Новости – Общество
Общество
«Лишить влияния либеральное лобби»
Студенты строительного отряда из Университета дружбы народов приехали поднимать целину. Фото: И.Будневич и В.Медведев / ТАСС
Что мешает молодежи адекватно анализировать действительность
1 июля, 2015 16:22
8 мин
О негативных тенденциях в современном обществе и способах их преодоления рассказывает православный философ, преподаватель философии Государственного академического университета гуманитарных наук Аркадий Малер.
Аркадий Малер
Аркадий Малер. Кадр: YouTube
— Аркадий, похоже, что общество на наших глазах претерпевает принципиальные изменения. Особую тревогу вызывают две основные характеристики значительной части современной молодежи — инфантильность и клиповое мышление, не позволяющее адекватно анализировать действительность и свидетельствующее о «разорванности» его носителя. В чем причина?
— Да, это очень верное наблюдение. Инфантилизация в целом — один из аспектов общего процесса секуляризации, который стал сущностью всей эпохи Модерна, иначе называемой Новым временем. Именно так называемое Просвещение, в особенности философ Жан-Жак Руссо, открыло детство как феномен, который был возведен в самый важный и прекрасный период человеческой жизни, в который якобы очень хочется вернуться. Фрейд довел эту идею до того, что все наши проблемы также коренятся в нашем детстве.
Почему секулярному человеку хочется вернуться в детство? Потому что он уверен в том, что после смерти ничего уже не будет, а в детстве он и о самой смерти ничего не знал, и жизнь на земле казалась бесконечной. В то же время это была жизнь без какой-либо ответственности, когда все проблемы кто-то решал за тебя, да и сами проблемы были неочевидны. При этом к самим детям такой человек относится как к страшной обузе, напоминающей о его возрасте. Для него ничего не стоит совершить аборт, то есть просто убить ребенка в зародыше. Если уж у него все-таки рождается ребенок, то либо он им совсем не занимается, как будто его нет, или занимается, но не как полноценной личностью, которую нужно воспитать и образовать для общества, а как своего рода собственной игрушкой, которая должна воплотить его фантазии о себе самом. Все это следствие секуляризации, как и иные пороки нашего общества.
С развитием информационных технологий появилась возможность «вернуться в детство». При круглосуточном доступе к интернету и отсутствии плотного рабочего графика современный человек может позволить себе погрузиться в любой иллюзорный мир, воображая себя кем угодно, например, тем же ребенком, бесконечно просматривая детские сайты, фильмы, мультфильмы, играя с реальными или мнимыми детьми в компьютерные игры, создавая целые комьюнити в соцсетях. Такая жизнь может продолжаться до тех пор, пока господь не заберет. А поскольку таких людей очень много и они формируют реальный социальный запрос, то и сама цивилизация им отвечает, порождая соответствующую инфантильную культуру. И клиповое мышление — лишь один из аспектов этого общего процесса примитивизации современной культуры, когда человеку проще усвоить любую информацию и любую мысль в виде минимального набора ярких образов, чем самому вычленять ее из огромного текста. Как говорится, «много букв»…
— Как решать эту проблему?
— Решение напрямую зависит от того, что мы хотим получить взамен сложившейся ситуации. По этому поводу можно совершенно четко прогнозировать, что бесконечно эта ситуация продолжаться не может и она уже сама по себе дает сбой. В России начало укрепляться государство и стали отстаиваться государственные интересы, в то время как, по логике 90-х годов прошлого века, оно должно было просто отмереть, как в утопии коммунизма и крайнего либерализма. Вместе с этим государство дало хоть и приглушенный, но все же зеленый свет правоконсервативным настроениям и идеям, и в этом режиме мы живем уже почти 15 лет.
