Новости – Общество
Общество
«Москва не инициирует никаких политических движений в Европе»
Матеуш Пискорски. Фото: Алексей Совертков/ «Русская планета»
Председатель польской партии «Смена» Матеуш Пискорски о внутриполитической ситуации в Польше
15 марта, 2016 11:00
14 мин
Генеральный директор Европейского центра геополитического анализа, председатель польской партии «Смена» Матеуш Пискорски рассказал «Русской планете» о взаимоотношениях Польши с ЕС и США, истинном отношении поляков к России и перспективах возрождения Речи Посполитой.
— Матеуш, вы являетесь польским пророссийским политиком. С чем связано появление в европейских странах партий и активистов, выступающих против антироссийских санкций, политики Брюсселя и Вашингтона, за сближение с Россией и традиционные ценности? Каким образом их поддерживает Кремль?
— Политические партии и движения появляются тогда, когда есть общественный запрос на данные партии и движения. Поэтому я не думаю, что здесь может идти речь хоть о какой-то поддержке Кремля. Москва не инициирует никаких политических движений в Европе, хотя с такими обвинениями в адрес Москвы выступали представители американского истеблишмента. Несколько недель назад мы с удивлением узнали, что на территории Евросоюза сейчас проводится расследование американских спецслужб относительно возможной поддержки пророссийских движений в Евросоюзе из Москвы. Удивительно то, что на территории Евросоюза расследованиями источников финансирования политических партий занимаются американские спецслужбы. И уже это говорит о том, что на самом деле существование общественного спроса на эти политические силы является обоснованным, поскольку Европа, к сожалению, подчиняется США, в том числе и спецслужбы стран ЕС работают на своих американских партнеров. Американские структуры и спецслужбы имеют полный и свободный доступ ко всем источникам, в том числе к секретным данным, на территории Европы. Многие из граждан ЕС ощущают, что Европа на самом деле является не самостоятельным игроком, как им бы этого хотелось, а лишь придатком США, инструментом политики, проводимой США по отношению к России, Китаю и другим странам, которые Вашингтон считает своим конкурентами. И, безусловно, на волне этого растущего осознания геополитической обстановки Европы появляются новые политические общественные движения, которые не согласны, которые выражают свой протест в отношении политики, проводимой ЕС и руководствами отдельных стран Евросоюза.
Парламентские выборы в Польше
Парламентские выборы в Польше. Фото: AFP
— Расскажите о пророссийских силах в Польше — о вашей партии «Смена» и других.
— Наша партия, к сожалению, не смогла участвовать в последних парламентских выборах, так как суд очень долго принимал решение, связанное с регистрацией партии, в которой нам отказывали под разными предлогами, и было ясно, что это связано с возможностью участия партии в выборах. Учитывая общественное мнение поляков, безусловно, партия, которая говорит о необходимости конструктивного диалога с Россией, с другими восточными соседями Польши, является определенной угрозой в глазах и с точки зрения польского политического истеблишмента. За один день до проведения учредительного съезда партии «Смена» тогдашний министр иностранных дел Польши, который одновременно являлся членом Совета безопасности нашей страны, публично говорил о том, что партия является угрозой для национальных интересов Польши и государственной безопасности. Системные партии Польши, представители польских политических элит, предыдущие правящие партии и сегодняшние правящие партии настроены на то, чтобы препятствовать любым нашим инициативам, так же как и деятельности других политических общественных структур в Польше, которые не согласны с их точкой зрения по поводу внешней политики. В Польше есть ряд общественных организаций, с которыми наша партия «Смена» тесно сотрудничает и которые занимаются как раз отдельными вопросами, связанными с инициированием польско-российского диалога. Это, например, общество «Курск», которое занимается восстановлением памятников солдатам Советской армии, участвовавшим в освобождении Польши во времена Второй мировой войны. Есть ассоциация «Польша Восток», которая объединяет всех, кто считает, что основным направлением внешней политики Польши должно быть сотрудничество с нашими восточными соседями, в первую очередь с Россией. Есть отдельные политики, в том числе и депутаты Европарламента, которые не обязательно разделяют взгляды партии «Смена», но тоже считают, что необходимо налаживать экономическо-политические отношения с РФ. Это, например, партия «Конгресс новых правых», с которой мы в большей степени находим общий язык. Я уверен, что на ближайших выборах Польши эта партия сможет получить значительный результат, если будет допущена к участию. Кроме того, есть еще ряд других небольших организаций, которые придерживаются схожих идей.
— Польша — одно из наиболее русофобски настроенных государств. Может ли эта ситуация измениться, как вы считаете?
— Во-первых, большинство поляков настроены положительно по отношению к России. Не только по отношению к российскому народу, но и к действиям российской власти, российского руководства. Также положительно оценивается тот факт, что политическое руководство РФ защищает традиционные ценности в своей стране, что Россия является практически единственной страной Евразии, которая пытается защищать интересы Европы в связи с угрозой мирового терроризма. Так что я не замечаю русофобии среди обычных граждан Польши, но очень агрессивный вид русофобии распространен среди политических элит страны. И партия «Гражданская платформа», которая находилась у власти до ноября предыдущего года, и партия «Право и справедливость» Ярослава Качиньского, которая сейчас находится у власти, — это очень антироссийски настроенные политические силы, которые, скорее всего, напрямую контролируются Вашингтоном, и они не очень обращают внимание на то, что считают поляки.
— Вы рассказали про общество «Курск», которое восстанавливает советские памятники, но на самом деле чаще происходит обратное: демонтаж памятников генералу Черняховскому, осквернение могил воинов Красной армии. Почему идет борьба с исторической памятью и как Россия может защитить свои ценности?
— Опять же подчеркиваю, что речь идет о политике государственного уровня, правящих элит Польши, а не мнении большинства поляков. Это удивительно, ведь, в отличие от Прибалтики и Украины, в Польше практически не существовали коллаборационистские движения во время Второй мировой войны, тем не менее политическое руководство страны пытается переделать и фальсифицировать новейшую историю страны так, чтобы Красную армию, которая освободила Польшу от оккупации Третьего рейха, сравнять с армией того же Третьего рейха. К сожалению, ведется государственная политика, направленная на то, чтобы практически уничтожить все символические проявления исторической памяти о Второй мировой войне. Это попытка оборвать все культурно-исторические связи с РФ, ведь, безусловно, одним из самых важных, соединяющих нас всех в Восточной Европе исторических событий была Вторая мировая война и победа в ней, и она была бы невозможна без Советского Союза, также как не было возможным освобождение стран Центральной и Восточной Европы без советской армии. Это переформатирование идентичности и новейшей истории является частью информационной войны, направленной против России, попыткой разрушения нашей общей центральной и восточно-европейской исторической идентичности послевоенных лет. И, безусловно, все эти попытки пользуются определенной поддержкой тех геополитических игроков, которые считают, что их главной задачей стал раскол между странами Восточной Европы.
— Почему Польша сейчас пошла на конфликт с ЕС? В декабре председатель Европарламента Мартин Шульц сравнил смену власти в Польше с госпереворотом, а в январе обвинил президента Анджея Дуду в «путинизации» страны, которая «противоречит базовым европейским ценностям».
— В геополитическом плане все эти события связаны с определенными изменениями внешней политики Польши. Я напомню, что «Гражданская платформа», которая находилась у власти с 2007 по 2015 год, была так или иначе связана с Берлином и Брюсселем. А нынешняя правящая партия — «Право и Справедливость» — связана не столько с Брюсселем и Берлином, а напрямую с Вашингтоном, и мы сейчас наблюдаем за столкновением интересов Берлина и брюссельской бюрократии, с одной стороны, и интересов Вашингтона на территории Европы — с другой. Одним из проявлений этого конфликта является жесткая критика, с которой в Еврокомиссии выступали в основном представители Германии, такие, как председатель Европарламента Мартин Шульц, который выражает мнение немецких социал-демократов, членов правительственной коалиции Германии.
Что касается второго уровня конфликта, он связан с внутренней борьбой либеральных центристских кругов, которые связаны так или иначе с партией «Гражданская платформа» и с другими движениями, разделяющими взгляды этой партии, которые пытаются всеми возможными способами нанести удар по имиджу правящей партии «Право и Справедливость», по имиджу консерваторов. Таким образом, они пытаются перенести этот, по сути, внутренний политический конфликт на европейский уровень. Можно даже сказать, что они занимаются доносами в институты Евросоюза, жалуясь на то, что в Польше нарушаются демократические стандарты. Лично я считаю, что и во время предыдущей коалиции, и во время всех правительств Польши, когда определенная партия приходила к власти, она, естественно, пыталась контролировать все государственные институты. Так что партия «Право и Справедливость» не нарушает никаких демократических принципов, она поступает так же, как поступали ее предшественники, а все эти обвинения связаны с двумя факторами: геополитическим и внутриполитическим.
— Что вы можете сказать про польского президента Анджея Дуду?
— Анджей Дуда не является самостоятельным политиком, в Польше сейчас премьер-министры, президент, правительство полностью зависят от политических решений лидера правящей партии «Право и Справедливость» Ярослава Качиньского. Многие из экспертов и многие из тех, кто лично знает президента Анджея Дуду, прекрасно понимают, что этот человек даже интеллектуально и морально не способен принимать политические решения, он просто выполняет определенную роль — роль, которую обозначает Ярослав Качиньский. Не думаю, что у Анджея Дуды есть хоть какие-то политические взгляды и убеждения, учитывая тот факт, что этот человек совсем еще недавно, до того как вступил в ряды партии «Право и Справедливость», являлся членом одной из польских либеральных партий — «Союза Свободы». Еще в 1990-е годы он довольно активно принимал участие в деятельности партий, которые очень резко отличаются от «Права и Справедливости» в плане политической программы. Так что это просто исполнитель политических планов Ярослава Качиньского. Что касается национального консервативного поворота, он частично связан, наверное, с тем, что вопрос защиты традиционных, христианских ценностей является одной из избирательных стратегий правящей партии, которая позволяет получить довольно большую общественную поддержку.
Анджей Дуда
Анджей Дуда. Фото: Zuma/ТАСС
— Угроза России в Польше явно надуманна, какова реальные мотивы расширения НАТО в Восточной Европе?
— Прежде всего нужно сказать об американском плане «Новой Европы» — блока тех государств Европы, которые расположены между Россией и странами Западной Европы, и создания в этих странах условий для постоянного присутствия вооруженных сил США. В этом году в Польше планируется открытие пяти постоянных военных баз НАТО, в основном в их составе будут военные представители из ВС США. Во-вторых, это связано с тем, что агрессивная военная доктрина НАТО сейчас считает главной угрозой для стабильности всего Запада, в том числе и Европы, Российскую Федерацию. Так что я считаю, что в ближайшее время мы будем наблюдать перемещение основных военных структур НАТО в восточном направлении. В ближайшее время страны так называемой Новой Европы будут являться основным плацдармом для дальнейшей военной экспансии Североатлантического альянса. К сожалению, это будет происходить в основном на территории Польши. Польша в этом году будет проводить саммит НАТО в июне в Варшаве, на котором, скорее всего, будут объявлены дальнейшие шаги в этом направлении.
— В Вашингтоне и Варшаве начали активно обсуждать идею о воссоздании Речи Посполитой — объединении Польши, Белоруссии и Украины. Каковы перспективы воссоздания Речи Посполитой, если будет поддержка США?
— До Второй мировой войны у Польши действительно присутствовали определенные имперские амбиции, поскольку Польша и Россия являются единственными государствами в Восточной Европе, которые были способны на протяжении многовековой истории создавать империи. Безусловно, можно говорить об имперской традиции в Польше, связанной с историческим прошлым. Тем не менее среди обычных граждан нет таких имперских сантиментов, нет чувства, что Польша на данный исторический момент имеет достаточный экономический, культурный и политический потенциал для того, чтобы восстанавливать хоть какую-то империю. Даже от членов самых радикально настроенных националистических группировок Польши я не слышал, чтобы они хотели как-то создавать территориально Польшу в границах, допустим, XVIII века. На данный момент большинство поляков на самом деле интересуются намного больше внутренними проблемами Польши. Если посмотреть на соцопросы граждан Польши, их прежде всего волнуют вопросы здравоохранения, пенсионной системы, безработицы, других вопросов социально-экономического характера, и в последнюю очередь их волнуют вопросы, связанные с возможным территориальным расширением Польши.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости