Общество
Сегодня
Политика
Происшествия
Люди
Экономика
Следствие
Бизнес
Культура
Наука и медицина
Зарубежка
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Поддержать проект
Вопрос-Ответ
Financial Assets
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
В России признаны экстремистскими и запрещены организации «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля». Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», Общественное движение «Штабы Навального».
НКО, выполняющие функции иностранного агента: Некоммерческая организация «Фонд по борьбе с коррупцией», Межрегиональный профессиональный союз работников здравоохранения "Альянс врачей", Автономная некоммерческая организация «Центр по работе с проблемой насилия «НАСИЛИЮ.НЕТ», Программно-целевой Благотворительный Фонд "СВЕЧА", Красноярская региональная общественная организация "Мы против СПИДа", Некоммерческая организация "Фонд защиты прав граждан", Автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг "Акцент", Межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов "Открытый Петербург", Санкт-Петербургский благотворительный фонд "Гуманитарное действие", Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан "Феникс ПЛЮС", Фонд содействия правовому просвещению населения "Лига Избирателей", Некоммерческая Организация Фонд "Правовая инициатива", Некоммерческая организация Фонд "Общественный фонд социального развития "Генезис", Автономная некоммерческая организация информационных и правовых услуг "Гражданская инициатива против экологической преступности", Некоммерческая организация "Фонд борьбы с коррупцией", Пензенский региональный общественный благотворительный фонд "Гражданский Союз", Ингушское республиканское отделение общероссийской общественной организации "Российский Красный Крест", Общественная организация "Саратовский областной еврейский благотворительный Центр "Хасдей Ерушалаим" (Милосердие), Частное учреждение "Центр поддержки и содействия развитию средств массовой информации", Региональная общественная организация содействия соблюдению прав человека "Горячая Линия", Фонд "В защиту прав заключенных", Автономная некоммерческая организация "Институт глобализации и социальных движений", Автономная некоммерческая организация противодействия эпидемии вич/спида и охраны здоровья социально-уязвимых групп населения "Центр социально-информационных инициатив Действие", Челябинское региональное диабетическое общественное движение "ВМЕСТЕ", Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан, Благотворительный фонд помощи осужденным и их семьям, Городской благотворительный фонд "Фонд Тольятти", Свердловский региональный общественный фонд социальных проектов "Новое время", Фонд содействия устойчивому развитию "Серебряная тайга", Фонд содействия развитию массовых коммуникаций и правовому просвещению "Так-Так-Так", Региональная общественная организация содействия просвещению граждан "Информационно-аналитический центр "Сова", Региональная общественная организация помощи женщинам и детям, находящимся в кризисной ситуации "Информационно-методический центр" Анна", Автономная некоммерческая организация социальной поддержки населения "Проект Апрель", Региональный благотворительный фонд "Самарская губерния", Свердловский областной общественный фонд "Эра здоровья", Международная общественная организация "Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество "Мемориал", Автономная Некоммерческая Организация "Аналитический Центр Юрия Левады", Автономная некоммерческая организация "Издательство "Парк Гагарина", Фонд содействия защите здоровья и социальной справедливости имени Андрея Рылькова, Благотворительный фонд социально-правовой помощи "Сфера", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности "Уральская правозащитная группа", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности - женское общественное объединение "Женщины Евразии", Омская региональная общественная организация "Центр охраны здоровья и социальной защиты "СИБАЛЬТ", Городская общественная организация "Рязанское историко-просветительское и правозащитное общество "Мемориал" (Рязанский Мемориал), Городская общественная организация "Екатеринбургское общество "МЕМОРИАЛ", Автономная некоммерческая организация "Институт прав человека", Некоммерческая организация "Фонд защиты гласности", Региональное общественное учреждение научно-информационный центр "МЕМОРИАЛ", Союз общественных объединений "Российский исследовательский центр по правам человека", Автономная некоммерческая организация "Дальневосточный центр развития гражданских инициатив и социального партнерства", Общественная организация "Пермский региональный правозащитный центр", Фонд "Гражданское действие", Межрегиональный общественный фонд содействия развитию гражданского общества "ГОЛОС-Урал", Автономная некоммерческая организация "Центр независимых социологических исследований", Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) специалистов "АКАДЕМИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА", Свердловская региональная общественная организация "Сутяжник", Межрегиональная благотворительная общественная организация "Центр развития некоммерческих организаций", "Частное учреждение в Калининграде по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров северных стран", Региональная общественная благотворительная организация помощи беженцам и мигрантам "Гражданское содействие", Автономная некоммерческая организация "Центр антикоррупционных исследований и инициатив "Трансперенси Интернешнл-Р", Региональный Фонд "Центр Защиты Прав Средств Массовой Информации", Некоммерческое партнерство "Институт развития прессы - Сибирь", "Частное учреждение в Санкт-Петербурге по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров Северных Стран", Межрегиональная общественная организация Информационно-просветительский центр "Мемориал", Межрегиональная общественная правозащитная организация "Человек и Закон", Фонд поддержки свободы прессы, Санкт-Петербургская общественная правозащитная организация "Гражданский контроль", Калининградская региональная общественная организация "Правозащитный центр", Региональная общественная организация "Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова", Некоммерческое партнерство "Институт региональной прессы", Частное учреждение "Информационное агентство МЕМО. РУ", Фонд "Институт Развития Свободы Информации", Калининградская региональная общественная организация "Экозащита!-Женсовет", Фонд содействия защите прав и свобод граждан "Общественный вердикт", Межрегиональная общественная организация Правозащитный Центр "Мемориал", Евразийская антимонопольная ассоциация.
Иностранные СМИ, выполняющие функции иностранного агента: "Голос Америки", "Idel.Реалии", Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Телеканал Настоящее Время, Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi), Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC), "Сибирь.Реалии", "Фактограф", "Север.Реалии", Общество с ограниченной ответственностью "Радио Свободная Европа/Радио Свобода", Чешское информационное агентство "MEDIUM-ORIENT", Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна, Юридическое лицо, зарегистрированное в Латвийской Республике, SIA «Medusa Project» (регистрационный номер 40103797863, дата регистрации 10.06.2014), Общество с ограниченной ответственностью «Первое антикоррупционное СМИ», Юридическое лицо, зарегистрированное в Королевстве Нидерландов, Stichting 2 Oktober (регистрационный номер № 69126968), являющееся администратором доменного имени интернет-ресурса «VTimes.io».
Лента новостей
Лента новостей
Новости – Общество
Русская планета

Метро в Москве могло быть построено еще в XIX веке

Лондонское метро 1863 года
Фото: Соцсети
Технологии будущего и окрик московского митрополита о преисподней и происках дьявола
Валерий Бурт
8 июля, 2020 14:48
1 мин

Первым пассажиром московского метро был Петр Латышев, ударник труда, рабочий завода «Красный пролетарий».

В кадрах кинохроники запечатлено, как этот немолодой, седобородый человек вошел рано утром 15 мая 1935 года в вестибюль станции «Сокольники» и купил билет.

На вид Латышеву было за шестьдесят. Значит, Петр Николаевич родился в 70-х годах XIX столетия. Он вполне мог ездить еще на дореволюционной подземке. Да, метро при Николае II еще не было. Но оно могло быть…

Как известно, первый в мире метрополитен появился в Лондоне в 1863 году. Его построила компания Metropolitan Railway. Сначала метро работало на паровой тяге, в конце XIX века ее заменили на электрическую

Вторым городом мира, где открылось метро, стал Нью-Йорк. Это произошло в 1868 году. Затем подземки появились в Будапеште – в 1896 году, Глазго – в 1896-м, Париже – в 1900-м, Берлине – в 1902-м.

А что же Россия? Неужто отечественные инженеры сидели, сложа руки? Вовсе нет. В 1875 году инженер Василий Титов выдвинул предложение построить подземную дорогу в Москве – от Курского вокзала через Лубянскую и Трубную площади до Марьиной рощи. Но тогда все ограничилось идеей.

Почему власти ее отвергли? Во-первых, это грозило большими затратами, во-вторых, они услышали грозный окрик московского митрополита Иннокентия: «Возможно ли допустить сию греховную мечту? Не унизит ли себя человек, созданный по образу и подобию Божию, спустившись в преисподнюю?»

Почти четверть века о метро не вспоминали. Лишь в конце XIX столетия о подземке заговорили вновь. В 1897 году правление дороги представило проект трассы через центр города, между Трубной площадью и улицей Ильинкой. Схожий проект предложил инженер Егор Нольтейн из общества Московско-Казанской железной дороги. К слову, этот человек был конструктором нескольких видов паровозов.

Один из них, построенный на Брянском заводе, экспонировался на Всемирной выставке в Париже в 1900 году.

Спустя два года на рассмотрение Московской городской Думы был представлен проект инженеров Петра Балинского и Евгения Кнорре. По тем временем замысел был просто грандиозным. Дуэт предлагал проложить 67 километров путей на эстакадах и 16 - в тоннелях.

Согласно проекту Балинского и Кнорре, создавались две соединенных между собой кольцевые линии под Бульварным и Садовым кольцом с центральной станцией под Театральной площадью. В пределах окружной железной дороги Белокаменную должны были пересечь три радиальные линии: от Новодевичьего монастыря до Сокольников; от Серпуховской заставы до дачного района Петровско-Разумовское; от Красной площади до Черкизова.

