Новости – Люди












Люди
Домашняя миграция

Фото: Кирилл Каллиников / РИА Новости
Исследование: гастарбайтеры предпочитают работать в частном секторе, здесь выше оплата труда. Приезжие из Украины и Белоруссии получают больше, чем выходцы из Средней Азии
2 апреля, 2014 17:30
6 мин
Мигранты активно занимают в России нишу домашнего труда. В частности, приезжающие на заработок охотно выбирают профессию нянь, сиделок и уборщиц из-за более высокого дохода и возможности не платить за жилье и еду. К тому же, в таких случаях круг рабочих контактов иностранца обычно ограничивается только работодателем. Ради таких условий труда мигранты готовы поступиться своими юридическими гарантиями и правами.
Такие выводы приводятся в докладе «Невидимки на рынке труда: домашние работники – мигранты в России и Казахстане (сравнительный анализ по результатам исследования)», представленном в среду, 2 апреля, на XV Апрельской международной научной конференции «Модернизация экономики и общества» в НИУ ВШЭ.
Анализ был проведен в России и Казахстане Центром миграционных исследований в 2013 году, в нем приняли участие 400 мигрантов-домашних работников – 90% из них были женщины
Согласно выводам доклада, в поиске домашней работы мигрантам в большинстве случаев помогают родственники, знакомые или частные посредники. Иностранцы редко обращаются к кадровым агентам и интернету. При этом, как отмечается в документе, большинство приезжающих на заработок не ищут место в какой-то конкретной области – им важно найти хоть какую-нибудь работу. И в более чем половине случаев мигранты находят вакансию в области домашнего персонала случайно.
Чаще всего при поступлении на работу мигранты не заключают письменного трудового договора, ограничиваясь устной договоренностью – его подписывают только в 13% случаев, говорится в исследовании. При этом 68% опрошенных мигрантов-домашних работников отметили, что не видят необходимости оформления трудового контракта. Лишь 18% из тех, у кого нет такого документа, ответили, что хотели бы его иметь, в то время как 37% опрошенных высказались против договора, еще 45% респондентов сообщили, что им все равно.
В исследовании говорится, что иностранные работники чаще всего не подготовлены ни юридически, ни психологически, не знают специфики домашней работы. Из-за этого они редко участвуют в обсуждении условий найма, в результате сталкиваясь с тем, что им не оплачивают переработки (31% опрошенных выполняют домашнюю работу, помимо той, что была оговорена при найме), возникают вопросы с отпуском, больничным, страховым медицинским полисом.
Не подписывая трудовой договор, мигранты фактически остаются без каких-либо гарантий. Хотя частные работодатели, в отличие от юридических лиц, реже обманывают своих сотрудников, они иногда прибегают к противозаконным методам, таким как отбор паспортов. В исследовании говорится, что среди опрошенных почти каждый пятый отдал свой паспорт работодателю (19%). При этом в Москве это происходить только в 9% случаев, в то время как в Казахстане – в 36%.
Иностранному работнику легче приспособиться к одному работодателю, чем иметь дело с целым коллективом. Чаще всего отрицательным моментом здесь является ограниченность круга общения мигранта. Также у многих из них обычно нет ключей от дома, и они лишены свободы передвижения даже в свободное от работы время. Несмотря на эти недостатки, сфера домашнего труда является для мигрантов одной из наиболее конкурентных. Причина не только в хорошей оплате труда, но и в менее тяжелой работе по сравнению с юридическими лицами.
Авторы доклада отмечают, что по уровню зарплаты наблюдается четкая иерархия доходов в зависимости от гражданства. Для граждан России среднемесячная зарплата составляет 28,8 тысяч рублей, Украины и Белоруссии – 28,7 тысяч рублей. Значительно ниже оплачивается труд работников из Средней Азии: для граждан Узбекистана это 22,8 тысяч рублей, Таджикистана – 23 тысячи, Киргизии – 20,2 тысячи.
Среди домашнего персонала женщины зарабатывают больше мужчин: средний месячный заработок женщин в Москве почти 26 тысяч рублей, мужчин – 21,5 тысячи рублей. Авторы исследования связывают это с тем, что работа няни или домработницы оплачивается лучше, чем водителя, охранника или садовника.
На выбор работодателя между местным и иностранным работником влияют несколько факторов. С одной стороны, иностранные работники более дешевы, с другой стороны, человек хочет быть уверен в том, кого нанимает.
В некоторых случаях, например, при поиске гувернантки для взрослого ребенка, с которым будет необходимо делать уроки, кандидатуры мигрантов, особенно из Средней Азии, сразу отпадают. Авторы исследователя связывают это с языковыми проблемами у иностранных работников, культурными различиями.
У работающих в частном секторе мигрантов обычно налаживаются «добропорядочные отношения» с работодателями и проблем не возникает, рассказывает «Русской планете» председатель профсоюза трудящихся мигрантов Ренат Каримов. По его словам, в его профсоюз не обращаются из-за неоплаты труда и грубого обращения.
«Обычно все это происходит на территории жилого помещения, и ситуация здесь совсем не такая, как, например, на стройке, где берут на работу, уже заранее имея в виду, что зарплату не будут платить», – говорит Каримов.
При помощи «сарафанного радио» работу найти надежнее, чем по объявлениям на улице и в газетах, отмечает глава профсоюза.
Возглавляющая сеть «Миграция и право» правозащитница Светлана Ганнушкина также говорит об отсутствии обращений в их организацию работников домашнего труда из-за плохого отношения со стороны работодателя.
Она называют эту сферу работы мигрантов «стабильной», потому что люди могут сами выбирать место работы, у них достойные зарплаты.
«Это очень хорошая система, ее собираются распространить на тех, кто работает на юридических лиц», – говорит она.
Ганнушкина добавила, что никогда не слышала, чтобы работодатели отбирали паспорта у мигрантов, работающих в частном секторе. «Хотя, какие-то, наверное, бывают эксцессы», – добавила правозащитница.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости