Общество
Сегодня
Политика
Происшествия
Люди
Экономика
Следствие
Бизнес
Культура
Наука и медицина
Недвижимость
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Поддержать проект
Вопрос-Ответ
Financial Assets
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
В России признаны экстремистскими и запрещены организации «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля». Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», Общественное движение «Штабы Навального», интернет-издание «Спутник и погром», компания Meta Platforms. Inc.
НКО, выполняющие функции иностранного агента: Некоммерческая организация «Фонд по борьбе с коррупцией», Межрегиональный профессиональный союз работников здравоохранения "Альянс врачей", Автономная некоммерческая организация «Центр по работе с проблемой насилия «НАСИЛИЮ.НЕТ», Программно-целевой Благотворительный Фонд "СВЕЧА", Красноярская региональная общественная организация "Мы против СПИДа", Некоммерческая организация "Фонд защиты прав граждан", Автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг "Акцент", Межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов "Открытый Петербург", Санкт-Петербургский благотворительный фонд "Гуманитарное действие", Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан "Феникс ПЛЮС", Фонд содействия правовому просвещению населения "Лига Избирателей", Некоммерческая Организация Фонд "Правовая инициатива", Некоммерческая организация Фонд "Общественный фонд социального развития "Генезис", Автономная некоммерческая организация информационных и правовых услуг "Гражданская инициатива против экологической преступности", Некоммерческая организация "Фонд борьбы с коррупцией", Пензенский региональный общественный благотворительный фонд "Гражданский Союз", Ингушское республиканское отделение общероссийской общественной организации "Российский Красный Крест", Общественная организация "Саратовский областной еврейский благотворительный Центр "Хасдей Ерушалаим" (Милосердие), Частное учреждение "Центр поддержки и содействия развитию средств массовой информации", Региональная общественная организация содействия соблюдению прав человека "Горячая Линия", Фонд "В защиту прав заключенных", Автономная некоммерческая организация "Институт глобализации и социальных движений", Автономная некоммерческая организация противодействия эпидемии вич/спида и охраны здоровья социально-уязвимых групп населения "Центр социально-информационных инициатив Действие", Челябинское региональное диабетическое общественное движение "ВМЕСТЕ", Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан, Благотворительный фонд помощи осужденным и их семьям, Городской благотворительный фонд "Фонд Тольятти", Свердловский региональный общественный фонд социальных проектов "Новое время", Фонд содействия устойчивому развитию "Серебряная тайга", Фонд содействия развитию массовых коммуникаций и правовому просвещению "Так-Так-Так", Региональная общественная организация содействия просвещению граждан "Информационно-аналитический центр "Сова", Региональная общественная организация помощи женщинам и детям, находящимся в кризисной ситуации "Информационно-методический центр" Анна", Автономная некоммерческая организация социальной поддержки населения "Проект Апрель", Региональный благотворительный фонд "Самарская губерния", Свердловский областной общественный фонд "Эра здоровья", Международная общественная организация "Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество "Мемориал", Автономная Некоммерческая Организация "Аналитический Центр Юрия Левады", Автономная некоммерческая организация "Издательство "Парк Гагарина", Фонд содействия защите здоровья и социальной справедливости имени Андрея Рылькова, Благотворительный фонд социально-правовой помощи "Сфера", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности "Уральская правозащитная группа", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности - женское общественное объединение "Женщины Евразии", Омская региональная общественная организация "Центр охраны здоровья и социальной защиты "СИБАЛЬТ", Городская общественная организация "Рязанское историко-просветительское и правозащитное общество "Мемориал" (Рязанский Мемориал), Городская общественная организация "Екатеринбургское общество "МЕМОРИАЛ", Автономная некоммерческая организация "Институт прав человека", Некоммерческая организация "Фонд защиты гласности", Региональное общественное учреждение научно-информационный центр "МЕМОРИАЛ", Союз общественных объединений "Российский исследовательский центр по правам человека", Автономная некоммерческая организация "Дальневосточный центр развития гражданских инициатив и социального партнерства", Общественная организация "Пермский региональный правозащитный центр", Фонд "Гражданское действие", Межрегиональный общественный фонд содействия развитию гражданского общества "ГОЛОС-Урал", Автономная некоммерческая организация "Центр независимых социологических исследований", Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) специалистов "АКАДЕМИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА", Свердловская региональная общественная организация "Сутяжник", Межрегиональная благотворительная общественная организация "Центр развития некоммерческих организаций", "Частное учреждение в Калининграде по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров северных стран", Региональная общественная благотворительная организация помощи беженцам и мигрантам "Гражданское содействие", Автономная некоммерческая организация "Центр антикоррупционных исследований и инициатив "Трансперенси Интернешнл-Р", Региональный Фонд "Центр Защиты Прав Средств Массовой Информации", Некоммерческое партнерство "Институт развития прессы - Сибирь", "Частное учреждение в Санкт-Петербурге по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров Северных Стран", Межрегиональная общественная организация Информационно-просветительский центр "Мемориал", Межрегиональная общественная правозащитная организация "Человек и Закон", Фонд поддержки свободы прессы, Санкт-Петербургская общественная правозащитная организация "Гражданский контроль", Калининградская региональная общественная организация "Правозащитный центр", Региональная общественная организация "Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова", Некоммерческое партнерство "Институт региональной прессы", Частное учреждение "Информационное агентство МЕМО. РУ", Фонд "Институт Развития Свободы Информации", Калининградская региональная общественная организация "Экозащита!-Женсовет", Фонд содействия защите прав и свобод граждан "Общественный вердикт", Межрегиональная общественная организация Правозащитный Центр "Мемориал", Евразийская антимонопольная ассоциация.
Иностранные СМИ, выполняющие функции иностранного агента: "Голос Америки", "Idel.Реалии", Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Телеканал Настоящее Время, Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi), Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC), "Сибирь.Реалии", "Фактограф", "Север.Реалии", Общество с ограниченной ответственностью "Радио Свободная Европа/Радио Свобода", Чешское информационное агентство "MEDIUM-ORIENT", Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна, Юридическое лицо, зарегистрированное в Латвийской Республике, SIA «Medusa Project» (регистрационный номер 40103797863, дата регистрации 10.06.2014), Общество с ограниченной ответственностью «Первое антикоррупционное СМИ», Юридическое лицо, зарегистрированное в Королевстве Нидерландов, Stichting 2 Oktober (регистрационный номер № 69126968), являющееся администратором доменного имени интернет-ресурса «VTimes.io», Баданин Роман Сергеевич, Гликин Максим Александрович, Маняхин Петр Борисович, Ярош Юлия Петровна, Чуракова Ольга Владимировна, Железнова Мария Михайловна, Лукьянова Юлия Сергеевна, Маетная Елизавета Витальевна, Юридическое лицо «The Insider SIA», зарегистрированное в Риге, Латвийская Республика (дата регистрации 26.06.2015), являющееся администратором доменного имени интернет-издания «The Insider», https://theins.ru, Рубин Михаил Аркадьевич, Гройсман Софья Романовна, Рождественский Илья Дмитриевич, Апухтина Юлия Владимировна, Постернак Алексей Евгеньевич, Общество с ограниченной ответственностью Телеканал Дождь, Петров Степан Юрьевич, Юридическое лицо Istories fonds, зарегистрированное в Латвийской Республике (регистрационный номер 50008295751, дата регистрации 24.02.2020), Шмагун Олеся Валентиновна, Мароховская Алеся Алексеевна, Долинина Ирина Николаевна, Шлейнов Роман Юрьевич, Анин Роман Александрович, Великовский Дмитрий Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «Альтаир 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Ромашки монолит», Общество с ограниченной ответственностью «Главный редактор 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Вега 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Важные иноагенты», Каткова Вероника Вячеславовна, Карезина Инна Павловна, Кузьмина Людмила Гавриловна, Костылева Полина Владимировна, Лютов Александр Иванович, Жилкин Владимир Владимирович, Жилинский Владимир Александрович, Тихонов Михаил Сергеевич, Пискунов Сергей Евгеньевич, Ковин Виталий Сергеевич, Кильтау Екатерина Викторовна, Любарев Аркадий Ефимович, Гурман Юрий Альбертович, Грезев Александр Викторович, Важенков Артем Валерьевич, Иванова София Юрьевна, Пигалкин Илья Валерьевич, Петров Алексей Викторович, Егоров Владимир Владимирович, Гусев Андрей Юрьевич, Смирнов Сергей Сергеевич, Верзилов Петр Юрьевич, Общество с ограниченной ответственностью «ЗП», Общество с ограниченной ответственностью «Зона права», Общество с ограниченной ответственностью «ЖУРНАЛИСТ-ИНОСТРАННЫЙ АГЕНТ», Вольтская Татьяна Анатольевна, Клепиковская Екатерина Дмитриевна, Сотников Даниил Владимирович, Захаров Андрей Вячеславович, Симонов Евгений Алексеевич, Сурначева Елизавета Дмитриевна, Соловьева Елена Анатольевна, Арапова Галина Юрьевна, Перл Роман Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «МЕМО», Американская компания «Mason G.E.S. Anonymous Foundation» (США), являющаяся владельцем интернет-издания https://mnews.world/, Компания «Stichting Bellingcat», зарегистрированная в Нидерландах (дата регистрации 11.07.2018), Автономная некоммерческая организация по защите прав человека и информированию населения «Якутия – Наше Мнение», Общество с ограниченной ответственностью «Москоу диджитал медиа», Акционерное общество «РС-Балт», Заговора Максим Александрович, Ветошкина Валерия Валерьевна, Павлов Иван Юрьевич, Скворцова Елена Сергеевна, Оленичев Максим Владимирович, Общество с ограниченной ответственностью «Как бы инагент», Кочетков Игорь Викторович, Фонд развития книжной культуры «Иркутский союз библиофилов», Общество с ограниченной ответственностью «Честные выборы», Общество с ограниченной ответственностью «Нобелевский призыв», Еланчик Олег Александрович, Григорьева Алина Александровна, Григорьев Андрей Валерьевич, Гималова Регина Эмилевна, Хисамова Регина Фаритовна.
Лента новостей
Лента новостей
Новости – Общество
Русская планета

«Мы преданы этим камням до бесконечности»

Севморзавод. Фото: Элина Мятыга специально для РП
История, судьба и перспективы Севастопольского морского завода
Анна Чудакова
9 августа, 2015 18:00
14 мин
Севастопольский морской завод впервые с 90-х будет ремонтировать военные суда и строить гражданские — это то, что его специалисты лучше всего умеют и для чего он, собственно, и строился. Как завод выстоял в Крымскую, Гражданскую, Великую Отечественную войны, но не выдержал приватизации и передела активов на Украине, и кто его будет восстанавливать сейчас, узнавала корреспондент «Русской планеты».
Времена покорения Крыма
— Севастопольский морской завод берет свое начало от Севастопольского адмиралтейства, — рассказывает корреспонденту «Русской планеты» директор музея завода Ирина Шестакова. — Он появился одновременно с городом и Черноморским флотом. После прихода первой эскадры на западном берегу Южной бухты были заложены первые здания города и Адмиралтейства: часовня во имя Николая Чудотворца, дом для командующего, пристань и кузница для ремонта пришедших кораблей. Дата закладки этих четырех зданий, 14 июня 1783 года, стала датой основания города и Севастопольского адмиралтейства — предшественника Севастопольского морского завода.
Изначально завод зарождался как судоремонтное предприятие, но уже спустя 12 лет после его основания были построены две первые шхуны под номерами 1 и 2. До Крымской войны завод построил более 50 парусных кораблей. Они исследовали Черное море, несли патрульную службу, участвовали в морских сражениях.
Самым легендарным кораблем стал бриг «Меркурий». Он был построен в 1820 году, а в 1829-м, во время Русско-турецкой войны, одержал победу в неравном бою с двумя турецкими линейными кораблями, десятикратно превосходящими бриг по численности экипажа и артиллерийскому вооружению. Памятник на Матросском бульваре командиру, капитан-лейтенанту Казарскому, в честь подвига команды брига с надписью «Потомству в пример» — первый монумент, установленный в Севастополе.
Еще один легендарный корабль — корвет «Оливуца» — в свое время совершил кругосветное плавание, доказав всему миру, что в Севастополе строят добротные суда.
— Во время Крымской войны русские командиры отдали приказ затопить корабли, для того чтобы вражеский флот не смог войти в бухты. Очень многие тогда были против такого решения. Моряки рвались в бой, но приказ все же был исполнен. После окончания Крымской войны Россия подписала Парижский договор, по условиям которого она лишалась права иметь военный флот на Черном море. Завод был передан в аренду акционерному предприятию «Русское общество пароходства и торговли» (РОПИТ) и стал работать для гражданских целей, — дополняет Шестакова.
Во время одной из русско-турецких войн торговые пароходы были переоборудованы и вооружены. Они вели сражения с крупными турецкими кораблями и одерживали победы. После победы России над Турцией в 1871 году Парижский договор был аннулирован, санкции сняты, и Россия возобновила строительство военных кораблей на Черном море.
— Были построены эскадренные броненосцы, первые миноносцы «Чесма» и «Синоп», для ремонта кораблей — новые доки, которые по своим техническим и эксплуатационным характеристикам превосходили аналогичные сооружения в других странах, — говорит директор музея.
В те годы был построен знаменитый бронепалубный крейсер «Очаков» с новыми мощными механизмами, котлами и вооружением, а также достроен броненосец «Потемкин», на котором в июне 1905 года произошло первое восстание на Черноморском флоте под руководством лейтенанта Шмидта.
В период Гражданской войны основной флот завода был уведен за границу, а корабли, не способные к дальним переходам, взорваны. После Гражданской войны их начали восстанавливать.
В первую пятилетку на заводе возобновили производство гражданских судов. Был построен лесовоз «Михаил Фрунзе», а также пассажирские суда, буксиры, шхуны. К 1940-м годам снова стали уделять большое внимание ремонту военных кораблей.
Торжественный спуск лесовоза «Михаил Фрунзе»
Торжественный спуск лесовоза «Михаил Фрунзе». Фото: secrethistory.su
— Грузовой пароход «Харьков» перевозил горох, — рассказывает директор музея. — В районе Босфора он сел на мель и пробил корпус. От воды горох намок, и корабль разорвало пополам. Но наши заводчане соединили две его части и отремонтировали. Так появилась присказка, что это самый длинный пароход в мире: нос в Севастополе, а корма в Константинополе.
«Ремонтировали корабль при свете осветительных бомб»
Во время Великой Отечественной войны немцы заминировали севастопольские бухты электромагнитными минами. Чтобы решить эту проблему, в город прибыла команда ученых под руководством академика Игоря Курчатова. Вместе с заводчанами они создали устройство для размагничивания корпусов судов, благодаря которому корабли могли выходить из бухты и участвовать в боях.
— На нашем заводе была оборудована плавучая зенитная батарея, которую в народе называли «Не тронь меня». Она подбила свыше 20 вражеских самолетов, — продолжает Шестакова. — Построили также три бронепоезда: «Севастополец» и «Орджоникидзе» были направлены на север, а «Железняков» обстреливал вражеские позиции в районе Мекензиевых гор. Сейчас его можно увидеть у автовокзала.
Сам завод во время войны частично эвакуировали. Первой волной — на Кавказ, в Туапсе, позднее в города Поти и Батуми. Часть производства, оставшуюся в Севастополе, разместили в подземных штольнях.
— На завод я пришел сразу после школы, — рассказывает РП ветеран труда Владимир Риммер, эвакуированный в войну в Поти. — Когда началась война, мне было всего 15 лет. Мою маму с малышом эвакуировали на север, а нас с братом направили на секретную базу, расположенную на реке Хопи. С 15 лет я находился в боевой обстановке. Нес пограничную службу по охране водного района от Поти до Турции. Из защитного обмундирования у нас были каска и жилет с металлом на животе. При этом мы должны были быстро бегать и маневрировать. То там бомба упадет, то тут. Была постоянная опасность, что немецкая авиация начнет бомбить нас с воздуха и подводные лодки противника, которые занимали позиции в районе Поти, также могут уничтожить наш корабль. Нас топили дважды. Чтобы выжить, ремонт корабля мы производили при свете осветительных бомб. Нам чудом удалось спастись, нас вытащили на буксире.
В 1954 году из Поти Владимира Риммера перевели обратно в Севастополь на Севморзавод, где он проработал вплоть до 2012 года.
В 50-е годы на заводе продолжили ремонтировать суда — уже не только военные, но и гражданские, китобойные — и заново начали их строить. В 60-е здесь возводили 100-тонники «Черноморец», а в 70-е — 300-тонники «Богатырь». Завод работал не только для СССР, но и для других стран соцлагеря — Болгарии, Польши, Румынии, ГДР.
Танкер «Кострома», недавно отремонтированный
Танкер «Кострома», недавно отремонтированный. Фото: Элина Мятыга, специально для РП
В 1974 году плавучие краны «Богатырь» и «Черноморец» удостоились Государственного знака качества. В 1978-м был построен плавучий кран «Витязь» грузоподъемностью 1600 тонн. Его изготовили по специальному заказу для строительства дамбы с комплексом для прохода судов — для защиты Ленинграда от наводнений. В общей сложности за время работы завода на нем построили более 70 различных плавучих кранов.
Помимо промышленной продукции, в советские времена на заводе производили и товары народного потребления.
— У нас выпускали металлические гаражи, кухонные гарнитуры, кровати, дорожные сумки, рюкзаки, палатки, сувенирные значки, секционную мебель и многое другое. Производство было закрыто только в 90-х годах, — говорит Ирина Шестакова.
«В один день не стало работы»
— На этом заводе у меня работали отец, муж, я, наши дети и внуки, — рассказывает корреспонденту «Русской планеты» бывший конструктор завода Галина Карпова. — Мы просто преданы этим камням до бесконечности. Это наше пристанище, наша память и наша боль. От завода мы получали все: образование, квартиры… Завод — это вся наша жизнь. Когда-то он насчитывал свыше 12 тысяч сотрудников, и это без учета контрагентов и смежников. Конструкторы восхищались слесарями, у них были золотые руки. У нас были свои пионерский лагерь, база отдыха, поликлиника. Завод участвовал в строительстве стадиона «Чайка», а сейчас на нем продают фрукты. Мы с нетерпением ждем его возрождения.
Как государственное предприятие превратилось в акционерное общество? — интересуюсь я у бывшего директора завода Анатолия Череватого, пришедшего на завод еще в 1962 году.
— После развала Союза у нас в один день не стало работы. Все пришли на работу, и выяснилось, что у завода нет ни одного профинансированного заказа. В советское время завод фактически на 100% обеспечивался госзаказами. Но на Украине не были приняты меры по загрузке промышленных предприятий ВПК. На вопросы от предприятий исполнительные власти отвечали: «Государство строит экономику на рыночных принципах. Рынок ответит на все ваши вопросы. Погружайтесь в конкурентную мировую систему и решайте самостоятельно возникающие у вас проблемы».
По сути, говорит Череватый, предприятия оборонных отраслей были брошены на произвол судьбы. При этом законодательное поле Украины в области хозяйственной деятельности накладывало на их руководство большие ограничения в принятии коммерческих и других хозяйственных решений.
В 1995 году завод стал акционерным обществом со 100-процентным пакетом государственных акций. Кстати, первым среди судостроительных заводов Украины.
— Мы объездили буквально полмира, доказывая потенциальным заказчикам, что есть такой судоремонтный завод и что он предлагает конкурентные условия выполнения контрактов. Для того чтобы возобновить работу с Россией, мы организовали совместное российско-украинское предприятие «Лазаревское адмиралтейство», в котором контрольный пакет принадлежал российскому партнеру. Получив необходимые лицензии, предприятие стало участниками тендеров МО РФ, и таким образом начали становиться в ремонт корабли Черноморского флота РФ.
Получив статус АО, предприятие постепенно встало на ноги. Машиностроители осваивали новые виды изделий, корабелы ремонтировали иностранные суда из Болгарии, Греции, Турции, Ливана, Мальты, Кипра и других государств. Завод продолжал строить плавучие краны, среди которых «Феодосиец» и «Севморнефтегаз», начал осваивать новые суда: транспортный док-платформу для десантных кораблей типа «Зубр», уникальное пожарное судно «Пiвденний» для порта «Южный», несамоходный плавучий кран-перегружатель «Атлас», катер бонопостановщик-нефтесборщик.
— В 1997 году началась приватизационная продажа частей государственного пакета акций завода. Руководство завода к торгам не допускалось — только участники, имеющие специальные лицензии. Кто имел доступ к этим лицензиям, догадаться нетрудно. Леонид Кучма на пике политической карьеры был президентом, а на закате — зятем миллиардера. Кто становился новым собственником, мы узнавали из официальных средств массовой информации.
В 1998 году контрольный пакет стал принадлежать Украинскому инвестиционному фонду SigmaBleyzer, а после перешел к гражданину Ливана Дау Рафику. В 2006-м он выкупил все оставшиеся акции, и Севморзавод стал частным. Эту территорию Рафик решил перепрофилировать. Чуть раньше на месте Северной площадки он уже построил зерновой терминал.
— Как получилось, что завод стал собственностью нынешнего президента Украины Петра Порошенко?
— Дело в том, что горсовет Севастополя дал понять господину Дау Рафику, что не сможет согласовать изменение целевого назначения земельного участка, на котором расположен Севморзавод, — объясняет Череватый. — Далее пошла распродажа активов завода. Северная площадка стала собственностью структуры, аффилированной с Ринатом Ахметовым, а остальная часть оказалась подконтрольной группе «Энергетический стандарт» Константина Григоришина и структуре, аффилированной с концерном «Укрпроминвест», подконтрольной Петру Порошенко. Затем Григоришин и Порошенко поделили активы морзавода, оказавшиеся в их совместной собственности. Первому досталась социальная инфраструктура на Южном берегу Крыма, а второму — производственные активы на земельных участках Севастополя.
«Мы получим мощное градообразующее предприятие на юге России»
В 2013 году Севастопольский морской завод отпраздновал 230-летие со дня основания. 28 февраля 2015 года он был национализирован в пользу города и передан в аренду северодвинскому судостроительному и судоремонтному предприятию «Звездочка».
— Почему после национализации этот завод достался именно «Звездочке»? — спрашиваю у нынешнего директора завода Игоря Дрея.
— Поскольку Севастопольский завод с момента своего рождения был ориентирован преимущественно на военный и гражданский судоремонт, в первую очередь обслуживание Черноморского флота, то наиболее близким предприятием в этой области, входящим в Объединенную судостроительную корпорацию (ОСК), можно назвать Центр судоремонта «Звездочка», — пояснил директор.
«Звездочка» способна ремонтировать боевые корабли всех типов, а также подводные лодки и гражданские суда значительного водоизмещения. Специалисты из Северодвинска завод уже обследовали и подготовили документы для восстановления основных фондов. Сейчас разрабатывают долгосрочный проект, по которому здесь снова будут строить плавучие краны, ремонтировать военные корабли, достраивать гражданские суда, изготавливаемые в Инкермане.
— Мы получим мощное, как и прежде, градообразующее предприятие на юге России с уникальными возможностями: незамерзающим портом, развитой инфраструктурой, вместительными сухими доками. Технологические возможности завода позволят ремонтировать корабли Черноморского флота и коммерческие суда круглогодично, — заверяет Игорь Дрей.
Поделиться
ТЕГИ
поддержать проект
Для поднятия хорошего настроения, вы можете угостить наших редакторов чашечкой кофе
Маленькая чашка кофе
cup
200 ₽
Средняя чашка кофе
cup
300 ₽
Большая чашка кофе
cup
500 ₽
Большая чашка кофе и что-то вкусное
cup
900 ₽
Нажимая на кнопку «Поддержать», я принимаю пользовательское соглашение, политику конфиденциальности и подтверждаю свое гражданство РФ
Кто может поддержать проект?
Поддержать проект могут только граждане России. Поддержка осуществляется только в рублях. В соответствии с требованием закона.
Лень сёрфить новости? Подпишись и БУДЬ В КУРСЕ