Новости – Общество
Общество
Между связью и браком
Фото: picture alliance / Arco Images G / DPA / ТАСС
Любые попытки размывания единого российского правового пространства неизбежно приведет к его обрушению
24 мая, 2015 15:48
5 мин
Знаменитая (обойдемся без иных эпитетов) свадьба в Грозном вновь поставила перед российским обществом два волнующих вопроса: о многоженстве и о критической необходимости сохранения в России единого правового пространства.
Согласно российскому семейному праву, брак — это добровольный и равноправный союз мужчины и женщины, заключенный с соблюдением определенных правил с целью создания семьи. И если минимальный возраст вступления в брак в зависимости от региона и конкретных обстоятельств может довольно существенно различаться, то в главном вопросе — определении его как союза мужчины и женщины, а не мужчины и нескольких женщин или наоборот — других вариантов нет.
Последние опросы (хотя чрезмерно доверять их данным, во всяком случае по этому региону, не следует) показывают, что доля полигамных браков в национальных республиках Северного Кавказа составляет около 10%. Заключают их мусульмане, которым позволяется иметь до четырех жен, но при условии равного и справедливого отношения ко всем. Соблюсти его обычный человек, понятно, не в состоянии. «Вы никогда не сумеете относиться одинаково справедливо к женам, если бы даже очень хотели этого», — прямо говорится в Коране. Разумеется, на муже лежит и содержание его большой семьи, что тоже представляет собой серьезную проблему.
Вопреки пропагандистским сказкам о якобы «максимальной защищенности женщины в исламе», которые следует оставить детям младшего школьного возраста, реальность вносит в полигамную идиллию и другие коррективы. Не случайно самыми эмоциональными противниками многоженства являются дагестанские и чеченские женщины среднего возраста, столкнувшиеся с этим явлением на примере подруг или собственного печального опыта.
Гораздо чаще, чем хотелось бы, политкорректное «вторая жена» становится красивым наименованием обычной любовницы, о которой первая — законная — супруга нередко только догадывается. Как и рядовая среднерусская любовница, «вторая жена» не имеет в подобном «браке» никаких юридических прав. Пока все хорошо, об этом никто не вспоминает, но как только чувства уходят или мужчина погибает (увы, нередкий случай), проблема встает во всей своей остроте. «Второй жене» никто ничего не должен.
Отсылки к авторитету имамов и других мусульманских духовных лиц, призванных следить за соблюдением буквы закона, как правило, не работают. Горькая правда заключается в том, что мужчины-мусульмане — точно такие же мужчины, как и все остальные, по крайней мере в том, что касается ответственности за жену, детей и семью. Большинство из них пользуются разрешением иметь более одной жены с теми же чувствами, что и обычный москвич, рязанец или кировец, решивший «пойти налево»: погулять да расстаться.
Способствует этому и принципиальное отличие в понимании сути брака в исламе. В отличие от православия, где союз мужчины и женщины имеет сакральное значение и является одним из семи Таинств, совершаемых по образу единения Христа с Церковью, в исламе это — обычный, земной договор о создании семьи и продолжении рода. Естественно, что при таком подходе подобных контрактов действительно может быть несколько. Гражданский брак, заключаемый в органах ЗАГС (то, что обычно называется этим термином — просто сожительство), по своей сути находится где-то между православным и исламским.
Не случайно вопросы семейно-брачных отношений постоянно обсуждаются на мусульманских, особенно женских, съездах, да и «в рабочем порядке». Ситуации, когда молодые люди заключают скоропалительный брак по шариату, но не выдерживают вместе и нескольких месяцев, случаются гораздо чаще, чем об этом принято говорить. Увы, в нынешние времена «нет гарантии нигде и ни на что», в том числе и в религиозном брачном союзе. Следствиями распада таких браков, точно так же, как и любых других, становятся сломанные судьбы и дети, воспитывающиеся, как Бог на душу положит.
Но хотя реальная картина исламских браков далека от рекламно-глянцевой, в мусульманских регионах время от времени возобновляются призывы «легализовать многоженство», раз уж оно имеет место в действительности. Сюда же относится и недавняя инициатива известного адвоката Добровинского, предложившего приравнять сожительство к законному браку.
Однако делать это нельзя ни при каких обстоятельствах.
Женщины, соглашающиеся быть «второй» и далее «женой», должны четко осознавать правовые последствия такого шага для себя и своих будущих детей. Иллюзий питать не стоит. Об этом написаны горы специальной психологической литературы. Но если женщину все устраивает, то и проблемы нет. Как говорится, твоя жизнь – твои и риски. В конце концов, отцовство устанавливается по результатам экспертизы, и к браку как таковому прямого отношения не имеет.
Надо четко осознавать, что любые попытки размывания единого российского правового пространства через введение особых «местных» законов неизбежно приведет к его обрушению, а следовательно, к краху самого государства. Как справедливо отметил в одном из интервью первый заместитель председателя Духовного управления мусульман России Дамир Мухетдинов, «лучше бы нам всем иметь общие законы и равные права независимо от национальных и религиозных особенностей». Светское законодательство — рамка, удерживающая вместе представителей всех религий и национальностей нашей огромной страны, и права верующих это нисколько не нарушает.
Автор — секретарь-координатор Кавказского геополитического клуба
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости