Общество
Лента новостей
Лента новостей
Сегодня
Политика
Общество
Бизнес
Культура
Сделано Русскими
Личные связи
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Запрещенные организации
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
Новости Общество
Русская планета
Общество

Москва для москвичей с зарплатами в полмиллиона

Небогатым гражданам постепенно отсекают доступ в центр столицы
Михаил Мельников
23 июля, 2015 14:00
6 мин
Зона платной парковки в центре города. Фото: Артем Геодакян / ТАСС
С 8 августа 2015 года в Москве изменяются правила парковки на 75 центральных улицах внутри Бульварного кольца. В дневное время (с 8:00 до 20:00) первый час парковки будет, как и прежде, стоить 80 рублей, а вот каждый следующий — уже 130 рублей. Это новый российский рекорд для общедоступной территории.
Нововведение озвучил лично глава Департамента транспорта Москвы Максим Ликсутов. Он пояснил, что рост цен направлен на благо москвичей — новые тарифы позволят улучшить транспортную обстановку в центре города, дадут приоритет «миллионам пассажиров наземного городского транспорта», снизят число аварий.
Посмотрим, так ли это на самом деле и к чему приведет последовательное удорожание московской парковки.
Давись или плати
Понятно, что перед нами так называемый запретительный тариф. Постоянно пользоваться парковкой по такой цене невыгодно даже весьма состоятельным гражданам. Несложно подсчитать, что 9-часовой рабочий день обойдется автолюбителю в 1120 рублей (80 + 130 х 8). Умножаем это на 22 рабочих дня (24 640 руб.) и с изумлением вспоминаем, что стоимость парковки возле работы по-хорошему не должна превышать 5% ежемесячного дохода. То есть на выходе мы имеем зарплату в 500 тыс. руб. — при таком обеспечении можно будет без ущерба для семейного бюджета парковать машину на одной из 75 «избранных» улиц. Разумеется, существуют абонементы на парковку, но большой экономии они не дают: месячное право на стоянку внутри Бульварного кольца обойдется в 16 тыс. в месяц, то есть всего в полтора раза дешевле. Годичные абонементы — уже по 160 тыс., но многие ли могут сейчас заглянуть хотя бы на квартал вперед?
Легко сделать вывод, что со среднемосковской зарплатой в 56 095 руб. внутрь Бульварного кольца лучше даже не соваться. О среднероссийском доходе (31 335 руб.) вообще можно промолчать.
Отдельная тема — это бесплатные места для машин инвалидов. В центре они сохраняются, но, как правило, на них паркуются автомобили вполне здоровых граждан. Реальных случаев применения части 2 статьи 12.19 КоАП РФ (штраф 5000 руб.) крайне мало, а каких-либо льгот при парковке на «обычных» платных местах у инвалидов нет. Бесплатно парковаться в центре Москвы могут только участники ВОВ, узники концлагерей, многодетные семьи и водители электромобилей. В августе этот список пополнится обладателями званий героев нескольких категорий. Но для инвалидов никаких поблажек не будет. Так что если «специальное» место занято — либо плати, либо садись, как все здоровые, в метро.
Руководитель Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры г. Москвы Максим Ликсутов. Фото: Юрий Машков / ТАСС
Правда, даже здоровых автомобилистов, привыкших пользоваться личным транспортным средством, как правило, палкой не загонишь в подземку. Если разок попасть в давку, например, на «Киевской» или «Комсомольской», этот факт перестает казаться таким уж удивительным. Люди, привыкшие к комфорту, — и черт с ними, пробками — совершенно справедливо не желают с ним расставаться и готовы заплатить почти любые деньги за то, чтобы сохранить свой образ жизни. Естественно, люди, готовые эти деньги взять, тут же нашлись.
Стрижем, бреем
Может сложиться  ощущение, что перед нами почти справедливое перераспределение средств: от богатых автовладельцев — в городской бюджет. И впоследствии на эти деньги строятся дороги, ремонтируются дома, выплачиваются социальные надбавки. Но ощущения обманчивы. Посмотрим лучше на конкретные цифры.
Считается, что с момента запуска проекта платной парковки, то есть за 2,5 года, столица получила 3,8 млрд руб. (то есть примерно по 1,5 млрд в год). Заглянем в бюджет столицы, чтобы понять масштаб успеха, и увидим, что парковка обеспечивает 0,1% всех доходов Москвы (доходная часть на 2015 год — 1486 млрд руб.). Сумма, конечно, все равно ощутимая, но далеко не принципиальная, особенно если сравнить ее с главной расходной статьей, которой является… развитие транспорта, куда в 2015 году должно быть вложено 342 млрд руб.
Тут подойдут сразу две поговорки: «Копейка рубль бережет» и «Хороший пастух свою овцу стрижет, а не шкуру снимает». Фактически в Москве планомерно уничтожают свободный доступ к дорожной сети в центре и на западе города. Развитие платных дорог, платных парковок и эвакуаторный беспредел не столько пополняют бюджет, сколько обостряют социальную напряженность. Речь уже даже не о стрижке — она хоть и регулярная, но всегда на одну и ту же длину. А для Департамента транспорта Москвы граждане, похоже, превратились в эдакие копилки, которые можно не просто безнаказанно опустошать, но и время от времени разбивать с целью изъятия средств. В итоге мы имеем очередной парадокс: ощутимые поборы с населения ведут к незначительному пополнению бюджета. Кажется, в социально ориентированном государстве должно быть наоборот.
Обаяние бизнесмена
Сильнее всего от нововведений будут страдать, конечно, те, кто пользуется парковкой эпизодически, без абонемента (то же относится и к автомобилистам, заехавшим на платную дорогу). Сюрприз в виде запредельного счета за «простой» никак нельзя отнести к числу гостеприимных жестов нашей столицы. Но в каком-то смысле это означает, что Москва таким способом позаботилась о «своих». Спору нет, стратегия «скидки только для постоянных клиентов» — не худший вариант транспортного развития. В конце концов, разумный протекционизм есть основа всякой экономики, и Россия сейчас жестоко расплачивается за многолетнее непонимание этого факта. Но, заметьте, ключевое слово — «разумный». А к политике  московского Департамента транспорта это слово малоприменимо.
Создается впечатление, что миловидный Максим Ликсутов — уроженец Эстонии и бывший европейский бизнесмен — как минимум считает себя подлинным хозяином Москвы, под идеями которого Сергей Собянин просто подписывается. Никогда ни один столичный чиновник не добивался с таким упорством  социального расслоения в городе. Впечатляют последовательность и смелость господина главного транспортника: кто еще осмелился бы резко расширить зону платной парковки за месяц до выборов мэра? А Ликсутов сделал это в 2013 году — и продолжает действовать в выбранном направлении, все больше и больше увеличивая давление на московских автомобилистов. Новая московская олигархия безжалостна и непреклонна в своем стремлении завершить и узаконить материальное расслоение горожан.
Но если московским властям удастся выдавить из города всех бедных, кто будет работать на оставшихся богатых?
темы
6 мин