Общество
Сегодня
Политика
Происшествия
Люди
Экономика
Следствие
Бизнес
Культура
Наука и медицина
Недвижимость
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Поддержать проект
Вопрос-Ответ
Financial Assets
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
В России признаны экстремистскими и запрещены организации «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля». Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», Общественное движение «Штабы Навального», интернет-издание «Спутник и погром», компания Meta Platforms. Inc.
НКО, выполняющие функции иностранного агента: Некоммерческая организация «Фонд по борьбе с коррупцией», Межрегиональный профессиональный союз работников здравоохранения "Альянс врачей", Автономная некоммерческая организация «Центр по работе с проблемой насилия «НАСИЛИЮ.НЕТ», Программно-целевой Благотворительный Фонд "СВЕЧА", Красноярская региональная общественная организация "Мы против СПИДа", Некоммерческая организация "Фонд защиты прав граждан", Автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг "Акцент", Межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов "Открытый Петербург", Санкт-Петербургский благотворительный фонд "Гуманитарное действие", Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан "Феникс ПЛЮС", Фонд содействия правовому просвещению населения "Лига Избирателей", Некоммерческая Организация Фонд "Правовая инициатива", Некоммерческая организация Фонд "Общественный фонд социального развития "Генезис", Автономная некоммерческая организация информационных и правовых услуг "Гражданская инициатива против экологической преступности", Некоммерческая организация "Фонд борьбы с коррупцией", Пензенский региональный общественный благотворительный фонд "Гражданский Союз", Ингушское республиканское отделение общероссийской общественной организации "Российский Красный Крест", Общественная организация "Саратовский областной еврейский благотворительный Центр "Хасдей Ерушалаим" (Милосердие), Частное учреждение "Центр поддержки и содействия развитию средств массовой информации", Региональная общественная организация содействия соблюдению прав человека "Горячая Линия", Фонд "В защиту прав заключенных", Автономная некоммерческая организация "Институт глобализации и социальных движений", Автономная некоммерческая организация противодействия эпидемии вич/спида и охраны здоровья социально-уязвимых групп населения "Центр социально-информационных инициатив Действие", Челябинское региональное диабетическое общественное движение "ВМЕСТЕ", Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан, Благотворительный фонд помощи осужденным и их семьям, Городской благотворительный фонд "Фонд Тольятти", Свердловский региональный общественный фонд социальных проектов "Новое время", Фонд содействия устойчивому развитию "Серебряная тайга", Фонд содействия развитию массовых коммуникаций и правовому просвещению "Так-Так-Так", Региональная общественная организация содействия просвещению граждан "Информационно-аналитический центр "Сова", Региональная общественная организация помощи женщинам и детям, находящимся в кризисной ситуации "Информационно-методический центр" Анна", Автономная некоммерческая организация социальной поддержки населения "Проект Апрель", Региональный благотворительный фонд "Самарская губерния", Свердловский областной общественный фонд "Эра здоровья", Международная общественная организация "Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество "Мемориал", Автономная Некоммерческая Организация "Аналитический Центр Юрия Левады", Автономная некоммерческая организация "Издательство "Парк Гагарина", Фонд содействия защите здоровья и социальной справедливости имени Андрея Рылькова, Благотворительный фонд социально-правовой помощи "Сфера", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности "Уральская правозащитная группа", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности - женское общественное объединение "Женщины Евразии", Омская региональная общественная организация "Центр охраны здоровья и социальной защиты "СИБАЛЬТ", Городская общественная организация "Рязанское историко-просветительское и правозащитное общество "Мемориал" (Рязанский Мемориал), Городская общественная организация "Екатеринбургское общество "МЕМОРИАЛ", Автономная некоммерческая организация "Институт прав человека", Некоммерческая организация "Фонд защиты гласности", Региональное общественное учреждение научно-информационный центр "МЕМОРИАЛ", Союз общественных объединений "Российский исследовательский центр по правам человека", Автономная некоммерческая организация "Дальневосточный центр развития гражданских инициатив и социального партнерства", Общественная организация "Пермский региональный правозащитный центр", Фонд "Гражданское действие", Межрегиональный общественный фонд содействия развитию гражданского общества "ГОЛОС-Урал", Автономная некоммерческая организация "Центр независимых социологических исследований", Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) специалистов "АКАДЕМИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА", Свердловская региональная общественная организация "Сутяжник", Межрегиональная благотворительная общественная организация "Центр развития некоммерческих организаций", "Частное учреждение в Калининграде по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров северных стран", Региональная общественная благотворительная организация помощи беженцам и мигрантам "Гражданское содействие", Автономная некоммерческая организация "Центр антикоррупционных исследований и инициатив "Трансперенси Интернешнл-Р", Региональный Фонд "Центр Защиты Прав Средств Массовой Информации", Некоммерческое партнерство "Институт развития прессы - Сибирь", "Частное учреждение в Санкт-Петербурге по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров Северных Стран", Межрегиональная общественная организация Информационно-просветительский центр "Мемориал", Межрегиональная общественная правозащитная организация "Человек и Закон", Фонд поддержки свободы прессы, Санкт-Петербургская общественная правозащитная организация "Гражданский контроль", Калининградская региональная общественная организация "Правозащитный центр", Региональная общественная организация "Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова", Некоммерческое партнерство "Институт региональной прессы", Частное учреждение "Информационное агентство МЕМО. РУ", Фонд "Институт Развития Свободы Информации", Калининградская региональная общественная организация "Экозащита!-Женсовет", Фонд содействия защите прав и свобод граждан "Общественный вердикт", Межрегиональная общественная организация Правозащитный Центр "Мемориал", Евразийская антимонопольная ассоциация.
Иностранные СМИ, выполняющие функции иностранного агента: "Голос Америки", "Idel.Реалии", Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Телеканал Настоящее Время, Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi), Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC), "Сибирь.Реалии", "Фактограф", "Север.Реалии", Общество с ограниченной ответственностью "Радио Свободная Европа/Радио Свобода", Чешское информационное агентство "MEDIUM-ORIENT", Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна, Юридическое лицо, зарегистрированное в Латвийской Республике, SIA «Medusa Project» (регистрационный номер 40103797863, дата регистрации 10.06.2014), Общество с ограниченной ответственностью «Первое антикоррупционное СМИ», Юридическое лицо, зарегистрированное в Королевстве Нидерландов, Stichting 2 Oktober (регистрационный номер № 69126968), являющееся администратором доменного имени интернет-ресурса «VTimes.io», Баданин Роман Сергеевич, Гликин Максим Александрович, Маняхин Петр Борисович, Ярош Юлия Петровна, Чуракова Ольга Владимировна, Железнова Мария Михайловна, Лукьянова Юлия Сергеевна, Маетная Елизавета Витальевна, Юридическое лицо «The Insider SIA», зарегистрированное в Риге, Латвийская Республика (дата регистрации 26.06.2015), являющееся администратором доменного имени интернет-издания «The Insider», https://theins.ru, Рубин Михаил Аркадьевич, Гройсман Софья Романовна, Рождественский Илья Дмитриевич, Апухтина Юлия Владимировна, Постернак Алексей Евгеньевич, Общество с ограниченной ответственностью Телеканал Дождь, Петров Степан Юрьевич, Юридическое лицо Istories fonds, зарегистрированное в Латвийской Республике (регистрационный номер 50008295751, дата регистрации 24.02.2020), Шмагун Олеся Валентиновна, Мароховская Алеся Алексеевна, Долинина Ирина Николаевна, Шлейнов Роман Юрьевич, Анин Роман Александрович, Великовский Дмитрий Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «Альтаир 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Ромашки монолит», Общество с ограниченной ответственностью «Главный редактор 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Вега 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Важные иноагенты», Каткова Вероника Вячеславовна, Карезина Инна Павловна, Кузьмина Людмила Гавриловна, Костылева Полина Владимировна, Лютов Александр Иванович, Жилкин Владимир Владимирович, Жилинский Владимир Александрович, Тихонов Михаил Сергеевич, Пискунов Сергей Евгеньевич, Ковин Виталий Сергеевич, Кильтау Екатерина Викторовна, Любарев Аркадий Ефимович, Гурман Юрий Альбертович, Грезев Александр Викторович, Важенков Артем Валерьевич, Иванова София Юрьевна, Пигалкин Илья Валерьевич, Петров Алексей Викторович, Егоров Владимир Владимирович, Гусев Андрей Юрьевич, Смирнов Сергей Сергеевич, Верзилов Петр Юрьевич, Общество с ограниченной ответственностью «ЗП», Общество с ограниченной ответственностью «Зона права», Общество с ограниченной ответственностью «ЖУРНАЛИСТ-ИНОСТРАННЫЙ АГЕНТ», Вольтская Татьяна Анатольевна, Клепиковская Екатерина Дмитриевна, Сотников Даниил Владимирович, Захаров Андрей Вячеславович, Симонов Евгений Алексеевич, Сурначева Елизавета Дмитриевна, Соловьева Елена Анатольевна, Арапова Галина Юрьевна, Перл Роман Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «МЕМО», Американская компания «Mason G.E.S. Anonymous Foundation» (США), являющаяся владельцем интернет-издания https://mnews.world/, Компания «Stichting Bellingcat», зарегистрированная в Нидерландах (дата регистрации 11.07.2018), Автономная некоммерческая организация по защите прав человека и информированию населения «Якутия – Наше Мнение», Общество с ограниченной ответственностью «Москоу диджитал медиа», Акционерное общество «РС-Балт», Заговора Максим Александрович, Ветошкина Валерия Валерьевна, Павлов Иван Юрьевич, Скворцова Елена Сергеевна, Оленичев Максим Владимирович, Общество с ограниченной ответственностью «Как бы инагент», Кочетков Игорь Викторович, Фонд развития книжной культуры «Иркутский союз библиофилов», Общество с ограниченной ответственностью «Честные выборы», Общество с ограниченной ответственностью «Нобелевский призыв», Еланчик Олег Александрович, Григорьева Алина Александровна, Григорьев Андрей Валерьевич, Гималова Регина Эмилевна, Хисамова Регина Фаритовна.
Лента новостей
Лента новостей
Новости – Общество
Русская планета

«Машины для меня, как живые»

Фото: Павел Лавров /«Русская планета»
Новокузнечанин восстанавливает раритетные автомобили, спасая их от утилизации
Павел Лавров
26 сентября, 2015 10:55
10 мин
Улица резко раздается вширь, придорожные заросли отступают к заборам, а вдоль обочин плотно сбитой шеренгой стоят ржавые остовы разнообразной техники. Владения Евгения Федосова — это нечто среднее между клубом инженеров-самоучек, заброшенной автобазой и складом реквизита для съемок сюрреалистичного кино.
Спасенные со свалки
Три «Москвича» в ряд — один другого краше. Правда, та машина, что ближе к изгороди, небрежно прикрыта куском брезента.
— Сейчас уже и не вспомню, за что я их забирал. Как это бывает? Чувствуешь потенциал в машине. У одной — кузов почти целый, вторая — на ходу, хоть и ржавая насквозь. А вот — третья. Кому-то — хлам, а я иду по свалке и вижу, что в ней почти все «децлки» на месте. Как не забрать?
— Что такое «децлки»?
— Мелкие детали: решетки все эти блестящие, ручки на дверях, резинки уплотнительные, проводки. Это то, что уже не выпускают, но без чего машину в первозданном виде не восстановить. Вот этого красавца я и забрал-то из-за вот этого заднего фонаря. Представляешь, он мне подмигнул!
— Как так?
— Иду по свалке. Кучи металлолома кругом. Машины одна на другой стоят, этажами. И вдруг солнце мне по глазам зайчиком! Проморгался — смотрю: мать честная! Фонарь задний! Да его уже больше полувека не выпускают, а этот, как новый, хоть сейчас в магазин на полку. Где я его искать буду потом? Ну, пришлось кучу переворошить, всю машину забрать. А она следующая в очереди была под пресс. Еще бы полчаса, и все.
Из пунктов сбора металлолома машины выкупать приходится на вес, по цене за килограмм. В среднем техника любого года выпуска и комплектации обходится в 5–10 тысяч рублей. Можно даже поторговаться. Зато ни у кого никаких претензий к состоянию авто. А поскольку времени на придирчивый осмотр никогда не хватает, то покупка — это лотерея.
Фото: Павел Лавров /«Русская планета»
— Раз мне машину просто так отдали, за самовывоз. Маяться с нею никто не хотел. Думали, хлам, — вспоминает реставратор. — Притащили ко мне волоком, у забора бросили. Я ей шланги продул, расходники поменял. Ключ повернул, а мотор прямо шепчет: ровненько, без чихов, без дрязга. А иной раз смотришь — вроде она и выглядит бодро, а колупнешь — насквозь мертвая железяка.
О вкусах еще как спорят
— Есть такие гаражники, которые работают на поток, — рассказывает Федосов о мире ценителей раритетных авто. — То есть берут машину, делают ей внешний вид, «лишь бы как бы» ставят на колеса, сверху лаком «пш-ш-ш». Готово. На продажу. Деньги делают. Это, конечно, тоже занятие, но я этого не понимаю. Старый «Запорожец» с двигателем от новой иномарки? Что за химера? Тут все-таки должна быть определенная увлеченность. Не знаю даже, как слово подобрать. Духовность, наверное?
— И в чем же заключается этот дух истинного любителя старых авто?
— К машине нужно уважительно относиться. Вот почему я их к себе в огород столько натаскал? Просто мне их очень жалко. Они для меня, как живые. И когда-нибудь, надеюсь, я разбогатею настолько, что смогу хотя бы часть восстановить. И еще совсем отдельная тема — чтобы машина была полностью оригинальной, чтобы винтик к винтику. Но это редко встречается: таких машин, таких ценителей и мастеров по пальцам пересчитать.
Евгений вздыхает, задумчиво смахивая с крыши ближайшей «Волги» палую листву.
— Есть и другое направление. Когда на основе старой машины владелец создает что-то совсем новое, оригинальное, интересное. Тут уже конструкторская мысль на полную катушку работает. Даже у нас в городе есть примеры, когда очень симпатичные машины получаются. Они вроде и осовременены, это уже и не ретро, и не тюнинг, а нечто третье. Например, когда старой машине делают новый шикарный салон, а двери — открывающимися вверх. Интересно же, хотя бы с инженерной точки зрения? Здорово? Конечно. Но уже не олдтаймерство.
Федосов подходит к очередному раритету. Заросший бурьяном автомобиль открывается легко, даже не скрипит дверями. У Евгения в руках — гирлянда из ключей, сотня штук на одной связке. Он ищет нужный, вставляет в замок. Стартер оживает неохотно, но чуть погодя мотор «схватывает» обороты.
— Или вот, — продолжает Евгений, перекрикивая рев, — есть такие ценители, которым не важно, как автомобиль выглядит. Пусть он ржавый и трухлявый, но нужно, чтобы он ездил и был функционален, эдакая «рабочая лошадка».
Продемонстрировав рабочее состояние «старушки», мастер глушит мотор.
— Конечно, на старых машинах сейчас не наездишься. Использовать их ежедневно на дорогах — варварство.
Фото: Павел Лавров /«Русская планета»
— Почему же?
— Динамика несравнима, управление сложное, никаких усилителей, другие скорости. Как, допустим, на кольцо заходить? Уже не заскочишь: забибикают. Старые машины — это для неспешной, размеренной езды. Для удовольствия, раз в году. На парад, например, на конкурс. Покатать кого-нибудь, пофорсить разок. Ну и опять же машины старые: запчастей не напасешься. Надо бережнее. Где потом фильтры брать, клапана, резиночки?
— То есть не трогай, пока работает?
— И это тоже.
— А у вас какая машина в коллекции самая любимая?
— А его тут нет, он не тут, — Евгений начинает искать среди позвякивающей гирлянды нужный ключ.
На него дышать страшно
Гаражная дверь чуть заедает, но открывать ее полностью ни к чему, главное — внутрь протиснуться.
— Иди сюда, — зовет в полумраке Евгений, подсвечивая фонарем. — Вот где ты видел, чтобы на ретро-автомобиле магазинная этикетка сохранилась?
На внутренней стенке багажника — выцветший клочок бумаги. «Московский завод малолитражных автомобилей», первое название АЗЛК.
— Читай: «Автомобиль окрашен синтетической эмалью». А теперь подумай: этот «Москвич» больше чем за полвека никто не перекрашивал, не ремонтировал. Он в том состоянии, в каком сошел с конвейера.
«Синтетическая эмаль» на ощупь не имеет ничего общего с глянцем современных лакировок. Впрочем, это несовершенство придает машине особый шарм.
— Ага, чувствуешь? — улыбается Евгений, следя за выражением моего лица. — Как будто прикасаешься к прошлому, правда? Такое окно сквозь время.
 — Как же он умудрился до наших дней сохраниться?
— Это отдельная история. Я ведь только несколько последних лет его хранитель. Причем нашел тоже на свалке. Правда, ему пресс не грозил — мужики видели, что машина нормальная еще. Увел у одной девушки, перекупил. Она его хотела взять в качестве «раздолбайки» — только-только на права сдала, хотела машину подешевле — стаж накатывать, чтобы разбить не жалко. Чувствуешь разницу в подходах? Кому-то разбить не жалко, а мне на него дышать страшно.
— Поэтому его не видно на парадах ретро-автомобилей?
— Да выгонял я его на парады. Понимаешь, народ же мало разбирается. Раритет в такой степени сохранности все равно выглядит невзрачно. Это же не лимузин в черном лаке, и хромом не особо блестит. Да и кого можно нынче удивить «Москвичом»? Их вон сколько восстановили. Внешне же никто не отличит хорошо отремонтированную машину от оригинальной.
Для Евгения Федосова все машины, как живые. Фото: Павел Лавров / «Русская планета»
— То есть отремонтированная машина — это с точки зрения настоящего поклонника ретро — плохо?
— Да почему же плохо? Если руки у человека растут, откуда надо, если он постарался и нашел запчасти, все грамотно сделал и впрямь восстановил авто — хорошо. У нас в городе есть примеры, когда из нескольких автомобилей делают один, но такой, что и придраться не к чему. Но это другая номинация, если можно так выразиться, нельзя сравнивать. Что вкуснее — апельсин или хорошая музыка?
Мы еще не доросли
Гусеничный артиллерийский тягач в ряду автодиковин смотрится на удивление гармонично. Не сомневаюсь, что и он на ходу. На всякий случай уточняю.
— Конечно, на ходу! — смеется Федосов. — Только я на нем езжу крайне редко. Расход у него немилосердный — 200 литров солярки на сотню. Так что это забава не из дешевых. Но иногда мы с мужиками катаемся. Весело!
Бывшая инкассаторская машина в коллекцию попала не случайно — Евгению пришла в голову идея автомобильного трюка, для которого может понадобиться машина с крепким корпусом. Морально устаревший автозак с решетками на окнах ценен больше как реквизит для кино.
— Все думаю, как бы его киношникам пристроить для каких-нибудь детективов про околовоенное время. Что-то вроде «Место встречи изменить нельзя». Это же в таком Глеб Жеглов ездил? — улыбается коллекционер.
Он, как опытный экскурсовод, водит меня среди ржавеющих машин. Для каждой у него готова история, заставляющая понять ценность, уникальность экспоната.
— Вот ты часто видел на улицах, чтобы «пирожок» был с пассажирским кузовом? Смотри, ограниченный выпуск был. А сейчас таких вообще не сыскать, чтобы с откидными лавками и окнами. А вот про эту машину ко мне из Москвы телевидение приезжало снимать сюжет — один из первых автомобилей Советского Союза. Точнее, первый, выпущенный в качестве машины для личного пользования, — «Москвич-400». Он вообще-то «Опель», конечно. Из Германии после войны завод вывезли целиком, и у нас собирать стали по чертежам «Опель-Кадет». Но качество — немецкое. Видишь, до сих пор целехонек! И вообще, старые машины — долговечнее, крепче, надежнее. Вот довелось мне быть в Польше. Знаешь, чему я поразился? У них на улицах много стареньких «Фольксвагенов». Знаешь такие — «Жук»? Горбатенькие? Так их же сняли с производства в 1960-х. То есть любой из них — ретро-автомобиль, и к ним относятся бережно, следят, ухаживают.
— Может, у нас просто машины не такие крепкие и долговечные?
— Нормальные у нас машины. Просто мы еще не доросли до того, чтобы их беречь.
Поделиться
ТЕГИ
поддержать проект
Для поднятия хорошего настроения, вы можете угостить наших редакторов чашечкой кофе
Маленькая чашка кофе
cup
200 ₽
Средняя чашка кофе
cup
300 ₽
Большая чашка кофе
cup
500 ₽
Большая чашка кофе и что-то вкусное
cup
900 ₽
Нажимая на кнопку «Поддержать», я принимаю пользовательское соглашение, политику конфиденциальности и подтверждаю свое гражданство РФ
Кто может поддержать проект?
Поддержать проект могут только граждане России. Поддержка осуществляется только в рублях. В соответствии с требованием закона.
Лень сёрфить новости? Подпишись и БУДЬ В КУРСЕ