Мост с пролетом
7 мин чтения
Проект моста через Керченский пролив. Кадр: YouTube

Проект моста через Керченский пролив. Кадр: YouTube

Проекты переправы через Керченский пролив — от Менделеева и англичан до Шпеера, Сталина и Тимченко

Самый амбициозный инфраструктурный проект в современной России — строительство моста через Керченский пролив. Долгое время, пока еще Крым находился под юрисдикцией Украины, в обеих странах обсуждалась возможность этой грандиозной стройки, однако дальше разговоров дело не пошло. Киев с Москвой даже не демаркировали границу по акватории Азовского и Черного морей. Присоединение Крыма к России ускорило процесс строительства.

Через Тузлу

В начале сентября этого года глава Минтранса РФ Максим Соколов доложил президенту страны Владимиру Путину, что строительство моста началось. «Разрешите доложить об исполнении вашего поручения в части ускорения начала работ по транспортному переходу через Керченский пролив, — отрапортовал Соколов. — Сам проект включает в себя несколько участков. Помимо мостового перехода через основной створ канала, около шести километров, это участки прохождения по косе Тузла — 6,5 км, а также дамбе и участку существующего пролива — тоже примерно 6,5 км (то есть в общей сложности около 19 км. — РП). Сейчас самый длинный мост в России общей протяженностью 5,8 км, переброшенный через Волгу, находится в Ульяновске.

По словам министра, на Таманском полуострове будет построено 40 км автомобильных и 42 км железнодорожных подъездов к мосту. Сам мост, в представлении Соколова, будет включать автомобильный переход и двухпутную электрифицированную железную дорогу, по своей мощности и провозной способности соответствующую Транссибу, то есть способную пропускать около 100 млн тонн грузов в год и «достаточное количество пассажирских поездов».

Если исходить из слов министра, то из 74-х вариантов маршрута моста, которые были рассмотрены экспертным советом «Автодора» еще в мае текущего года, предпочтение было отдано Тузлинскому, несмотря на то, что Жуковский вариант, предполагающий строительство тоннеля, втрое короче — 6 км. Как заявили в «Автодоре», который непосредственно занимался оценкой проекта, тоннель обладает меньшей сейсмостойкостью, а восстановить его в случае воздействия природных и техногенных факторов будет гораздо сложнее. Кроме того, в подобном тоннеле будет сложнее обеспечить безопасность людей.

Был озвучен и бюджет проекта — согласно Госзаказу, он составляет 228 млрд рублей (это делает мост через Керченский пролив вторым по стоимости возведения в мире — дороже только висячий мост через залив Сан-Франциско в штате Калифорния между городами Сан-Франциско и Оклендом, который обошелся $6,4 млрд). Срок завершения строительства — декабрь 2018 года.

Еще в мае утверждалось, что строительством моста займутся некие китайские компании. Однако то ли сам проект показался китайцам трудно выполнимым, то ли санкции Запада против компаний, работающих в Крыму, подействовали, но предприниматели из КНР отказались участвовать в проекте.

Вскоре появилась информация, что контракт на строительство моста будет отдан без конкурса одному единственному подрядчику. И, по всей видимости, им станет «Стройтрансгаз» Геннадия Тимченко, а субподрядчиком может выступить «Мостотрест» братьев Роттенбергов и УСК «Мост», также контролируемое «Стройтрансгазом».

Окончательно проект обещали утвердить в самом начале октября, но пока об этом решении так и не было объявлено. Если предположить, что строительством займется все же «Стройтрансгаз» и будет выбран вариант с Тузлой, то не исключено, что стоимость работ возрастет — в августе сам Тимченко оценивал возведение моста в 300 млрд рублей и при этом он же одобрительно отзывался и о проекте с тоннелем.

Между тем пока в Москве тянут с решением, целесообразность строительства моста была поставлена под сомнение в самом Крыму. Местная компания «Великий шелковый путь Евразия» предложила Путину отказаться от проекта моста через пролив и реконструировать существующую паромную переправу.

Паром на Керченской переправе в порту «Крым». Фото: Лев Федосеев / ТАСС

Свое отношение к строительству моста через пролив высказали и в ЕС. Представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности и заместитель главы Еврокомиссии Федерика Могерини призвала приложить все усилия, дабы не допустить создания сухопутного коридора между Крымом и остальной территорией РФ. Очевидно, в Брюсселе опасаются, что постоянная переправа окончательно закрепит Крым в составе России. Собственно, об этом же и говорят нынешние власти полуострова, связывающие окончание «переходного периода» именно с завершением строительства моста через пролив.

От Тмутаракани до Шпеера и Сталина

Во времена Боспорского царства через пролив уже существовала постоянная переправа, о чем можно судить по названию греческого города Порфимий («Переправа»), расположенного в северо-восточной части современной Керчи. В Античные времена преодолеть пролив было, видимо, легче, чем в наши дни, так как уровень моря был ниже (сейчас наибольшая глубина Керченского пролива — 18 метров). Нынешний уровень Черного и Азовского морей установился приблизительно тысячу лет назад, в то время, когда на берегах Керченского пролива существовало русское Тмутараканское княжество. В 1792 году на берегу пролива был найден Тмутараканский камень, надпись на котором гласит: «В лето 6576 года (1068 год по современному исчислению) князь Глеб мерил море по льду от Тмутаракани до Корчева (Керчь) 14 тысяч саженей (более 20 километров. — РП)». Ученые предполагают, что камень этот был поставлен на переправе как своеобразный дорожный указатель.

Первый проект моста через пролив предложил в конце XIX века сын великого ученого Дмитрия Менделеева Владимир. Его план заключался в сооружении запруды от мыса Павловского к косе Тузла, а потом с нее — на Тамань. Как вспоминает Дмитрий Менделеев, проект родился у его сына, тогда еще пятнадцатилетнего подростка, когда они вместе путешествовали по Крыму и Южной России в 1880 году. Однако осуществиться планам Владимира Менделеева было не суждено — в 1898 году он умер в 33-летнем возрасте. Спустя несколько месяцев после его смерти в Санкт-Петербурге была издана книга «Проект поднятия уровня Азовского моря запрудою Керченского пролива. Составлен Владимиром Дмитриевичем Менделеевым. Посмертное издание, с приложением 2 карт и 5 разрезов».

Но Менделеева-младшего в первую очередь интересовало повышение судоходности Азовского моря, а не строительство постоянной переправы — в своей работе он указывал на недоступность Азовского моря для больших морских судов, возрастание роли этого важного водного пути в связи с развитием хлебной и каменноугольной торговли в регионе. Автор проекта предложил перекрыть Керченский пролив плотиной и поднять уровень моря на 20,5 метра. Это открыло бы доступ океанским судам непосредственно к причалам Мариуполя, Таганрога, Ростова, Бердянска. Однако зона затопления при сооружении дамбы составила бы одну пятую от площади всего Азовского моря. Несмотря на всю грандиозность проекта, а возможно, и в силу этого публикацией труда все дело и ограничилось.

Рабочие компании «Мостотрест» у моста через реку Ока во Владимирской области. Фото: Станислав Красильников / ТАСС

К идее сооружения переправы через Керченский пролив возвращались в начале ХХ века англичане, которые проложили здесь по дну телефонный кабель. Однако реализации проекта помешали войны и революции.

Идея дамбы с пропуском воды и гидроузлов разной конструкции еще долго не отпускала прожектеров в связи с повышением солености Азовского моря — оно получает все меньше воды из рек, которые разбираются на сельскохозяйственные и промышленные нужды, компенсируя это более соленой черноморской водой. Эту идею, в частности популяризировал в 1972 году журнал «Вокруг света». Издание оценило строительство плотины с автомагистралью в 300 млн рублей. «По всему фронту бетонной плотины устроят двести донных отверстий — прямоугольных проемов размером в сечении пять на два с половиной метра, перекрываемых металлическими поворотными затворами. В зависимости от направления, силы ветра и высоты волн можно будет, маневрируя затворами, регулировать водообмен между морями, предотвращать нежелательное перемешивание, пресловутые нагоны и сгоны», — писал журнал.

Первыми же, кто соорудил постоянную переправу через Керченский пролив, оказались немецкие оккупанты. Правда, это была всего лишь канатная дорога с дневной пропускной способностью в тысячу тонн. Как пишет в своих воспоминаниях рейхсминистр вооружений и боеприпасов Германии Альберт Шпеер, «такой объем грузов худо-бедно обеспечивал потребности находившейся в обороне на Кубани 17-й армии».

По словам Шпеера, в начале 1943 года, когда немецкие войска на Кавказе уже потеряли инициативу, а судьба 6-й армии под Сталинградом была решена, Гитлер отказывался признать, что перелом в войне наступил и потребовал строительства пятикилометрового шоссейного и железнодорожного моста через Керченский пролив. «Свой приказ о строительстве моста, — пишет Шпеер, — он недвусмысленно обосновывал необходимостью снабжения передовых частей на Кубани техникой и свежими пополнениями для новой наступательной операции». Весной 1943-го началась непосредственная подготовка к строительству, по плану мост должен был быть полностью закончен к августу 1944-го. В Крым начали поступать отдельные конструкции для моста, шпалы, рельсы и прочее, хотя Шпеер признавал, «тогда уже было очевидно, что мост этот никогда не будет достроен». Действительно, к 9 октября 1943 года все гитлеровские войска покинули Кубань, и необходимость в таком сооружении отпала.

Альберт Шпеер во время интервью в своем доме в Гейдельберге, ФРГ, 11 сентября 1969 года. Фото: Kurt Strumpf / AP

Альберт Шпеер во время интервью в своем доме в Гейдельберге, ФРГ, 11 сентября 1969 года. Фото: Kurt Strumpf / AP

И все же мост был возведен, но уже усилиями СССР (разрушенная гитлеровцами при отступлении канатная дорога также была восстановлена). Для этой стройки широко использовались уже заготовленные немцами материалы (большие запасы цемента и металлоконструкций — длинномерные широкополочные двутавровые балки Пейне высотой один метр и сваи из шпунта и швеллеров) и уже проделанные первичные строительные работы. То есть, по существу, Сталин реализовал проект Шпеера. Полную длину мостового перехода, который протянулся от косы Чушка до Еникальского полуострова между мысом Опасное и поселком Жуковка, образовали 115 однотипных 27-метровых пролетов, поворачивающееся на средней опоре 110-метровое пролетное строение двойного отверстия над фарватером крупных судов, а также эстакады и каменные дамбы у берегов. Всего было забито 2340 свай. На строительстве было занято 11 500 человек. Мост сдали во временную эксплуатацию в ноябре 1944 года, а уже в феврале 1945-го по нему прошел поезд советской делегации, которая возвращалась с Ялтинской конференции. Но буквально через несколько дней шторм и мощный ледоход из Азовского моря — явления, привычные для этих мест — разрушили 15 пролетов моста. К концу февраля оказались разрушенными 42 из 115 опор. После окончания войны Сталин в силу непомерных затрат отказался от идеи воссоздания моста, приняв решение ограничиться паромной переправой. Оставшиеся же от моста опоры еще долгое время осложняли судоходство в проливе — от них избавились только к концу 60-х годов.

Те же причины, которые не дали связать два берега пролива советским строителям, могут и сейчас помешать замыслам российского руководства. Речь идет в первую очередь о природных факторах. Расчетная сейсмичность керченского региона составляет 8–9 баллов, раз в пять лет здесь наблюдаются крайне суровые зимы с мощными девятибалльными штормами. Азовское море вообще считают одним из самых штормовых и опасных для судоходства в мире. Помимо этого, средняя толщина ледяного покрова в проливе составляет 30 сантиметров, максимальная — 64 сантиметра. Чтобы противостоять этим природным факторам, опоры моста должны быть максимально укреплены, однако тут возникает другая сложность: большую часть дна пролива составляет многометровый слой ила, поэтому сваи для опор должны быть чрезвычайно длинными — до 100 метров. Опыта реализации проектов такой сложности отечественные мостостроители не имеют, да и вряд ли в мире кто-то способен сегодня построить такой мост.

Если у Вас возник вопрос по материалу, то Вы можете задать его специальной рубрике Задать вопрос Деловая поездка закончилась катастрофой Далее в рубрике Деловая поездка закончилась катастрофойВодитель снегоуборочной машины, при столкновении с которой загорелся самолет Falcon с главой нефтегазового концерна Total на борту, был пьян Читайте в рубрике «Запад предпочитает либо "невидимое" убийство, либо убивать красиво»Британский политолог Кристофер Коукер — о том, как изменилась сущность войн в XXI веке «Запад предпочитает либо
Комментарии
11 декабря 2014, 15:44
Текст был удален модератором, так как нарушает правила комментирования
23 октября 2014, 16:51
Мне представляется, что таким комментаторам, у которых рождаются идеи об оказании военной помощи ополченцам Донецкой области для "пробивания" сухопутного коридора от территории Ростовской области до Крымского полуострова, надо срочно обращаться к врачам! Жители южных областей Украины сами сделают выбор своего будущего, в особенности после событий лета и осени 2014 года. А относительно моста через Керченский пролив можно и нужно прекратить дебаты в современной международной обстановке. Пусть даже сверхпрочным оказался бы этот мост, но простоял бы до первого ракетного удара с территории Турции, которая входит в блок НАТО, а натовские вояки очень любят наносить ракетные удары, в особенности с тех территорий, где им самим можно спуститься в подземные бункеры. Если уж пытаться всерьёз заботиться о туристах из континентальной России в Крым, то самым лучшим способом перевозки пассажиров были и будут поезда, маршруты следования которых пролегают через Мелитополь. Пользуясь возможностью общения с комментаторами настоящего портала, я попытаюсь вкратце обратиться через комментаторов к миллионам жителей нашей планеты с предупреждением о том, что российские чиновники, которые готовы выделить на мостовой переход через Керченский пролив сотни миллиардов рублей, игнорируют предупреждения учёных о вероятности разрушения земляной плотины Цимлянского гидроузла из-за подвижек земных блоков по линиям глубинных тектонических разломов, обнаруженных ими под этой земляной плотиной, а также под площадкой Ростовской АЭС, расположенной на побережье Цимлянского водохранилища вблизи города Волгодонск Ростовской области. После разрушения этой земляной плотины вода уйдёт не только из чаши Цимлянского водохранилища, но также и из водоёма-охладителя Ростовской АЭС. О последствиях отсутствия запаса воды на площадке АЭС можно судить по событиям на японской АЭС "Фукусима-1". Катастрофа на Ростовской АЭС будет отличаться тем, что радиоактивные воды из систем охлаждения двух атомных реакторов будут отправлять по руслу реки Дон мимо множества городов и посёлков в долине Дона, а после отравления всего живого в долине Дона радиоактивные воды отравят акваторию Таганрогского залива и прибрежные воды, омывающие территории Донецкой, Запорожской и Херсонской областей. Апофеозом моей многолетней переписки с российскими чиновниками по поводу необходимости предотвращения катастрофы на Нижнем Дону и в Азовском море можно считать следующие строки из ответа мне руководителя "Ростоблкомприроды" Г. И. Скрипки: "... поскольку масштабных катастроф в этом районе не было зарегистрировано в обозримом прошлом, нет оснований ожидать их в обозримом будущем".
22 октября 2014, 18:10
все так переживают из-за стоимости, а толку. Мы с вами этих денег все равно не увидим, ведь все проблемы были и до присоединения Крыма и ничего не кинулись делать, так может пусть хоть что-то путное будет. Кстати, на пароме и ехать дорого получается на машине, так что мост для людей не только удобно, но и явно дешевле.
Zed
22 октября 2014, 10:32
Только канатная переправа? )))
22 октября 2014, 17:35
Может проще насыпь замастырить, или вообще дирижабли пустить!? )
22 октября 2014, 14:07
Смех смехом... По-моему, дешевле помочь ополченцам выбить украинские войска из мариуполя и бердянска, погнать укропов до крымского перешейка и забрать под контроль проезд в Крым по земле!!
22 октября 2014, 10:32
Последний абзац статься наводит вообще на мысль, а будет ли он безопасен при таких условиях. Хотя если честно, не каждому удобен самолет, т.к. Это нужно конкретно и задолго планировать, чтобы хоть как-то сэкономить, но и ждать на паром по суткам тоже ад, не могут они ничего с паромами придумать. Т.к. в большой шторм не ходят паромы.
22 октября 2014, 09:52
Краткое содержание статьи: Шпеер и Сталин 70 лет назад мост не построили, значит это невозможно.
22 октября 2014, 17:40
Значит особой нужды в том не было - вот и не строили! В то время Украина и Россия были едины и неделимы!
22 октября 2014, 04:49
Мост через залив Сан-Франциско подвесной, а не висячий.
21 октября 2014, 23:44
А может быть все-таки сделать подводный тоннель? Это конечно куда более затратно, но ведь и более надежно...
К тому же ведь расстояние не такое уж и большое - около 10 км. Загнать туда московских метростроевцев, и айда бурить. Глубина там не такая уж и большая, насколько я понимаю, ведь так?
22 октября 2014, 00:42
Грунты неустойчивые. Плюс сейсмичность. Если говорят сваи вбивать на 100 метров, то тоннель надо ещё глубже, а это уже бред. На таком уровне самое глубокое метро в мире - в Питере.
22 октября 2014, 14:06
А как кстати строили мост во Владике? На подвесных системах.
22 октября 2014, 17:46
Один мост уже построили подобный, не простоял он долго, так что в этот раз будут строить основательно. Хотя я считаю, что самый лучший и безопасный вариант- понтонный мост, никакие землетрясения ему не страшны и это гораздо дешевле, чем вбивать сваи на 100 метров внизу, на протяжении 10 км.
22 октября 2014, 10:30
Однако ведь питерский метрополитен как-то умудрились построить, при чем еще пол-века назад...! А тут каких-то 10 километров тоннеля не могут проложить....!?
11 февраля 2015, 17:23
питерский метрополитен идёт в более-менее твёрдом грунте намного ниже 30-40-метрового слоя жидкой грязи. а тут надо заглубляться на 100 метров только под ил, значит на 150 метров минимум...
с учётом максимального уклона для ж/д путей 1:100 надо будет делать плавные спуски по 15 км с каждой стороны - т.е. туннель будет не каких-то 10 км, а все 50 - с учётом того, что на болотистой Тамани надо будет найти сухое местечко для начала вбуривания.
и все эти 50 км должны быть защищены от тектонического сдвига...
да и туннелей должно быть либо 1 сверхширокий и многоуровневый (2-полосная ж/д + 2х3-полосные автострады + технические туннели для спасения, ремонта и т.д.), что упирается в проблему строительства 2 сверхшироких проходческих щитов, либо 4 параллельных для разнесения вышеуказанного - а это уже 200 км туннеля.
для справки: весь Ленметрополитен составил 120 км за 60 лет...
21 октября 2014, 23:24
Кто что украинцам вернет? Прикалываетесь? Там даже гадальный с Ходорковским Крым российским признали, Украина пусть внутренние проблемы решает
21 октября 2014, 20:46
Угробить кучу народных денег, а потом придется всё вернуть украинцам? Идиотская затея. В стране море нерешенных проблем, а тут выдумывают новые. У нас через Волгу мост уже 10 лет построить не могут, а здесь вместо нашего строят для дяди.
22 октября 2014, 12:46
Фантазер, однако. Крым был и останется русским! Никогда и никто уже не вернет полуостров Украине.
23 октября 2014, 08:36
Фантазер фантазером, а набрал плюсов большую кучу, видимо много у него сторонников и сообщников.
22 октября 2014, 00:39
1. Как вернуть?
2. Сколько мостов через Волгу, а сколько через Керченский пролив?
21 октября 2014, 23:32
Вернуть все, кому это вернут? Как пить дать - вы не из Поволжья!
21 октября 2014, 20:40
стоять в Крыму с ребенком в машине сутки на переправе точно ад, а без машины в Крыму делать особо нечего, такие пейзажи и красота, что жалко просидеть в одном месте.
21 октября 2014, 18:33
Мост однозначно нужен, паромами ничего не сделаешь. Если хотим развивать крымский туризм, то без моста не обойтись. Те, кто по нескольку суток простоял в этом году на керченской переправе, в следующем году в Крым уже не поедут.
21 октября 2014, 17:55
Пролеты эти никому не нужны, сейчас идет речь о скорейшей постройке нормальной переправы,стационарной, так пусть будет мост хотя бы в две полосы- пусть движение по нему будет медленным, но это лучше чем по двое суток на солнцепеке ждать парома.
21 октября 2014, 23:34
Если делать - то делать капитально, с железнодорожным полотном и полосами для автотранспорта!
22 октября 2014, 11:13
Очередной глобальный проект, на котором своруют миллиард и затянут на 5 лет.
22 октября 2014, 14:43
да пусть своруют, главное чтобы результат был по итогам воровства, как во Владике, вроде и денег украли, но и мост построили
27 октября 2014, 15:36
А кому нужен мост во Владике?
22 октября 2014, 17:14
А что - разве без этого ни как нельзя!? Что за разгильдяйство в государственных масштабах!?
27 октября 2014, 11:35
Слишком много в строительстве откатов. Знакомый , работающий в большом строительстве говорил еще несколько лет назад, что когда считают смету то умножают полученный результат на 2.5 иначе тендер тебе не получить, ведь полтора от этого коэффициента ты отдашь чиновникам , думаю сейчас коэффициент вырос.
21 октября 2014, 16:13
Место сейсмическое, проблем будет много, но мост необходим! Весь Крым его ждет, и дождется!! Владивосток же дождался?
21 октября 2014, 18:35
Можно только в одном случае отложить строительство моста - если армия Новороссии отобьет у нацгвардии сухопутный коридор.
22 октября 2014, 17:37
Только вот для этого Херсон с Одессой должны присоединиться к Новороссии в своем стремлении к независимости от остальной бандеровско-нацистской Украины!
21 октября 2014, 15:56
Не знал, что при Сталине мост почти построили, но строить однозначно надо, японцы осилили, шведы с датчанами смогли, а мы что хуже что ли, нет не хуже, потому должны построить
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Анализ событий России и мира
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях. Только экспертный взгляд на события
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!