Центральную станцию планировалось возвести под Театральной площадью, а трехэтажный вокзал высотой в три этажа, построить на Васильевском спуске за храмом Василия Блаженного. Как писала одна из московских газет, от речей Балинского «несло соблазном. Как истинный демон, он обещал Москву опустить на дно морское и поднять на облака»

Увы, сегодня имена талантливых инженеров забыты. А ведь это были истинные таланты-атланты!

Балинский работал на строительстве Полесских железных дорог, был автором различных зданий и сооружений. Он изучал опыт сооружения «внеуличных дорог большой скорости» в Европе и Соединенных Штатах. В 1893 году Балинский создал проект метрополитена в Санкт-Петербурге.

Кнорре специализировался на сооружении мостов, принимал участие в строительстве внеклассного, то есть, большой протяженности, сооружения через Днепр в районе Кременчуга. Следующим объектом Кнорре был мост через Волгу в десяти километрах от Сызрани, в местечке Батраки.

По проекту Кнорре был построен мост-гигант через реку-гигант Енисей, за сооружением которого следил весь мир. Сооружение было сдано в эксплуатацию в 1899-м, а спустя год, на Всемирной выставке в Париже, было удостоено Большой золотой медали.

После сдачи в эксплуатацию моста через Енисей, Евгений Карлович написал отчет о его строительстве. Там есть такие его слова: «Строил мост так, дабы Бог и потомки никогда не сказали худого слова обо мне».

«На днях в московское городское управление поступил от гг. Кнорре и Балинского многомиллионный проект с чертежами по устройству в Москве усовершенствованных, вне уличных, путей сообщения, которые должны состоять из воздушных и подземных электрических и паровых трамваев. Стоимость проектируемых трамваев по предварительному подсчету должна доходить до 100 миллионов рублей», - писала одна из московских газет

На самом деле денег требовалось гораздо больше - 155 миллионов. Тем не менее, Балинский нашел состоятельных людей, согласившихся финансировать грандиозный проект! Но…

Обсуждение проекта состоялось 18 сентября 1902 года при большом стечении публики, которую пускали по пригласительным билетам. На мольбертах и столах были развешаны и разложены чертежи и планы. Были даже целые виды будущей Москвы с метрополитеном, как при дневном, так и при вечернем освещении. Их выполнил известный художник Николай Каразин.

Но власти со злой иронией восприняли проект Балинского и Кнорре. «Это не проект, не доклад: это сочинение гимназиста на заданную тему…» - таково мнение главного Московской Думы Александра Гучкова, вошедшее в историю.

Это сейчас можно удивлять, почему власти так отнеслись к идее строительства метрополитена в Белокаменной. Такое новшество казалось утопией, к тому же многие специалисты сомневались, нужна ли Москве подземка. Обходились же трамваями и конкой. Куда же боле?

Хотя презентация прошла с успехом, и ее посетили была поражены перспективами, оскоро стало понятно, что у проекта немного шансов на воплощение. Авторов обвинили в том, что они «посягали на имущественные интересы» московских финансистов и не предусмотрели участия городских властей в прибылях метрополитена.

Другим недостатком проекта сочли безвозмездное отчуждение городских земель вокруг наземных линий и снос некоторых домов. Предполагалось снести и около десяти храмов, стоявших на пути трассы. Это вызвало гнев представителей духовенства. Но они гневались не только потому, что строители порушат места для молитв, но и то, что люди будут опускаться в земные недра. Архиерей Сергий писал московскому митрополиту: «Возможно ли допустить эту греховную мечту? Не унизит ли себя человек, созданный по образу Божию разумным созданием, спустившись в преисподнюю? А что там есть, ведает один Бог, и грешному человеку ведать не надлежит»

Члены Московского городского Императорского археологического общества обратились к городскому голове князю Владимиру Голицыну: «Проект господ Кнорре и Балинского поражает дерзким посягательством на то, что в городе Москве дорого всем русским людям... Необъяснимое отношение к святыням... выражается в нарушении целостности Казанского собора для устройства под ним тоннеля... Другие храмы, как, например, церковь Трех Святителей у Красных ворот, Никиты Чудотворца на Ордынке, Св. Духа у Пречистенских ворот и другие, ввиду близости эстакады, которая в некоторых местах приближается к храмам на расстояние 3-х аршин, умаляются в своем благолепии».

Троице-Сергиевская лавра выпустила книгу религиозного писателя Сергей Нилуса «Близ грядущий антихрист и царство диавола на земле». В ней святые отцы доказывали, что метрополитен – не только в России, но и в других странах - происки «слуг антихристовых, вредное, греховное, проклятое сооружение».

Горячо запротестовали владельцы трамвайных компаний. Они не без оснований опасались конкуренции нового, быстрого и удобного вида транспорта.

Справедливости ради надо признать, что у противников метрополитена были и веские доводы. Они считали, что проект нарушит облик Москвы, надолго превратит ее в огромную стройку. В итоге город лишится многих архитектурных творений. Впрочем, это ничуть не смутило Сталина, отдавшего приказ о строительстве метро в начале 30-х годов. Тогда рушили и взрывали все без разбора…

Проект создания метро в Белокаменной нашел и сторонников, но их было немного. Одним из них был известный финансист Игнатий Манус, который писал:

«...По нашему мнению нынешний способ движения никого не удовлетворяет. При этом мы указали, что затраты на метрополитен не должны никого пугать, ибо эти «громадные» затраты дадут новые источники дохода…»

В итоге Московская городская Дума постановила Балинскому и Кнорре «в домогательствах отказать». Правда, косвенным подтверждением таланта инженеров было решение выдать им 100 рублей «за огромный его труд, прекрасно составленный проект и за понесенные им по этому делу расходы».

Одни москвичи огорчились, другие восприняли решение Московской думы равнодушно. Иные просто не поняли людей, которые намного опередили время. Одна из газет не без иронии писала: «Процесс метрополитена наконец кончился. Общество содействия промышленности и торговли вынесло окончательную резолюцию, в которой проект Балинского лишается особых прав и приговаривается к ссылке в наиболее отдаленные архивы».

Такова история. Но заманчиво представить, что ее финал мог быть другим. Представьте, что московские власти все же разрешили строительство метрополитена. Его противники смирились с новшеством, поняв, что оно несет удобства и прогрессивно по своей сути.

Началось возведение метро, руки к которому приложили сотни инженеров, архитекторов, десятки тысяч рабочих. И примерно через 10-12 лет в Белокаменной появился огромный, поражающий великолепием подземный город. На открытие метро прибыл из Санкт-Петербурга император Николай II. Множество российских и зарубежных репортеров сопровождало его при осмотре станции «Арбатские ворота».

На следующий день газета «Россiя» писала:

«Государь император со свитою соблаговолил посетить московский метрополитен, ставший предметом неимоверного интереса горожан и гостей Белокаменной. Его Величество выразили живейший интерес к увиденному. На платформе станции «Арбатские ворота» император встретился с авторами проекта и строителями. Он поблагодарил их за работу и вручил награды. После этого Николай II вместе с председателем Совета министров И.В. Горемыкиным, министром путей сообщения С.В. Рухловым, председателем Государственной Думы М.Л. Родзянко, другими дамами и господами прокатился на электрическом поезде до станции «Триумфальная Садовая»

Отзывы Его Величества и сопровождавших его лиц были благожелательными.

В тот же день в метрополитен была допущена многочисленная публика, вызвавшая настоящее столпотворение. Полиция вынуждена была ограничить входы на станции.

Следует отметить, что трамваи в день открытия метрополитена ходили почти пустыми. Почти не было седоков и у извозчиков. Казалось, вся Москва опустилась в преисподнюю».

…Проектов строительства метрополитена – и до революции, и в советское время - было еще много. Но всякий раз реализация инженерных решений наталкивалась на какое-то препятствие. И только 85 лет назад идея создания подземной трассы осуществилась. В 1935 года в столице открылась первая линия метро. Сталин и его соратники славили создателей, но никто не помянул добрым словом замечательных русских инженеров Петра Балинского и Евгения Кнорре.

Их уже давно не было на свете. Балинский покинул родину и умер в эмиграции в 1925 году. Кнорре остался в России и трагически погиб в октябрьские дни 1917 года. Он помогал выйти из трамвая раненому военному. А идущие сзади, нервные возбужденные пассажиры напирали, матерились. И сильно толкнули пожилого человека. Он упал на камни мостовой и сильно расшибся…

Поделиться
поддержать проект
Для поднятия хорошего настроения, вы можете угостить наших редакторов чашечкой кофе
Маленькая чашка кофе
cup
200 ₽
Средняя чашка кофе
cup
300 ₽
Большая чашка кофе
cup
500 ₽
Большая чашка кофе и что-то вкусное
cup
900 ₽
Нажимая на кнопку «Поддержать», я принимаю пользовательское соглашение, политику конфиденциальности и подтверждаю свое гражданство РФ
Кто может поддержать проект?
Поддержать проект могут только граждане России. Поддержка осуществляется только в рублях. В соответствии с требованием закона.
1 мин
Лень сёрфить новости? Подпишись и БУДЬ В КУРСЕ