«Маленькие лошадки» большого наркобизнеса
Последние годы в России широкое распространение получила интернет-торговля самыми разнообразными наркотическими и психотропными веществами. Популярный нелегальный бизнес практически окончательно перекочевал в «даркнет» (глубинный интернет) и социальные сети.
Также в Интернете происходит «вербовка» пушечного мяса в лице закладчиков (кладменов). Ещё один способ «найма» — трафаретная реклама вакансий курьеров с неожиданно высокой зарплатой, которая встречается даже на центральных улицах Москвы.
Демократичные цены, скидки, акции
Свидетельством того, что в Сети обосновались настоящие наркосупермаркеты (наподобие Ozon и Wildberries) являются постоянные акции и скидки, которые предлагаются как новичкам, так и постоянным покупателям. Интернет-магазины, распространяющие отравляющие вещества, в полной мере используют методы современного маркетинга.
Например, в середине июля telegram-канал «Kaif***re», специализирующийся на сбыте «продукции» по всей необъятной матушке России, призывал своих подписчиков воспользоваться акцией «Скоростная неделя». Покупатели дозы мефедрона, кокаина, амфетамина, A-PVP (наркотик, превращающий человека в зомби) получали 15-процентный дисконт.
«Марихуана, гашиш, амфетамин, экстази ... и многие другие товары ты сможешь отыскать на нашем прилавке! И самое главное — всё это по очень демократичным и приятным ценам! Мы работаем на территории всей России 24/7 с 2016 года!» — гордо рапортует «Kaif***re».
А вот так выглядит типичная агитка для молодых людей, решивших «срубить» лёгкие деньги на сбыте наркотиков:
«Устал от постоянного напряжения и бесконечной череды стрессов в твоей жизни из-за однотипной и скучной работы? Денежных средств едва ли хватает на то, чтобы выжить? Мы можем тебе помочь! Устраивайся на работу в нашу команду и зарабатывай приличные суммы, но при этом не надрываясь. Нам требуются курьеры, граффитчики, склады и операторы!»
Вербовка низовых участников наркобизнеса невольно напоминает объявление по набору менеджеров по продажам. Ещё один красноречивый пример пропаганды работы в качестве пушечного мяса:
«Что подразумевает под собой работа граффитчика и что необходимо для того, чтобы начать? Всё достаточно просто и понятно. Для того, чтобы присоединиться к нашей команде необходимо лишь желание. Суть работы: нанесение тегов нашего магазина с помощью баллончика с краской на различные поверхности (стены домов, заборы). Заработанная плата выдаётся раз в неделю исходя из количества сделанных вами граффити»
Только в этих двух сообщениях (как и в трафаретной наркорекламе) ничего не говорится об уголовной ответственности для «маленьких лошадок» наркобизнеса. Из отечественной судебной практики следует, что за несколько недель закладок или за пару месяцев «работы» в нарколаборатории или на «складе» можно получить до 10-15 лет лишения свободы.
Российская правовая система — одна из самых строгих к наркодельцам. На месте (как на Филиппинах) в нашей стране переступивших черту закона людей не расстреливают. Однако вполне реально отправиться на несколько лет в колонию даже за хранение коробочка безобидной, как многие думают, марихуаны.
Такая мера наказания, безусловно, является драконовской карой, особенно для тех, кто впервые примерил на себя роль «маленькой лошадки». Зачастую закладчики не осознают цену, которую они в итоге заплатят за лёгкие деньги. Жизнь после первой «ходки» никогда не будет прежней. Как правило, пушечным мясом становятся провинциальные студенты, незадачливые подростки, безработные, мигранты, в том числе с востока Украины
Естественно, в руки правоохранителей попадают далеко не все «маленькие лошадки». Некоторых за взятки полицейские в итоге отпускают, а кому-то удаётся скостить срок в суде.
Наиболее изворотливые и предприимчивые низовые участники наркобизнеса умудряются даже делать «карьеру», координируя процесс фасовки дурмана и сбыта на определённой территории. Однако, как показывает правоохранительная практика, подобными проделками можно заниматься в лучшем случае год. Рано или поздно такие дельцы всё равно попадут в поле зрения полиции.
МВД проигрывает битву
Обосновавшиеся в Сети наркомагазины полностью скопировали логистику легальных интернет-ритейлеров со складами, системой оформления заказов и организацией работы курьеров.
Ключевую роль в обеспечении сбыта играют операторы. Они получают заявку, убеждаются, что необходимый «товар» есть в наличии и его можно в ближайшие часы доставить по указанному адресу. Работают эти товарищи весьма шустро. Как правило, оплативший «заказ» человек получает информацию о том, по какому адресу можно забрать дурман в течение 5 минут. Среднее «время ожидания» доставки составляет 3 часа.
Весь процесс происходит без звонков и личных встреч. Принцип строжайшей анонимности делает наркоторговлю «безопасной» для её организаторов и среднего звена в лице операторов. Участники ОПГ зачастую не знают друг друга. Больше всего в этом бизнесе рискуют как раз выполняющие чёрную работу кладмены и «работники склада».
Основатели наркомагазинов явно вошли во вкус и позволяют себе даже жаловаться на попытки их блокировки. Например, весной упоминавшийся выше telegram-канал «Kaif***re» посетовал на то, что администрация соцсети «снова удалила нашего инфобота» (чат, где можно оформить «заказ»). Действия Telegram преступники охарактеризовали как «посягательство» с целью «дестабилизации».
Такую реакцию можно объяснить лишь тем, что из-за безнаказанности наркомагазины возомнили себя типичными рыночными игроками. Подобно легальным онлайн-ритейлерам они работают над повышением качества «товара» и расширением ассортимента. Более того, торговцы дурманом стараются не обманывать своих «клиентов» и честно выплачивать «зарплаты» наёмным работникам.
К сожалению, на сегодняшний день совершенно неясно, как устроена борьба с торговыми наркоплощадками, особенно в «даркнете». Конечно, в структурах МВД существуют специализированные подразделения по борьбе с наркомагазинами, однако они стали появляться совсем недавно
Также этим летом МВД России подготовило законопроект о борьбе с пропагандой наркотиков в Сети.
Если документ утвердят в парламенте и Кремле, то распространители рекламы дурмана будут нести уголовную и материальную ответственность. Однако вызывает удивление сам факт того, что в правовой системе РФ не было такого понятия «как пропаганда наркотиков в Интернете».
МВД явно проигрывает битву с наркомагазинами и, видимо, слабо учитывает зарубежный опыт (в западных странах расцвет наркотических онлайн-площадок начался в первой половине 2010-х годов).
Никто из официальных до сих пор толком не пояснил, какие вообще существуют механизмы для поимки организаторов наркомагазинов.
В результате российская правоохранительная система продолжает бороться с последствиями, а не причинами такого отвратительного явления как торговля дурманом в Сети. На сегодняшний день пачками отправляется в колонию только пушечное мясо. Уголовный кодекс РФ безмерно жесток к этим пехотинцам наркобизнеса. Наверное, это не очень справедливо, но других методов борьбы у полиции, видимо, пока не существует.