Мост на Родину
4 мин чтения
Дмитрий Медведев на острове Итуруп на Курилах, 22 августа 2015 года. Фото: Дмитрий Астахов / РИА Новости

Дмитрий Медведев на острове Итуруп на Курилах, 22 августа 2015 года. Фото: Дмитрий Астахов / РИА Новости

Строительство реальной инфраструктуры на Дальнем Востоке надежно привяжет Курильские острова к России

Сегодня, 2 сентября, исполнилось 70 лет с момента завершения Второй мировой войны. Последним, одним из самых последних ее сражений стала десантная операция, в ходе которой Красная армия овладела Курильскими островами. Самые тяжелые бои, вплоть до рукопашных схваток, были за самый северный остров Большой Курильской гряды — Шумшу, который находится в непосредственной близости от Камчатки. В итоге войскам, подчиненным маршалу Василевскому, удалось сломить сопротивление японцев и вынудить командующего японскими войсками генерал-лейтенанта Фусаки Цуцуми принять условия капитуляции. Следом силами Тихоокеанского флота были заняты острова Южно-Курильской гряды: Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи.

События эти для российского Дальнего Востока настолько значительные, что отмечают их с размахом. Выпущены тематические почтовые конверты — в рамках ритуала памяти участников операции состоится их спецгашение. Камчатским ветеранам вручили юбилейные медали. Через пролив к острову Шумшу запланирован марафонский заплыв. А в фактической «столице» Курильских островов Южно-Сахалинске прошел военный парад. Участников заплыва приветствовал премьер-министр России Дмитрий Медведев, который недавно как раз побывал в регионе, и в том числе на острове Итуруп. Он отправил правительственную телеграмму, в которой отметил «великий подвиг героев» прошлого.

Этот жест со стороны Москвы важен как никогда. Визит премьера на Дальний Восток вызвал бурю эмоций и негодования со стороны Японии, которая по-прежнему считает Южные Курилы своими. Японский МИД даже не постеснялся выступить с крайне эмоциональным заявлением о том, что действия Медведева «ранят чувства японского народа». Впрочем, помимо эмоций ведомство прибегло и к шантажу — пригрозило отменить визит в Москву министра иностранных дел Фумио Кисиды и даже поставило под сомнение поездку Владимира Путина в Токио, которая запланирована на осень. Очевидно, что в условиях нарастающей в мире конфронтации вопрос принадлежности Курил сам собой не рассосется и Япония будет пытаться «кусать» Россию все активнее.

Причем опасность представляет не столько военная сила, применить которую Япония явно не осмелится, а соблазнение, обольщение местных жителей обещаниями жизни «как в Японии». Что греха таить — пример богатой и преуспевающей страны, расположенной рядом, разлагающе действует на некоторых соотечественников. Пусть, мол, придут японцы, тогда и заживем по-человечески, рассуждают они. Бороться с такими настроениями полицейской силой невозможно. Этому можно противопоставить лишь собственное успешное развитие. Такое впечатление, что после многолетнего равнодушия Москва становится все более внимательной к нуждам Дальнего Востока. Последний визит премьера красноречиво свидетельствует об этом.

Пока, правда, внимание носит скорее виртуальный характер. На образовательном форуме «Острова», организованном «Росмолодежью», молодые люди, облаченные в одинаковые красные куртки, делились креативными идеями. Так, одна из них предполагает применение космических технологий к нуждам каждого россиянина и особенно к каждому жителю Дальнего Востока. «С помощью экспериментов на орбите и суборбите можно решить транспортную проблему, это совершенно другие скорости. Яркий слоган нашей сверхидеи — каждый гражданин России должен иметь возможность завтракать в Ярославле, обедать в Хабаровске и ужинать в Санкт-Петербурге», — цитирует одного из докладчиков издание Sakhalin.Info.

