Общество
Сегодня
Политика
Происшествия
Люди
Экономика
Следствие
Бизнес
Культура
Наука и медицина
Недвижимость
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Поддержать проект
Вопрос-Ответ
Financial Assets
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
В России признаны экстремистскими и запрещены организации «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля». Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», Общественное движение «Штабы Навального», интернет-издание «Спутник и погром», компания Meta Platforms. Inc.
НКО, выполняющие функции иностранного агента: Некоммерческая организация «Фонд по борьбе с коррупцией», Межрегиональный профессиональный союз работников здравоохранения "Альянс врачей", Автономная некоммерческая организация «Центр по работе с проблемой насилия «НАСИЛИЮ.НЕТ», Программно-целевой Благотворительный Фонд "СВЕЧА", Красноярская региональная общественная организация "Мы против СПИДа", Некоммерческая организация "Фонд защиты прав граждан", Автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг "Акцент", Межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов "Открытый Петербург", Санкт-Петербургский благотворительный фонд "Гуманитарное действие", Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан "Феникс ПЛЮС", Фонд содействия правовому просвещению населения "Лига Избирателей", Некоммерческая Организация Фонд "Правовая инициатива", Некоммерческая организация Фонд "Общественный фонд социального развития "Генезис", Автономная некоммерческая организация информационных и правовых услуг "Гражданская инициатива против экологической преступности", Некоммерческая организация "Фонд борьбы с коррупцией", Пензенский региональный общественный благотворительный фонд "Гражданский Союз", Ингушское республиканское отделение общероссийской общественной организации "Российский Красный Крест", Общественная организация "Саратовский областной еврейский благотворительный Центр "Хасдей Ерушалаим" (Милосердие), Частное учреждение "Центр поддержки и содействия развитию средств массовой информации", Региональная общественная организация содействия соблюдению прав человека "Горячая Линия", Фонд "В защиту прав заключенных", Автономная некоммерческая организация "Институт глобализации и социальных движений", Автономная некоммерческая организация противодействия эпидемии вич/спида и охраны здоровья социально-уязвимых групп населения "Центр социально-информационных инициатив Действие", Челябинское региональное диабетическое общественное движение "ВМЕСТЕ", Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан, Благотворительный фонд помощи осужденным и их семьям, Городской благотворительный фонд "Фонд Тольятти", Свердловский региональный общественный фонд социальных проектов "Новое время", Фонд содействия устойчивому развитию "Серебряная тайга", Фонд содействия развитию массовых коммуникаций и правовому просвещению "Так-Так-Так", Региональная общественная организация содействия просвещению граждан "Информационно-аналитический центр "Сова", Региональная общественная организация помощи женщинам и детям, находящимся в кризисной ситуации "Информационно-методический центр" Анна", Автономная некоммерческая организация социальной поддержки населения "Проект Апрель", Региональный благотворительный фонд "Самарская губерния", Свердловский областной общественный фонд "Эра здоровья", Международная общественная организация "Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество "Мемориал", Автономная Некоммерческая Организация "Аналитический Центр Юрия Левады", Автономная некоммерческая организация "Издательство "Парк Гагарина", Фонд содействия защите здоровья и социальной справедливости имени Андрея Рылькова, Благотворительный фонд социально-правовой помощи "Сфера", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности "Уральская правозащитная группа", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности - женское общественное объединение "Женщины Евразии", Омская региональная общественная организация "Центр охраны здоровья и социальной защиты "СИБАЛЬТ", Городская общественная организация "Рязанское историко-просветительское и правозащитное общество "Мемориал" (Рязанский Мемориал), Городская общественная организация "Екатеринбургское общество "МЕМОРИАЛ", Автономная некоммерческая организация "Институт прав человека", Некоммерческая организация "Фонд защиты гласности", Региональное общественное учреждение научно-информационный центр "МЕМОРИАЛ", Союз общественных объединений "Российский исследовательский центр по правам человека", Автономная некоммерческая организация "Дальневосточный центр развития гражданских инициатив и социального партнерства", Общественная организация "Пермский региональный правозащитный центр", Фонд "Гражданское действие", Межрегиональный общественный фонд содействия развитию гражданского общества "ГОЛОС-Урал", Автономная некоммерческая организация "Центр независимых социологических исследований", Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) специалистов "АКАДЕМИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА", Свердловская региональная общественная организация "Сутяжник", Межрегиональная благотворительная общественная организация "Центр развития некоммерческих организаций", "Частное учреждение в Калининграде по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров северных стран", Региональная общественная благотворительная организация помощи беженцам и мигрантам "Гражданское содействие", Автономная некоммерческая организация "Центр антикоррупционных исследований и инициатив "Трансперенси Интернешнл-Р", Региональный Фонд "Центр Защиты Прав Средств Массовой Информации", Некоммерческое партнерство "Институт развития прессы - Сибирь", "Частное учреждение в Санкт-Петербурге по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров Северных Стран", Межрегиональная общественная организация Информационно-просветительский центр "Мемориал", Межрегиональная общественная правозащитная организация "Человек и Закон", Фонд поддержки свободы прессы, Санкт-Петербургская общественная правозащитная организация "Гражданский контроль", Калининградская региональная общественная организация "Правозащитный центр", Региональная общественная организация "Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова", Некоммерческое партнерство "Институт региональной прессы", Частное учреждение "Информационное агентство МЕМО. РУ", Фонд "Институт Развития Свободы Информации", Калининградская региональная общественная организация "Экозащита!-Женсовет", Фонд содействия защите прав и свобод граждан "Общественный вердикт", Межрегиональная общественная организация Правозащитный Центр "Мемориал", Евразийская антимонопольная ассоциация.
Иностранные СМИ, выполняющие функции иностранного агента: "Голос Америки", "Idel.Реалии", Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Телеканал Настоящее Время, Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi), Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC), "Сибирь.Реалии", "Фактограф", "Север.Реалии", Общество с ограниченной ответственностью "Радио Свободная Европа/Радио Свобода", Чешское информационное агентство "MEDIUM-ORIENT", Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна, Юридическое лицо, зарегистрированное в Латвийской Республике, SIA «Medusa Project» (регистрационный номер 40103797863, дата регистрации 10.06.2014), Общество с ограниченной ответственностью «Первое антикоррупционное СМИ», Юридическое лицо, зарегистрированное в Королевстве Нидерландов, Stichting 2 Oktober (регистрационный номер № 69126968), являющееся администратором доменного имени интернет-ресурса «VTimes.io», Баданин Роман Сергеевич, Гликин Максим Александрович, Маняхин Петр Борисович, Ярош Юлия Петровна, Чуракова Ольга Владимировна, Железнова Мария Михайловна, Лукьянова Юлия Сергеевна, Маетная Елизавета Витальевна, Юридическое лицо «The Insider SIA», зарегистрированное в Риге, Латвийская Республика (дата регистрации 26.06.2015), являющееся администратором доменного имени интернет-издания «The Insider», https://theins.ru, Рубин Михаил Аркадьевич, Гройсман Софья Романовна, Рождественский Илья Дмитриевич, Апухтина Юлия Владимировна, Постернак Алексей Евгеньевич, Общество с ограниченной ответственностью Телеканал Дождь, Петров Степан Юрьевич, Юридическое лицо Istories fonds, зарегистрированное в Латвийской Республике (регистрационный номер 50008295751, дата регистрации 24.02.2020), Шмагун Олеся Валентиновна, Мароховская Алеся Алексеевна, Долинина Ирина Николаевна, Шлейнов Роман Юрьевич, Анин Роман Александрович, Великовский Дмитрий Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «Альтаир 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Ромашки монолит», Общество с ограниченной ответственностью «Главный редактор 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Вега 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Важные иноагенты», Каткова Вероника Вячеславовна, Карезина Инна Павловна, Кузьмина Людмила Гавриловна, Костылева Полина Владимировна, Лютов Александр Иванович, Жилкин Владимир Владимирович, Жилинский Владимир Александрович, Тихонов Михаил Сергеевич, Пискунов Сергей Евгеньевич, Ковин Виталий Сергеевич, Кильтау Екатерина Викторовна, Любарев Аркадий Ефимович, Гурман Юрий Альбертович, Грезев Александр Викторович, Важенков Артем Валерьевич, Иванова София Юрьевна, Пигалкин Илья Валерьевич, Петров Алексей Викторович, Егоров Владимир Владимирович, Гусев Андрей Юрьевич, Смирнов Сергей Сергеевич, Верзилов Петр Юрьевич, Общество с ограниченной ответственностью «ЗП», Общество с ограниченной ответственностью «Зона права», Общество с ограниченной ответственностью «ЖУРНАЛИСТ-ИНОСТРАННЫЙ АГЕНТ», Вольтская Татьяна Анатольевна, Клепиковская Екатерина Дмитриевна, Сотников Даниил Владимирович, Захаров Андрей Вячеславович, Симонов Евгений Алексеевич, Сурначева Елизавета Дмитриевна, Соловьева Елена Анатольевна, Арапова Галина Юрьевна, Перл Роман Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «МЕМО», Американская компания «Mason G.E.S. Anonymous Foundation» (США), являющаяся владельцем интернет-издания https://mnews.world/, Компания «Stichting Bellingcat», зарегистрированная в Нидерландах (дата регистрации 11.07.2018), Автономная некоммерческая организация по защите прав человека и информированию населения «Якутия – Наше Мнение», Общество с ограниченной ответственностью «Москоу диджитал медиа», Акционерное общество «РС-Балт», Заговора Максим Александрович, Ветошкина Валерия Валерьевна, Павлов Иван Юрьевич, Скворцова Елена Сергеевна, Оленичев Максим Владимирович, Общество с ограниченной ответственностью «Как бы инагент», Кочетков Игорь Викторович, Фонд развития книжной культуры «Иркутский союз библиофилов», Общество с ограниченной ответственностью «Честные выборы», Общество с ограниченной ответственностью «Нобелевский призыв», Еланчик Олег Александрович, Григорьева Алина Александровна, Григорьев Андрей Валерьевич, Гималова Регина Эмилевна, Хисамова Регина Фаритовна.
Лента новостей
Лента новостей
Новости – Общество
Русская планета

Максим Исповедник как предтеча ереси жидовствующих

«Преподобный Максим Исповедник», фреска работы Мануила Панселина, храм Протат на горе Афон, XIV век
В «Издательстве Ивана Лимбаха» вышло фундаментальное исследование Давида Зильбермана, посвященное православным основам советской культуры
Сергей Простаков
23 ноября, 2014 11:29
15 мин
Одна из главных книг по истории Современности — это «Протестантская этика и дух капитализма» Макса Вебера. В ней немецкий социолог в начале XX века обосновал появление капитализма вследствие распространения в XVI веке учений протестантских богословов, ставивших во главу угла частную инициативу и предопределение (человек богат или беден, потому что так решил Бог). В след за Вебером в разных странах появились исследования, в которых ученые пытались реконструировать Современность из-за существования в прошлом тех или иных идей.
Для советских и несоветских интеллектуалов было соблазнительно использовать метод Вебера, чтобы понять природу коммунизма, связав его с православием. Так Николай Бердяев считал, что неприятие русской интеллигенцией церкви было одной из важнейших причин 1917 года. Александр Солженицын говорил, что русская революция началась вместе с Расколом русской церкви.
Одну из фундаментальных попыток осмыслить русскую историю в веберианском духе предпринял в 1970-е годы философ Давид Зильберман, вынужденный эмигрировать из СССР. «Материя коммунизма» — это плод принципиально иной культурной традиции нежели «дух капитализма». По Зильберману коммунизм в том виде, как он воплотился в жизнь, никогда не появился бы в протестантских странах. Но это не снимает с исследователя обязанности обосновать свой тезис. Для этого в своем анализе Зильберман на равных использует историю средневековых общественных утопий, тексты православных подвижников, революционные манифесты-доктрины и их воплощение в советской повседневности.
«Русская планета» с разрешения «Издательства Ивана Лимбаха» публикует отрывок из книги Давида Зильбермана «Православная этика и материя коммунизма», посвященный византийскому исихазму и его роли в распространении ересей в России в конце XIV века.
Максим Исповедник жил в VII веке, когда многие ереси, раздиравшие христианство, на время утихли. Он должен был защитить православие от монофелитства (доктрины об «одной воле» или, точнее, единой цели двух природ Бога — человеческой и божественной). Он почувствовал главную опасность и отклонение монофелитства — этого объективированного гомолога августинианства. Две природы в единой воле Бога, в единстве Его действия (действительно, Августина меньше интересовала природа Бога: он считал, что раз Бог даровал единство воли человеку, то вопрос о природе Бога теряет свою значимость) — не значит ли это, что в единой сущности Троицы скрывается мертвое тело, призрак или, точнее, «манекен», автоматически управляемая кукла?
Все эти альтернативы встречаются в фольклоре многих народов и богато представлены в литературе (в русской литературе острее всего эту проблему ощущал Гоголь). Наиболее прозрачное религиозное и философское отражение данной идеи в индуистской и буддийской мысли связано с космотипом «пуруши», «маленького человека», двойника субъекта, обладающего самосознанием (атмана), отличного от него по природе, но единого в действии, потому что воля духовного субъекта одушевляет телесного «пурушу». В буддизме Махаяны мы находим концепцию «призрачного тела», одного из трех тел Будды. Это тело служит для развития индивидуальности просветленной личности, отзываясь на его «зов к познанию» (аджна).
Максим Исповедник признавал, что тело каждого индивида деятельно и, таким образом, божественно. Он стер линию, разделявшую человеческое и божественное, назвав обожение (теозис) реальным, воплотимым действием. Монофелиты фактически пытались воскрешать мертвецов — возможно, способами, сходными с хорошо известными практиками тантрического буддизма. Внешне, с эстетической точки зрения, воскрешенный труп нельзя отличить от живого человека. Мертвецы могут призывать живых, посвящать их в таинства Тантры и тому подобное. И у живых нет критериев для того, чтобы узнать, жив или мертв призывающий их, реален призыв или это только игра воображения, выдумка ожидающего разума. Здесь на пер-вый план выступает проблема «лица» и «маски» в ее диалектическом представлении. В русской философии она обсуждалась Флоренским, а задолго до него Иваном Грозным. Мертвец пуст сзади, однако никто не может это увидеть, как никто не может увидеть собственную спину. Так что эстетический подход здесь бесполезен, поскольку субъект не в состоянии привести ни одного эстетического доказательства того, что он сам сзади не полый. Единственная истина, которой он придерживается, — это то, что он жив, потому что способен действовать. Но эта истина ничего не знает об эстетике. Вот почему Бог нуждается в человеческой «синергии», чтобы стать Богом Живым. Максим провозгласил это фундаментальным принципом православия. Две природы не могут иметь одну волю, и если конкретный человек не может или, скорее, не способен достичь теозиса усилиями собственной воли, то Бог тоже не может воскресить его.
Шестой Вселенский Собор», миниатюра из Хроники Константина Манасии, XIV век
«Шестой Вселенский Собор», миниатюра из Хроники Константина Манасии, XIV век
Крайне важно, что Максим апофатически сокрушил лишь своеволие (отрицая его познаваемость). Но он не усомнился в реальности тела и доверился его доблести.
Из Платона он знал, что весь космос есть тело, стало быть, каждый из нас космически включен в реальность. Это не оставляет внешнему, исключительному, «полому» места в мире реальных действий. Природа действительно полна, потому что не терпит пустоты. Но это, как и все у Платона, лишь возможность, то есть то, что «должно быть».
Здесь есть место для веры (в это «должно быть»), но нет места для конкретного внимательного раз-мышления о деятельности, потому что оно нуждается в действительной пустоте, требует позволить мышлению размахнуться в инобытие Природы.
Из Аристотеля Максим Исповедник знал, что если мир есть воплощенная возможность, то каждое человеческое существо действительно, потому что представляет собой целеполагающую субстанцию. Но даже если я знаю себя действительно и непосредственно, как быть с остальными? С Богом? Тут Плотин предсказал, а Дионисий предъявил решение: просто попытайся отрицать деятельность чужой воли, и если это удается, то оказывается, что место другого пустo, a ты увидел собственный призрак, который ты не познал и не можешь познать.
Но Максим внес свое дополнение в это доказательство. Невозможно отрицать волю Бога, если реально Тело Его. А тело реально, только если оно осязаемо, видимо, слышимо, содеятельно. Но это лишь с «пассивной» стороны. Все события в мире реальны только постольку, поскольку они происходят между реальными телами, во взаимоотношениях, известных как встречи и столкновения их участников. И если я оказываюсь одним из них, значит, на мне концентрируется оправдание, во мне узел всех проблем мировой истории. Мое свидетельство о встрече с Богом есть нечто большее, чем доказательство того, что воля Его несомненна, а тело Его — это реальное тело Бога Живого.
Я могу засвидетельствовать не только то, что Бог не умер, но и то, что Его невозможно умертвить, ибо на то нет моей воли. Проще говоря, встречая Бога, я делаю его реальным и живым.
Этим новым подходом Максим Исповедник отбросил как «мифологические» и «языческие» все «космизированные» версии примитивного христианства от гностиков до Оригена. Он также отверг как «мифологическую» всю предшествующую историю христианства, построенную из космически произвольных, бессобытийных аналогий. Нельзя позволить этому призраку истории взять верх над индивидуальностью человеческого присутствия. Ведь даже из физиологии зрения известно, что увидеть совершенно незнакомое тело невозможно. Значит, при встрече с Богом «лицом к лицу» Его лица не разглядеть: Его лик — не виден, Его глас — не услышать, Его зов — не распознать, на него не отозваться. Максим отчетливо показал: эстетизированная христианская философия — пустая и неподлинная. Все эстетические суждения о Боге на деле есть суждения не о Боге, а о чем-то ином. Следовательно дело совести субъекта не только желать встречи, верить в нее и ждать зова (простой веры недостаточно: призыв должен быть материально побужден деятельным напряженным предвосхищением), но и сформировать первую и последнюю реальность мира, стараясь сделать так, чтобы встреча случилась. Максим и его последователи не только не отрицают материальности тела, но и признают ее единственной реальностью. Для них нет ни разума, ни тела по отдельности: тело едино и тело разумно. Этим утверждением Максим Исповедник решительно отличается не только от апофатики Плотина и Дионисия, но и от пассивно-катафатического христианского мистицизма.
Портрет Георга Гегеля работы Якоба Шлезингера, 1831 год
Портрет Георга Гегеля работы Якоба Шлезингера, 1831 год
Таким образом, основной чертой философии исихазма было признание тела имманентно активной, целеполагающей субстанцией, что означало преодоление апофатики. Здесь, несомненно, стоит упомянуть Гегеля как философа Нового времени, который был исключительно близок к исихазму по методу, оставляя в стороне очевидную разницу на теологическом уровне. Хотя это звучит удивительно и невероятно, но если принять во внимание метод и результаты творческих форм «снятия» (AuLebung по Гегелю) Платона, Аристотеля и Плотина и, главным образом, приведения всего, что «было снято», в действие, это суждение оказывается более основательным. Можно даже согласиться с Н. А. Бердяевым в том, что в Гегеле западная философия в конечном счете стала христианской по существу (то есть по философскому методу) как раз тогда, когда сами философы собирались отказаться от христианства. В противоположность этому византийская мысль формировалась в период, когда философы деятельно и глубоко были христианами. Хотя замечание Бердяева представляет собой только стороннее наблюдение, та же внутренняя логика делает объяснимым и симптоматичным сдвиг некоторых последователей Гегеля в сторону значительной антропологической материализации его философии. В частности, это верно для Фейербаха, анализировавшего мистические видения Якоба Бёме, и молодого Маркса, увлеченного материей человеческой деятельности.
Так как новый подход Максима очевидно отрицал «космические» и «мифологические» аспекты христианства и настаивал на историчности встречи отдельных избранных людей с Живым Богом, он казался знакомым и мог быть легко определен как реставрация идеи пророков и духа Ветхого Завета. Чтобы проверить это предположение, мы должны рассмотреть так называемую ересь жидовствующих, широко распространившуюся в России в конце XV века, так как это движение объединило многие идеи Максима. Ересь жидовствующих интересна также как первая выраженная идеология русского самодержавия: по этой причине она была поддержана князем Московским Иваном III, чей политический гений все еще не оценен современными историками.
Стоит подчеркнуть, что поддержка светской власти самодержавия «жидовствующими» не основывалась на христианской «пантократической» идее, а исходила из поворота их к Ветхому Завету с его типично «иудейской» идеей Бога как Царя, Власти как таковой. Конечно, это было только следствие, вывод, а не принцип. «Жидовствующие» подчеркивали роль Пророков как избранных посредников между Богом и людьми и особенно как «делегатов» или «выборщиков», ответственных за заключение «договора» между двумя сторонами, а также следящих за поддержанием порядка, установленного «договором». Рассмотренное абстрактно, вне контекста соответствующей религиозной традиции православия учение «жидовствующих» в некоторых моментах напоминает западный протестантизм (который в определенном смысле тоже был возвращением к Ветхому Завету). В частности, именно им (скорее чем староверам) может быть приписана идея «автономной воли человека» («самодержавия души», говоря их языком). Но нет достаточных оснований, чтобы определить «жидовствующих» как «русских реформаторов». Действительно, они были антитринитариями — ровно в том же смысле, в каком и Максим Исповедник в своих спорах с монофелитами. Они верили в то, что Тело Господне едино и действенно. Они не признавали икон, потому как отказывались отождествлять реальные действия и их «прототипы». «Жидовствующие» выступали против монашества как формальной деятельности, поскольку считали, что принятие монашеского обета не превращает человека в «пророка», «героя Духа». Как и Максим, они критиковали доктрину о воскрешении мертвых — именно по той причине, что Бог не может сделать этого без сотрудничества с людьми. Их внимание к телу было даже более глубоким и явным, чем Максима Исповедника.
Миниатюра из Лицевого летописного свода, изображающая казнь жидовствующих еретиков в 1504 году
Миниатюра из Лицевого летописного свода, изображающая казнь жидовствующих еретиков в 1504 году
Однако нечто в позиции «жидовствующих» увело их от духа православия и предопределило их трагический конец: в 1504 году лидеры «жидовствующих» были казнены Иваном III. Это «нечто» — попытка рационально представить, что задатки власти и «самодержавия» человеческой воли присущи каждому человеку, по крайней мере, потенциально. Таким образом, они непроизвольно устремились в том же направлении, что и западные реформаторы. И хотя они предложили рационалистическое оправдание верховной власти великого князя всея Руси, их предложение после более внимательного рассмотрения было отвергнуто. В действительности оно подразумевало, что «каждый человек может стать самодержцем и пророком». Для доказательства последнего «жидовствующие» глубоко погрузились в антропологический символизм, сходный с еврейской Каббалой (не исключено и прямое влияние). Это, конечно же, противоречило христоцентризму и привело к трагическому финалу: не потому, что они следовали иудейским пророкам, а потому, что пропагандировали идею власти, но не саму власть.
Таким образом, мы снова обнаружили камень преткновения в христоцентризме, который в корне отличается от антропоцентризма любого толка. Но если до этого мы столкнулись с проблемой его изгнания из русского народного сознания, то теперь нам надо обсудить причины его сохранения в этом самом сознании — предположительно, как способа противопоставления русской православной идеи универсальному духу гуманизма.
Зильберман Д. Православная этика и материя коммунизма — М.: Издательство Ивана Лимбаха, 2014
Поделиться
ТЕГИ
поддержать проект
Для поднятия хорошего настроения, вы можете угостить наших редакторов чашечкой кофе
Маленькая чашка кофе
cup
200 ₽
Средняя чашка кофе
cup
300 ₽
Большая чашка кофе
cup
500 ₽
Большая чашка кофе и что-то вкусное
cup
900 ₽
Нажимая на кнопку «Поддержать», я принимаю пользовательское соглашение, политику конфиденциальности и подтверждаю свое гражданство РФ
Кто может поддержать проект?
Поддержать проект могут только граждане России. Поддержка осуществляется только в рублях. В соответствии с требованием закона.
Лень сёрфить новости? Подпишись и БУДЬ В КУРСЕ