Если говорить о том, что надо делать здесь и сейчас, то первый рецепт будет неоригинален: нужно полностью лишить либеральное лобби в государстве какого-либо влияния на гуманитарно-медийную сферу. Люди, принимающие ключевые решения в сфере образования и масс-медиа, не должны быть идеологическими проводниками Запада, в первую очередь США. Второй рецепт — законодательное закрепление государственного статуса православной веры. Это существенно повысит потребность в изучении православия и лишит его противников возможности по любому поводу говорить о том, что православие в нашей стране имеет не больший статус, чем любая секта. Это не означает провозглашения православия государственной религией — только признание православного христианства культурообразующей религией России. Тогда в школах и вузах можно будет предмет «Основы православной культуры», как говорил некогда один известный политик, «расширить и углубить». И многие вопросы решатся сами собой — от захоронения Ленина и переименования большевистских топонимов до того, что выпускники гуманитарных вузов просто не смогут не знать, что такое Десять заповедей и когда было крещение Руси.
— Если советское государство предлагало молодежи осваивать целину и космос, строить Днепрогэс и БАМ, гордиться «первым в мире государством рабочих и крестьян», «оплотом мира» и так далее, то в наши дни дефицит позитивных идей налицо. Какая идеология могла бы объединить российское общество, показать молодежи героическое будущее?
— Прежде всего необходимо отдавать себе отчет в том, что нет и не может быть такой идеологии, которая могла бы объединить всех людей, в том числе всех россиян и даже всех русских. Все разговоры про объединяющую идеологию носят чисто риторический характер. В этом году мы отмечаем тысячелетие преставления великого князя Владимира, который тоже хотел придумать объединяющую для всей Руси религию, но потом понял, что это невозможно, и начал создавать Русь почти с нуля, утверждая в ней новую религию, к которой пришел сам как к абсолютной истине.
Мы сегодня находимся в несравнимо лучшей ситуации, чем князь Владимир, потому что эта абсолютная истина является основой нашей национальной культуры вот уже тысячу лет. Для нас не существует выбора между православным универсализмом и русской идентичностью — в нашем мироощущении это почти одно и то же. Поэтому нам надо принять принципиальное решение, что, какой бы ни была наша политическая идеология, ее мировоззренческой основой должно быть только православие. Дальше мы уже можем на фундаменте православия выстраивать самые разные идеологические модели, более или менее правые, более или менее левые и т.д.
Разумеется, православная идеология в России с неизбежностью означает провозглашение самой России историческим и геополитическим оплотом православия, тем самым Третьим Римом, который призван хранить и распространять православие по всему миру. Очевидно, что если эту идею адекватно преподнести, то она будет принята миллионами русских людей, потому что в ней есть все — и метафизика, и нравственность, и геополитика, и высокая культура, и национальная идентичность, и укорененность в прошлом, и устремленность в будущее. В самой Церкви об этом давно уже говорят, это просто общее место всех разговоров на политические темы.
— Чем вы объясните всплеск воинствующего атеизма, особенно заметный в последние годы, и бравирование этим в либеральной университетской среде?
— Резкая эскалация воинствующего атеизма начиная с 2012 года объясняется прежде всего тем, что после провала Болотного майдана стало окончательно ясно, что Русская православная церковь не позволит себя использовать в свержении Путина и развале государства. Затянувшиеся стабильность и крепость страны во многом держатся именно на Церкви. Поэтому либералы объявили Церкви информационную войну на уничтожение. Но, хотя они за это время вылили на общество целый океан антицерковных помоев, сама Церковь только укрепилась.
— Наступление глобализации — неоспоримый факт, от которого не уйдешь посредством запрета доступа к социальным сетям и других подобных мер. Что мы можем этому противопоставить?
— Целый ряд консервативных законов, принятых с 2011 года, и возвращение Крыма все-таки свидетельствуют о том, что Россия не хочет идти по пути Запада и тем более на поводу у Запада. И эти события лично меня обнадеживают. Очевидно, что Путин бросил вызов Западу, и это безотзывный вызов, который ему Запад, в первую очередь США, никогда не простит. Таким образом, у нас есть и объективные, и субъективные предпосылки для того, чтобы противопоставить Россию Западу не просто как страну, которая до конца сопротивляется его влиянию, а как источник альтернативного влияния, как самостоятельный цивилизационный полюс. Для этого все есть, но нет пока только одного — реального интереса власти к развитию собственной идеологии и политической воли проявить этот интерес. Божий промысел заставляет Россию обращаться к самой себе.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости