добрый троллейбус не требует больших финансовых вложений. Провести энергию по столбам стоит копейки по нынешним меркам.
05 мая 2015, 16:20
К сожалению, какой бы перспективной ни была разработка, пока наша страна зависит от нефти и газа, все разработки будут невыгодными.
05 мая 2015, 16:52
Многоуважаемая Ольга! А откуда, по-Вашему в этих аккумуляторах возьмётся електричество?
Многоуважаемый мппв, погуглите, электричество берется не только из нефти и газа =)))
08 мая 2015, 12:50
Впрочем, если Вы, Ольга, считаете, что стоит лишь запустить генератор Perendev и втихую по ночам набивать аккумуляторы, то я спорить не стану...
08 мая 2015, 12:15
Ольга, сообщаю Вам, что для того, чтобы узнать, откуда берётся электричество, мне не надо "гуглить"... Многое из того, что там про это чудо написано, мне пришлось делать своими руками и головой... И с информацией Вашего любимого Гугла я ещё могу и поспорить... И мне известно кто будет прав....
05 мая 2015, 08:46
Аккумуляторы вредят природе, а обычный троллейбус гораздо дешевле, да и маршрут проложить для него дело не хитрое.
05 мая 2015, 09:37
Также следует учесть вред, наносимый "природе" способ производства электричества, набиваемого в аккумуляторы... Сами аккумуляторы при правильно организованном жизненном цикле вреда не принесут
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Читайте только самое важное!
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях и читайте наиболее актуальные материалы
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!