Новости – Общество
Общество
«Полиция решилась на самый простой способ – силовой разгон»
6 мая 2012 года, Болотная площадь в Москве. Фото: Кирилл Каллиников / РИА Новости
Международная экспертная комиссия представила в Москве результаты расследования событий 6 мая 2012 года на Болотной площади
18 декабря, 2013 20:47
5 мин
В офисе правозащитного общества «Мемориал» во вторник прошла пресс-конференция независимой международной комиссии по оценке событий 6 мая 2012 года на Болотной площади. Специалисты представили 70-страничный доклад (pdf) c деталями и общими выводами расследования.
Руководитель российского отделения Human Rights Watch Татьяна Локшина сходу озвучила главный тезис доклада: с точки зрения экспертов, в столкновениях на Болотной площади, которые невозможно квалифицировать как массовые беспорядки, виноваты сотрудники правоохранительных органов, не предпринявшие ни единого действия для медиации (общения. — РП) с организаторами и участниками мирной акции.
«В первую очередь, власти преследовали цель наказания — и активистов, замешанных непосредственно в столкновении, и демонстрантов в более широком смысле — за участие в протестной акции», — сказала правозащитница.
Один из авторов «Руководящих принципов по свободе мирных собраний» БДИПЧ ОБСЕ Сергей Остаф заметил, что российская система организации публичного мероприятия как таковая — крайне непродуманная и противоправная. Фактически процедура уведомления о мирной акции, в рамках которой организаторы мероприятия информируют власти, а последние, в свою очередь, выстраивают свою деятельность в соответствии с уведомлением организаторов, в России «не работает в принципе». «Законодательство Российской Федерации в части процедуры уведомления о публичном мероприятии не соответствует международным стандартам», — отметил соавтор доклада.
Хоть законодательство и предусматривает переговоры между организаторами и властями для нахождения наиболее подходящей формы проведения собрания, на практике эти «переговоры» превращаются в диктат государства по поводу того, что именно, как и когда делать организаторам. В цивилизованной стране этот момент могут урегулировать судебные инстанции, которые устанавливают, нарушаются ли права на собрание или нет. Однако в России, констатировал правозащитник, судебные инстанции работают с запозданием, вынесенные ими решения нерелевантны, а судебные процедуры как таковые «являются недостаточными для защиты права на свободу собраний».
«Ни участники, ни организаторы не обратились в суд, потому что в данном случае он не является эффективным инструментом»,
— говорит Остаф.
Часть пунктов Закона о собраниях, касающихся прекращения или приостановления публичного мероприятия, также не соответствуют международным стандартам. По мнению экспертов, процедура прекращения собрания является чрезмерно жесткой и может применяться в чересчур широком наборе случаев. Как нарушение и повод для ограничения свободы собрания воспринимаются «даже мелкие, несущественные и несистемные отклонения от предписанных условий».
Наконец, определение массовых беспорядков в 212 статье УК РФ является чересчур размытым и тоже не соответствует международным стандартам.
«Согласно международным стандартам собрания могут превратиться из мирных в немирные и тем самым лишиться права на защиту, предусмотренного законодательством о правах человека. Такие собрания могут быть прекращены с использованием соразмерных действий.
Участники митинга "Марш миллионов" во время задержаний на Болотной площади. Фото: Артем Житенев / РИА Новости
6 мая 2012 года, Болотная площадь в Москве. Фото: Артем Житенев / РИА Новости
Однако применение насилия отдельными участниками собрания или их небольшой группой, в том числе их подстрекательские высказывания, автоматически не превращают мирное во всех иных отношениях собрание в немирное.
Разгон собрания следует проводить лишь в том случае, если сотрудники правоохранительных органов приняли все разумные меры для содействия собранию и для защиты его от нанесения ему вреда (включая, например, усмирение враждебно настроенных зрителей, угрожающих применением насилия), а также если существует прямая угроза насильственных действий.
Согласно этим стандартам, разгон собрания не следует применять в тех случаях, когда имеют место насильственные действия со стороны небольшой группы участников собрания», — говорится в докладе.