Сражение за Курильские острова Шумшу и Парамушир. Начало высадки десанта, 1945 год. Фото: ТАСС

Есть идеи, озвученные российским руководством, и по созданию на Курилах зоны опережающего развития, а продвижение аква- и марикультуры привлечет сюда мощный поток туристов. Эти малопривычные для русского уха термины заставляют вспомнить о модном проекте «Сколково»  и «распиленных» господином Меламедом сотнях миллионов бюджетных рублей. И ведь есть способ действительно резко улучшить ситуацию в регионе, прекратить отъезд отсюда жителей и намертво привязать эти территории к России. Нужно построить, наконец, мост на Сахалин.

От Керчи до Сахалина

В отличие от фантазий креативной молодежи, идея строительства моста на Сахалин имеет долгую историю. Связать крупнейший остров с материком намеревался еще Иосиф Сталин. Причем реализация проекта началась как раз в послевоенные годы. Предвосхитив будущее, генералиссимус одобрил план строительства даже не моста, а тоннеля по дну пролива Невельского. Были уже проведены все предварительные работы, на которых трудились преимущественно условно-досрочно освобожденные заключенные. Однако со смертью Сталина стройку остановили. По воспоминаниям инженера Кошелева, большинство экс-зеков-строителей более восьми месяцев ожидали возобновления работ и разъехались только после того, как стало окончательно ясно: тоннеля не будет. «Мы об этом писали в Москву, просили и умоляли. Я считаю прекращение строительства тоннеля какой-то дикой, нелепой ошибкой. Ведь в тоннель были вложены миллиарды рублей народных денег, годы отчаянного труда. И самое главное — тоннель действительно необходим стране», — с горечью писал Кошелев.

С тех пор идея строительства моста стала популярна на острове. Возникло общественное движение в поддержку проекта. Местные власти тоже говорят об этом не переставая, ведь без нормальной связи с Большой землей экономика этого богатого края не может полноценно развиваться. Только лишь авиасообщение столицы острова Южно-Сахалинска с материком вызывает у жителей региона чувство оторванности, изоляции от Родины. Появление моста снимет напряжение, позволит свободно вздохнуть местным предпринимателям, даст толчок развитию, дополнительно привяжет Курилы — часть Сахалинской области. Японцы будут в бешенстве? Ну и пусть.

К тому же с технической точки зрения здесь нет никаких сложностей. Пролив Невельского в самом узком месте шириной всего 7,3 километра и глубиной 7 метров, что сопоставимо с крупной рекой. Для сравнения, под Ла-Маншем пролегает тоннель протяженностью 51 километр. Нищий Египет, здорово пострадавший после «арабской весны», смог всего за год вместо запланированных трех прорыть новое русло Суэцкого канала длиной аж 82 километра. Да и Керченский мост, который наконец-то начали строить, с инженерной точки зрения сопоставим с возможным мостом на Сахалин.

Мосты, будучи элементами инфраструктуры, имеют ключевое геополитическое значение. Вспомним: что бомбили натовские войска в Югославии, кроме объектов телевидения? Правильно, мосты. Тот же мост в Керчи вроде бы можно и не строить, есть паромная переправа, но всем очевидно, что этого недостаточно. То же самое и на Сахалине. Появление этих двух мостов физически расширит страну, усилит ее крайние территории и позволит им развиваться в унисон с материком.

Конечно, такая масштабная стройка недешева, но тут, на счастье, в регионе, на шельфе Охотского моря, обнаружены крупные залежи нефти и газа. Тот же премьер Медведев подписал на днях постановление о присоединении к российской территории нефтеносного шельфа площадью 50 тысяч квадратных километров. Да и голландская «Шелл» участвует в проекте Сахалин-1, наверное, не за красивые глаза. Представляется разумным, чтобы часть прибыли с этих месторождений направить на нужды Дальнего Востока. В том числе и на строительство моста на Сахалин.

Не то чтобы власти возражали против такого проекта. О его важности и необходимости говорили и глава РЖД Владимир Якунин, и полпред президента Виктор Ишаев, однако до окончательного решения дело никак не дойдет. Последнее по времени движение — проект моста был рассмотрен в Минвостокразвития. По мнению его главы Юрия Трутнева, проект требует дальнейшей доработки. Экономист же Вячеслав Иноземцев и вовсе считает, что мост на Сахалин не нужен, так как «экономика должна развиваться естественно, как везде в мире». С его подходом «естественным» будет заполнение российского «вакуума» развитыми странами: Японией, США, Китаем. Вряд ли наши предки героически сражались за дальневосточные территории, заставляя самураев бежать «под напором стали и огня», чтобы однажды возобладали взгляды таких вот иноземцевых.

Читайте нас в мобильном приложении

Если у Вас возник вопрос по материалу, то Вы можете задать его специальной рубрике Задать вопрос А ты помог «Трансаэро»? Далее в рубрике А ты помог «Трансаэро»?По долгам авиакомпании, приобретаемой «Аэрофлотом», будет расплачиваться вся Россия Читайте в рубрике «Бизнес» Во что инвестировать в России. И во что ― не стоитКак избежать ошибок с размещением средств на рынке Во что инвестировать в России. И во что ― не стоит
Подписывайтесь на канал rusplt.ru в Яндекс.Дзен
Подписывайтесь на канал rusplt в Дзен
Комментарии
05 сентября 2015, 17:28
Прежде всего надо быть реалистами и понимать, что Курильские острова для России имеют прежде всего военно-стратегическое значение, и развивать лишнюю инфраструктуру на них не имеет смысла. А вот Сахалин и Камчатку однозначно надо развивать во всех отношениях!!!
04 сентября 2015, 11:19
И следующий мост, по нашему предложению, строить с Сахалина на Хоккайдо.
03 сентября 2015, 18:48
Привязать можно только честностью и государственным мышлением. Пока только болтовня и казнокрадство.
03 сентября 2015, 15:25
Японским политикам пора бы уже успокоиться и принять как данность неоспоримое российское право на территории Курил!
В конце концов они сами виноваты в том что выступили против России и с треском проиграли. Тем более, что изначально эти территории японцам не принадлежали - они так же как и наши казаки пытались завладеть ими силой.
03 сентября 2015, 21:08
Не выступали японцы против России. А если кидаться в то, что кому принадлежало "изначально", то России придётся удовольствоваться Московской и Рязанской областями.
05 сентября 2015, 17:25
Дешевый и гнилой базар. Это вам такие темы ваши заокеанские кураторы задвигают?
03 сентября 2015, 12:51
Сейчас на Дальнем Востоке откроют свободную экономическую зону, вот тогда бизнесс начнет качать по полной
03 сентября 2015, 12:04
Наконец наша власть поняла, что нельзя раздавать свои земли. Ещё бы к китайцам такую же позицию применили.
03 сентября 2015, 14:22
А кому наша власть раздавала земли? Обоснуйте ваши заблуждения.
03 сентября 2015, 10:50
Нужно на острова людей заманивать с материка. Давать жилье, хорошую работу. Без этого пропадут территории. Нужно заселять и развивать их.
03 сентября 2015, 15:27
Согласен, надо активно развивать! А для этого нужны люди, которые станут основным и постоянным населением островов!
02 сентября 2015, 22:39
Поставить в планы на 2030 год и осуществить проект, надо же привязывать по полной, как раз на керченском мосту все отрепетируют и можно будет строить
03 сентября 2015, 21:09
На керченском мосту можно отрепетировать разве что схемы воровства из Бюджета. Там совсем-совсем другие условия. Даже вода другая.
02 сентября 2015, 21:45
Кстати говоря - на мой взгляд подземный тоннель по дну Невельского пролива или Амурского лимана, на мой взгляд, выглядит куда более предпочтительно, учитывая климатические условия региона...
И ещё:
Не пора ли, наконец-то, переименовать острова Курильской гряды, дав им нормальные, русские названия!?!
02 сентября 2015, 20:52
Мост на Сахалин надо строить по любому! Понятно что сейчас правительство не потянет - дорого, но мож напрягут олигархов, проезд сделать платным и собственно зарабатывать на мосте
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Читайте самое важное в вашей ленте
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях и читайте наиболее актуальные материалы
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!