Небо под контролем правительства
2 мин чтения
Фото: avia.pro

Фото: avia.pro

Российские власти хотят лишить Межгосударственный авиационный комитет всех полномочий

Межгосударственный авиационный комитет уже не занимается сертификацией самолетов, а теперь еще может остаться и без прав на расследование авиапроисшествий. Вопросы к работе МАК появились еще прошлой осенью, когда он лишил сертификата Boeing 737, заявив о технических дефектах в этих лайнерах. Окончательное решение по эксплуатации самолетов в нашей стране принимает Росавиация, а она выводы МАК не поддержала.

Председатель правительства Дмитрий Медведев осенью 2015-го заявлял: «время показало, что эти полномочия нужно иметь именно в нашей системе исполнительной власти» и «для совершенствования системы государственного управления гражданской авиации предлагается предоставить Минтрансу, Минпромторгу и Росавиации функции по сертификации типовой конструкции воздушных судов, двигателей, воздушных винтов, аэродромов».

В декабре правительство решило передать полномочия по сертификации авиатехники другим ведомствам. У МАК же сохранились функции по расследованию авиапроисшествий. Теперь в кабмине намерены забрать и это. Схему передачи функций поручил проработать вице-премьер Аркадий Дворкович.

Предлагается также выйти из международных соглашений, которые связаны с МАК. Против этого уже выступил Минтранс. В ведомстве отмечают, что до этого нужно создать аналогичную независимую структуру. В отрасли же добавляют, что «еще остались вопросы с сертификацией и пока возникают препятствия с выходом на рынок российской техники».


СПРАВКА: МАК СНГ — надгосударственный орган. Он учрежден в 1991 году по соглашению 12 республик бывшего СССР. Основные функции — выдача сертификатов типа самолетов, аэропортов, выработка рекомендаций и предписаний, расследование авиапроисшествий. Сертификация авиакомпаний в начале 2000-х годов в РФ перешла к Росавиации. МАК с 1991 года возглавляет Татьяна Анодина, финансирование производится из взносов стран пропорционально объему перевозок (от РФ в 2015 году — 253,9 млн руб.) и отчислений от сборов за аэронавигационное обслуживание и сертификацию.


Источник, знакомый с ситуацией, отметил, что инициатива забрать у МАК расследование авиапроисшествий кулуарно обсуждается «уже некоторое время». По его словам, рассматривалась возможность перевода этих функций в ведение Центра обеспечения расследования авиапроисшествий при Минобороны. Но с учетом критериев независимости, предъявляемых к новому органу, идею пока обсуждать перестали.

«Необходимые для расследований авиапроисшествий ресурсы МАК унаследовал от СССР»,— напоминает глава Infomost Борис Рыбак. Воссоздание аналогичной структуры с нуля в современных условиях потребует существенных временных и материальных затрат, говорит он, добавляя, что если это будет означать выход РФ из соглашений о деятельности МАК, то «это породит целый букет дипломатических проблем», рассказал источник.

Бывший сотрудник Госавианадзора СССР летчик-испытатель Владимир Герасимов в своей книге «Тайны авиакатастроф» высказывает следующие претензии к МАКу:

недопустимое затягивание сроков расследования по ряду авиакатастроф на срок до нескольких лет, в результате чего в ряде случаев истекает даже срок давности по возбужденным в отношении этих катастроф уголовным делам;

одновременная сертификация гражданских воздушных судов, аэродромов и их оборудования и расследование происшествий с ними одной и той же организацией могут приводить к неэффективности проводимых расследований;

бессменный председатель МАК Татьяна Анодина одновременно с этим является президентом некоммерческой общественной организации Международная ассоциация авиастроителей и аффилированным лицом (членом совета директоров и матерью генерального директора) авиакомпании «Трансаэро», что может создавать конфликт интересов с участниками данных организаций;

статус дипломатического представительства не позволяет привлекать сотрудников МАК к ответственности за допущенные в ходе расследования нарушения.

Так считает летчик-испытатель. На наш же взгляд, самое важное то, что МАК неизменно руководствуется Стандартами ИКАО (ICAO — International Civil Aviation Organization) во всех аспектах своей деятельности, в том числе в области независимого расследования авиационных происшествий, сертификации типов воздушных судов и международных (категорированных) аэродромов. А это означает, что организация может руководствоваться не национальными интересами, а принципами международной организации. В этом смысле заявление главы правительства о том, что полномочия должна иметь исполнительная власть, а не политизированные структуры Запада, как ни странно, имеет определенный смысл.

Читайте нас в мобильном приложении

Если у Вас возник вопрос по материалу, то Вы можете задать его специальной рубрике Задать вопрос В Самаре и регионе рассчитана средняя зарплата за 2016 год Далее в рубрике В Самаре и регионе рассчитана средняя зарплата за 2016 годСредняя зарплата в Самаре в 2016 году Читайте в рубрике Ростов-на-Дону и регион: установлена средняя зарплата за 2016 годСредняя зарплата в Ростове-на-Дону в 2016 году Ростов-на-Дону и регион: установлена средняя зарплата за 2016 год
Подписывайтесь на канал rusplt.ru в Яндекс.Дзен
Подписывайтесь на канал rusplt в Дзен
Комментарии
20 июля 2016, 05:26
Реорганизацию надо проводить, а не с нуля все строить. Если система работала много лет, а теперь дала сбой, значит не те люди там сидят, но система сбея не изжила. Нужно ее совершенствовать, а не тратить уйму денег и времени на создание новой и ограниченной одним государством.
18 июля 2016, 17:27
Нам надо как можно скорее, но предельно аккуратно избавляться от всех этих непонятных надстроек, которые блокируют нормальное функционирование системы и как следствие развитие нашего государства.
19 июля 2016, 13:41
Это вы про Кабинет министров? Да, эти надстройки нуждаются в серьезной корректировке.
18 июля 2016, 15:57
Да ладно нам своих то спецов троллить! Вон голландские "специалисты" два года тянут кота за хвост с результатами расследования катастрофы Боинга над Донбассом. И что дальше? Никто не вякает, заметьте...
18 июля 2016, 17:20
Какой ещё там троллинг, давайте начистоту? Система явно требует серьезной чистки - ведь мало того, что во главе МАК стоит аффилированное лицо в лице коррупционерши Анодиной, так она и её окружение еще и пользуются неприкосновенным статусом..!
Чувствуете, чем пахнет? Вам нужен подобный прогнивший орган?
19 июля 2016, 13:40
Я так скажу - в насквозь прогнивших и погрязших в коррупции коридорах власти давно нужно устроить генеральную чистку. А устраивать выборочное линчевание, когда остальная масса лоббистов и воров уже не различает, где взятка, а где спонсорская помощь, просто аморально.
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Анализ событий России и мира
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях. Только экспертный взгляд на события
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!