Эксперты ссылаются на постановление Верховного суда от 22 декабря 2005 года, в котором под массовыми беспорядками понимается «преступление, нарушающее общественную безопасность, способное причинить тяжкие последствия в сфере экономики и политики, парализовать деятельность государственной власти». Соответственно, в докладе комиссии термин «массовые беспорядки» определяется через значительное количество людей, действующих совместно и продолжительно применяющих насилие с угрозой для третьих лиц. Исходя из этого, события на Болотной площади невозможно квалифицировать как массовые беспорядки.
«Вывод очень, очень четок: международные стандарты не были соблюдены. Более того, они были нарушены», — резюмировал выступающий.
Полковник МВД Украины в отставке Олег Мартыненко, специалист в области предупреждения преступлений среди работников органов внутренних дел, отметил, что полиция в европейских странах «действует на принципах разумности, необходимости, прозрачности и подотчетности».
Полиция же на Болотной площади изначально была настроена на проведение не мирного собрания, а массовых беспорядков. На это указывает количество самого личного состава, достигавшее 6 мая в Москве 13 тысяч человек, из которых 8 тысяч были в районе Болотной площади.
По словам эксперта, это сопоставимо с числом участников самой акции и является чрезмерным для охраны мирного собрания. Кроме того, ОМОН был в полной экипировке четвертой степени защиты, предназначенной для экстремальных условий, таких как массовые беспорядки, и отказывался контактировать с организаторами или участниками акции.
«Физически полиция была доступна, но ментально она оказалась не готова пойти навстречу и найти общий язык с участниками», — говорит Мартыненко.
Международная экспертная комиссия пришла к заключению, что полиция, ограничив площадь проведения мирного собрания на Болотной площади и сузив проход для участников, искусственно создала давку, из-за которой часть митингующих порвала кордон под напором задних рядов.
В этот момент, основываясь на руководящих документах, принятых в МВД, омоновцы должны были прибегнуть к двум мерам. Во-первых, они были обязаны наладить процесс медиации с организаторами и участниками акции. Во-вторых, чтобы не допустить физического контакта между правоохранительными органами и людьми, омоновцам следовало применить спецсредства, например слезоточивый газ или «мягкое воздействие» — тактику оттеснения толпы с использованием щитов, которая не приводит к телесным повреждениям. Ничего этого на Болотной не было, а полицейские сразу же начали действовать так, будто перед ними находилась агрессивная толпа, подытожил Мартыненко.
«Полиция действовала фактически как в условиях Второй мировой войны — врукопашную, голыми руками и дубинками», — говорит он.
«Мы констатируем, что полиция сама создала условия, в которых большое скопление народа прорвало оцепление и, вместо того чтобы наладить процесс медиации, решилась на самый простой способ — во-первых, запретить собрание, во-вторых, применить силовой вариант разгона,
не дав протестующим уйти с места мирного собрания», — заключает эксперт.
Сотрудник российского отделения Amnesty International Дамеля Айтхожина подчеркнула, что процесс участников акции на Болотной площади является политическим мотивированным. Международная правозащитная организация обеспокоена отсутствием расследования действий полицейских — как в плане организации, так и при разгоне демонстрации.
«Наша обеспокоенность усиливается в связи с тем, что статьи, по которым полицейские могли бы быть привлечены, входят в проект амнистии. Это может означать, что полицейские, которые не были привлечены к ответственности, уже никогда не будут привлечены к ней», — резюмировала правозащитница.
Международная комиссия по оценке событий 6 мая 2012 года была сформирована по инициативе Human Rights Watch, Международной федерации за права человека (FIDH), Центра содействия международной защите (ICJ), Amnesty International, Европейской ассоциации адвокатов за демократию и права человека (ELDH), организации «Артикль-19», Международной гражданской инициативой для ОБСЕ и Международной платформой «Гражданская солидарность».
В состав комиссии вошли специалисты по полицейскому реагированию в ходе массовых собраний из Великобритании, Польши, США, Молдовы, Украины и Казахстана. Они ознакомились с 50 часами видеозаписей и изучили более 200 различных документов о событиях на Болотной площади.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости